Рефераты. Педагогическое тестирование в России и США

Интерес к тестам вновь возродился лишь с начала 60-х гг. Статьи о них по-явились на страницах педагогических из-даний. Исследователи видели достоинства этого метода прежде всего в возможности объективной оценки знаний. Однако, как и в 20-е гг. отмечались ограниченные возможности тестов. Подчеркивалось, что они не выявляют способность ученика логически рассуждать и связно излагать свои мысли и их нецелесообразно приме-нять для проверки сформированности умения обобщать, сравнивать, делать выводы, объяснять явления и факты на основе изученных законов и теорий. В связи с намечаемой реформой образо-вания в России представляется уместным познакомиться с опытом, накопленным американской школой, так как разработка и применение тестов для проверки подго-товленности учеников являются се не-отъемлемой составной частью. Тестовая методика в США -- универ-сальное средство проверки знаний, уме-ний, профессиональной подготовки во всех областях человеческой деятельности. Для допуска к практически любому роду дея-тельности, требующей каких-то навыков и знаний, необходимо получение сертификата. Например, десятки тысяч нештатных счетчиков для проведения переписи 2000 г. отбирались среди добровольцев: с помощью специальных тестов, направлен-ных на проверку элементарных канцеляр-ских навыков, умения писать и считать. Тесты для профессиональной деятельности, разумеется, намного сложнее.

В области образования тесты разрабаты-ваются силами специализированных ком-мерческих компаний, располагающих весь-ма компетентными специалистами. Отбор материала и степень сложности предлага-емых вопросов зависят от ступени обуче-ния. Естественно, в начальной и средней школе они различны, но во всех случаях включают математику и так называемый вербальный тест (объяснительное чтение: способность понимать текст, проводить аналогии, дополнять незаконченные утвер-ждения, проводить критический анализ текста). Особое значение имеют тесты, предлагаемые в выпускных XI и XII классах. Это прежде всего SAT-1 (Scholastic Aptitude Test) -- по существу школьный выпускной экзамен. Он не очень сложен, соответствуя примерно уров-ню VI--VII классов российской школы. SAT-I принят большинством штатов. Практически он стал общегосударствен-ным, хотя закон, делающий его обязатель-ным для всех, до сих пор остается пред-метом дискуссий. Есть еше много других аналогичных тестов, например ACT (American College Test) -- оценка подго-товленности к поступлению в колледж.

Результатами этих тестов, наряду с дру-гими показателями (средние баллы за последние годы обучения, личная характе-ристика и пр.), колледжи и университеты руководствуются при отборе абитуриентов. Разумеется, требования сильно отличаются н зависимости от ранга учебного заведе-ния. Поступающему в очень престижные и дорогие, например Принстонский или Стенфордский. университеты необходимо иметь оценки, близкие к максимальным, и благоприятные дополнительные характе-ристики. Для муниципального колледжа достаточно, чтобы оценки по SAT-1 были не ниже уровня среднеамериканского выпускника. В университетах некоторых штатов, например Флориды и Техаса, прием вообще производится не по результатам тестов, а по итоговым школьным оценкам, но эти университеты занимают в общеамериканской табели о рангах соответ-ственно 60-е и 82-е места в списке из 228 американских университетов (147 об-щественных и 81 частный). Есть заведе-ния, в особенности частные колледжи, ко-торые вообще ничего не требуют: плати деньги и приступай к учебе, а чему на-учишься и какова будет цена полученного диплома в глазах будущего работодате-ля -- проблема самих студентов.

Обычно время проведения теста строго ограничено: сверх положенного не дадут ни одной лишней секунды, на размышле-ния и колебания времени нет. Например, на SAT-I отводится пять получасовых и два пятнадцатиминутных периода с корот-кими перерывами между ними. Общее число вопросов -- 60 по математике и 78 вербальных. Один из получасовых пе-риодов является "экспериментальным" -- его результаты не входят в зачет, однако испытуемый не знает, какой именно. Если он чувствует, что не справился с задани-ем, то может в течение суток отменить свою работу и пересдать тест в другой раз. Если полученные результаты неудо-влетворительны, то можно пройти испыта-ние повторно, снова внеся небольшую плату. Разумеется, при неизменности со-держания, вопросы тестов каждый раз новые. Теоретически тестирование можно проходить сколько угодно раз, однако каж-дый результат фиксируется в компьютерах системы образования. Поэтому любой се-рьезный университет всегда имеет возмож-ность поинтересоваться не только очками абитуриента, то и тем, с какой попытки они получены.

