Рефераты. Особенности восприятия комикса дошкольниками

Чуть позже в интернет-клубе «QUO VADIS?» участники и гости Конгресса обсудили судьбу комиксов в России. На вопрос «Быть или не быть комиксу в России?» участники ответили утвердительно, поскольку культура восприятия комиксов в нашей стране имеет некоторую традиции. Для дальнейшего развития необходимо повышать уровень профессионального исполнения комиксов, разработать и реализовать фундаментальную издательскую программу.

Психологические особенности дошкольников на 4, 5 и 6-м годах жизни

Прежде чем проследить, каково восприятие комиксов дошкольниками, разберемся, в чем заключаются психо-физиологические возрастные особенности детей этого возраста.

В процессе развития опосредствованности психика ребенка становится осознанной и произвольной. Культурные средства, которые он активно присваивает, дают ему возможность самостоятельно анализировать любую новую ситуацию, быть свободным в выборе собственных действий, самостоятельно организовывать свою деятельность.

Однако очевидно: действия с понятиями, в которых в значительной степени фиксируется человеческий опыт, и развитие неодинаково значимы для всех возрастных ступеней. Само понятие возраста со всей остротой ставит проблему поиска специфических для каждой ступени характеристик развития. Это может быть не только специфика различных видов деятельности, но и, если следовать логике концепции Л.С. Выготского, тот тип средств, который ребенок присваивает и использует в своей деятельности.

В исследованиях А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддъякова и других ученых показано: для ребенка дошкольного возраста существуют особые формы опосредования, которые носят образный характер. Так, установлено, что основная линия развития восприятия -- это усвоение детьми особого рода социально выработанных средств: сенсорных эталонов и опосредуемых ими перцептивных действий, то есть действий восприятия. Исследования позволили Л.А. Венгеру разработать концепцию развития способностей, согласно которой одна из существенных сторон развития ребенка -- развитие его способностей, понимаемых как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для него средств. В отличие от знаний, умений и навыков способности имеют непреходящее значение для человека. Более того, существуют особые периоды, когда ребенок наиболее чувствителен, сенситивен к развитию определенных видов способностей.

Дошкольный период - возраст образных форм сознания, и основные средства, которыми ребенок овладевает в этот период, - образные: сенсорные эталоны, символы, знаки (разного рода наглядные модели, схемы, планы и тому подобное). Развитие ребенка происходит в присущей ему деятельности - конструировании, рисовании и, прежде всего, в игре. С одной стороны, игра сама по себе имеет особое значение для развития ребенка, и взрослому принадлежит существенная роль в ее становлении, с другой - игра и игровые приемы - неотъемлемая часть обучения детей дошкольного возраста.

Для ребенка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, то есть обобщение своего собственного чувственного опыта. Эмпирические обобщения, осуществляемые с помощью образных средств, как указывает В.В. Давыдов, опираются прежде всего на наглядные представления ребенка. Поэтому основным в образовании дошкольника является организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить и зафиксировать с помощью наглядных средств - эталонов, символов, условного заместителя, моделей.

Для того чтобы обучение ребенка было успешным, оно должно быть включено в доступные и интересные ему виды деятельности - игру, рисование, конструирование, лепку и другое. Психологи выступают против искусственной акселерации, ускорения детского развития, против перенесения в дошкольный возраст школьного содержания и методов обучения. А математика и грамота - традиционные школьные учебные предметы. Исследования показывают, что обучение грамоте и математике целесообразно начинать в дошкольном возрасте при условии, если содержание и методы обучения строятся с учетом особенностей возраста и задач умственного развития ребенка.

Главное, не научить детей навыкам счета или чтения, а ввести в новые для них области действительности - область количественных отношений вещей в одном случае и область речевых звуков - в другом при максимальном использовании игровых приемов.

На первый план выдвигается идея «самоценности» дошкольного периода детства, необходимости его полноценного проживания. Установка на «самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям форм обучения. Таковым является обучение школьного типа, то есть формы обучения, ориентированные на усвоение детьми знаний и навыков. Однако «самоценность» детства ни в коей мере не исключает всякое обучение.

Характерными для ребенка видами деятельности в процессе его умственного развития являются прежде всего восприятие, наглядно-образное и продуктивное (творческое) воображение. Лишь к самому концу дошкольного детства в сложных видах совместной сюжетно-ролевой игры начинают складываться условия, способствующие возникновению словесных, вербально-логических форм мышления.