Престижные университеты крайне доро-жат своей репутацией и очень строго от-бирают лишь самых способных и подго-товленных: слабый абитуриент не попадет туда ни за какие деньги. Напротив, очень талантливые студенты, с наиболее высоки-ми показателями, вполне реально могут рассчитывать не только на прием, но и на всякие льготы, вплоть до бесплатного образования в самых дорогих университе-тах.

Особое место в американской системе тестирования занимает SAT-II, предлагае-мый ученикам выпускного класса. Этот общеамериканский комплекс был введен в практику в 1994 г. Он включает все дис-циплины естественно-математического и гуманитарного циклов, в том числе ино-странные -- европейские и азиатские -- языки. Как правило, прохождение SAT-II добровольное, хотя ряд колледжей и уни-верситетов требует его выполнения. Но в любом случае он дает абитуриентам до-полнительные шансы на поступление. Само собой разумеется, что выпускники школ выбирают из комплекса разделы, соответствующие направлению их дальней-шего образования.

Нам представляется, что для иллюстра-ции того, как построены тесты в амери-канской системе образования, SAT-II под-ходит больше всего. С одной стороны, он основан на тех же принципах, что и все остальные тесты, с другой -- достаточно сложен, чтобы показать, как при надлежа-щем построении тесты могут служить для выявления способности учеников логически мыслить, формулировать выводы и обоб-щения на материале полученных знаний. Более простые испытания, такие, как SAT-I. обладают теми же свойствами, но демонстрируют их не столь наглядно.

В качестве примера мы возьмем тест по всемирной истории, поскольку из всего набора тем эта наиболее знакома широко-му кругу читателей. Тест включает 95 вопросов, на которые надо ответить в течение часа.

В соответствии с технологией, повсе-местно применяемой в американской си-стеме образования, для каждого из вопро-сов предлагается несколько вариантов от-ветов, имеющих буквенное обозначение -- А. В. С. D, Е. На отдельном листе напе-чатаны номера вопросов и против них -- перечисленные буквы. Испытуемый должен отметить ту из них, которая, по его мне-нию, соответствует правильному ответу. Если он не отмстит ни одного ответа, то теряет очко. Если ответит неправильно, то теряет I/4 очка. Очевидно, что подобная система подсчета позволяет учесть даже неполное знание вопроса.

Окончательной оценкой являются не очки, а баллы, рассчитываемые по специ-альной таблице. Последняя построена так. что максимальное число баллов (800) абитуриент получает, даже набрав лишь 85 очков. Другими словами, он имеет право вообще не отвечать на 10 вопро-сов.

Получается, что испытуемый имеет неко-торую свободу выбора в пределах задан-ной тематики теста. Такая свобода в ка-кой-то мере создает психологическую раз-рядку для испытуемого. Он чувствует себя более комфортно, зная, что от него не ждут полного совершенства. При этом тест остается весьма суровым, и далеко не все его успешно проходят с первого раза. Известно, например, что в 1999 г из 1,3 млн. американских школьников проходивших SAT-1, лишь 730 получили полный балл. В среднем, неплохим ре-зультатом считается, если по каждому те-сту дано примерно 75% правильных отве-тов. Катастрофическим называют 40-про-центный уровень верных ответов.

Обратимся непосредственно к содержа-нию теста SAT-11 по всемирной истории Более половины из его 95 вопросов по-священы истории Африки. Азии, Северной и Южной Америки. История США сюда не входит -- ей отводится отдельный тест. Вторая половина вопросов касается европейской истории. Содержание теста включает материалы социального, эконо-мического, культурологического характера. Абитуриенты должны уметь проанализиро-вать отрывки из выступлений политиче-ских деятелей, различные документы, предполагается знакомство с основными направлениями искусства и материальной культуры. Ответы требуют знания и пони-мания как фактов прошлого, так и собы-тий современности, причинно-следственных связей, основных тенденции развития все-мирной истории.

Значительная часть вопросов проверяет знание фактического материала. На пер-вый взгляд они кажутся достаточно эле-ментарными, но жесткие временные рамки требуют от испытуемого свободной ориен-тации в материале, обеспечивающей быст-рый ответ. Вопросы такого рода -- про-стейший способ определить уровет его подготовки. Приведем некоторые примеры. Вопрос: "Какие продукты позаимствовали европейцы только после их контактов с американскими индейцами в XVI веке?" Предлагаемые ответы:

A. Чай.

B. Рис.

C. Корица.

D. Сахар.

E. Картофель.

Из любого учебника истории школьники должны знать, что в ходе контактов с индейцами европейцы узнали такие культуры, как картофель, маис (кукуруза), табак. Но даже если упоминание картофеля в учебнике выпало из памяти, можно воспользоваться другими фактами и другими источниками, чтобы дать верный ответ. Как правило, всем известно, что чай и рис выращивают в Китае, а корица входила в число пряностей, которые из-давна привозились с Востока, в частности из Индии. Выбор сужается до D и Е, что уже неплохо. Если же ученик еще откуда-то, хотя бы из детских сказок, зна-ет, что сахар был знаком европейцам еще в средние века (в домике у доброй вол-шебницы окошки были из леденцов), то он получает желанное очко.

Другой пример. Вопрос: "Какие из коло-ний европейских стран получили незави-симость до 1900 года?" Набор предлагае-мых ответов:

A. Алжир.

B. Бразилия.

C. Индия.

D. Индокитай.

E. Берег Слоновой Кости.

Хотя содержание вопроса строится на качественно ином материале, но по свое-му характеру он тоже нацелен на выявле-ние фактических знаний. В данном случае кроме знания учебника важна общеистори-ческая ориентация выпускника, понимание в самых общих чертах истории общества после Второй мировой войны. Это вклю-чает и обретение независимости Индией, и деятельность де Голля в решении ал-жирской проблемы, и ситуацию вокруг Вьетнама, и процессы, связанные с про-буждением "черного континента". Ориента-ция на этом общеисторическом фоне поз-воляет дать правильный ответ -- Брази-лия, даже не зная подробностей истории Южной Америки.

Оба эти примера свидетельствуют о том, что нахождение правильного ответа даже на сравнительно простые вопросы требует не столько запоминания, сколько общеисторической подготовки

К числу более сложных вопросов можно отнести те, которые требуют понимания причинно-следственных связей. Эти вопро-сы отличаются по степени сложности, по характеру материала, на основе которого должны быть сформулированы требуемые выводы. Приведем несколько примеров.

Вопрос: "Какие из перечисленных факторов обусловили стремительное развитие Французской революции?' Предлагается выбрать один из ответов,

A. Национальное банкротство.

B. Наступление на права третьего сосло-вия.

С Желание знати получить конститу-цию.

D. Страдания крестьянства.

E. Попытка короля вернуться к феодаль-ным порядкам.

Чтобы сделать правильный выбор, необходимо обладать историческим мышлением, рассмативать крупное историческое явление как целостный процесс, который определяется Совокупностью ряда факторов. Соотношение этих факторов находит отражение в причинно-следственных свя-зях. В рассмотренном выше вопросе каж-дое положение из предлагаемого круга ответов выступало в качестве причины, приближающей страну к революции. Но только совокупность всех этих причин, их переплетение и взаимодополнение вызвали общенациональное банкротство, кризис власти которые и обусловили стремительное развитие французской революции.

Наконец, есть тесты, направленные на выяснение обшекультурного кругозора, степени знакомства с памятниками искусства разных эпох, умения ориентироваться в разнообразных художественных стилях. В качестве примера приведем три задания, объединенные в единый тест. Даны ре-продукции, изображающие памятники ис-кусства: мозаика "Император Юстиниан с семьей", скульптура Микеланджело "Мои-сей" и интерьер церкви. Предлагается оп-ределить, к какому направлению в искус-стве относится каждое из произведений:

A. Баухауз.

B. Ренессанс.

C. Прерафаэлиты.

D. Византийский стиль.

E. Рококо.

В данном случае интересны не столько вопросы, сколько набор предлагаемых от-ветов. Можно надеяться, что определение византийского стиля применительно к мо-заике, изображающей императора Юстини-ана, не вызовет особых затруднений. Точ-но так же вполне очевидна принадлеж-ность к направлению Ренессанса широко известной скульптуры Микеланджело. Но баухауз (направление в немецкой архитек-туре и прикладном искусстве первой чет-верти XX в.) или прерафаэлиты (группа английских художников середины XIX в.) вряд ли знакомы абитуриенту, не занимав-шемуся специально историей искусства. Выполнение предложенного теста предпо-лагает не только знание различных стилей в искусстве, но и умение применить эти знания в конкретной ситуации. Это еше раз напоминает о том, что поступление в серьезный колледж или университет требу-ет основательной подготовки по избранно-му профилю.

Примеры можно продолжить, но и при-веденные выше показывают, что для про-хождения теста недостаточно просто за-помнить какой-то набор фактов. SAT-1I нацелен в первую очередь на то. чтобы выявить кругозор абитуриента, его умение анализировать и обобщать материал. Этот вывод существенно отличается от прежних представлений о тестовых методиках. Гиб-кость и насыщенность тестов наряду со строгими рамками при их выполнении -- характерные черты современных тестовых методов, используемых в Америке. Разуме-ется, уровень и направление заданий мо-гут коренным образом изменяться в зависимости от их тематики и назначения. Но общие черты, о которых говорилось, присущи всем бесчисленным испытаниям, проводимым в стране.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.