Представление о том, что обучение дошкольников почти не отличается от обучения в школе, неверно. Отсюда и тяга к информационной модели обучения, попытка внедрить классно-урочную систему обучения путем введения предметного преподавания, при котором каждый предмет ведет отдельный педагог.

Обучение детей дошкольного возраста не ограничивается одними занятиями, большую часть знаний и умений ребенок усваивает без специального обучения - в повседневном общении со взрослыми, сверстниками, в ходе игры, наблюдения. Обучение на занятиях и вне занятий - своеобразная цепь, где каждое звено увязано с последующим и предыдущим. Педагог, ведущий занятия по тому или иному предмету, может стать хорошим информатором, но участвовать в интегрированном процессе обучения вряд ли сумеет.

В последнее время все большее внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в обучении. Цель такого обучения - обеспечить личностное становление ребенка. Педагог признает самоценность личности ребенка, его индивидуальность. Поэтому он не стремится дать дошкольнику знания, а целенаправленно развивает его способности.

Желание учиться появляется у ребенка тогда, когда содержание обучения отвечает его актуально проявляющимся потребностям, чувственным связям с окружающим миром. Часто усложнение содержания многих занятий (раннее обучение грамоте, счету, письму) ошибочно принимается за подготовку детей к школе. Ребенок часто не испытывает потребность в подобных знаниях и необходимость их усвоения воспринимает как насилие над собой. Обучение благоприятно для развития ребенка в том случае, если он переживает радость от процесса деятельности и ее результата. Задача педагога - определить меру трудностей предполагаемого задания. Однако необходимо учитывать, что на ребенке одинаково пагубно скажутся как недооценка его возможностей, так и перегрузка.

Формирование мыслительных (интеллектуальных) способностей ребенка основано на овладении опосредованным решением мыслительных задач.

Как указывал А.В. Запорожец, в дошкольном детстве создаются особо благоприятные условия для развития образных форм познания - восприятия, наглядно-образного мышления, воображения, причем сформировавшиеся психологические образования имеют непреходящее значение для всей последующей жизни человека.

Наиболее характерные для дошкольного детства виды деятельности - это сюжетно-ролевая игра и так называемая «продуктивная деятельность» (рисование, конструирование, лепка, аппликация и другое). Они содержат в себе компоненты, воздействующие на психическое развитие дошкольника. Эти виды деятельности имеют одну общую особенность - моделирующий характер. Дети не просто «символизируют» или обозначают предметы, но и создают их наглядные модели, устанавливая между отдельными заместителями отношения, адекватные отношениям замещаемых объектов. Наглядная модель может быть использована как средство перевода детей от решения задачи в наглядно-действенном плане к ее решению в наглядно-образном плане.

Речь

В дошкольном возрасте завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления детей, а также предметом изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык становится действительно родным.

Интенсивно растет словарный запас речи. На этом возрастном этапе велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других - меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Словарный запас детей 4-летнего возраста достигает в среднем 1500 слов и существенно расширяется к 5 годам (2000 слов), а в 6 лет - 2500-3000 слов, но до среднего словарного запаса взрослых, который составляет 12000-13000 слов, ребенку надо пройти еще долгий путь.

Дети постигают смысл конкретных понятий раньше, чем абстрактных. Вот почему слова типа «стол», «стул», «кровать» и тому подобные появляются в их речи первыми, и уж потом, спустя определенный период времени, дети начинают употреблять дети начинают употреблять понятия типа «счастье», «надежда». Такие слова взрослые замечают в речи детей в возрасте 5 лет.

Развивается грамматический строй речи. Дети усваивают тонкие закономерности морфологического порядка (строения слова) и синтаксического (построения фразы). Ребенок 5-ти лет не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей, и изменением его смысла. Слова, создаваемые ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно - оригинальны.

«У лысого голова - босиком».

«Разве в буфете нет хлеба?» - «Кусочек есть, только он пожилой.

Девочка увидела в саду червяка: «Мама, мама, какой ползук!»

То, что дети усваивают грамматические формы языка и приобретают активный словарь, позволяет им к концу дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Ребенок может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном. Сохраняется и ситуативная речь, но в основном, в разговорах на бытовые темы и в рассказах о событиях, имеющих для ребенка яркую эмоциональную окраску.

В дошкольном возрасте дети овладевают всеми формами устной речи, присущими взрослым. У детей появляются развернутые сообщения-монологи, рассказы, в которых они передают свои мысли, впечатления, переживания. В общении друг с другом у детей развивается диалогическая речь, которая включает в себя указания, оценку, согласование игровых действий. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать свои действия, рассуждать о способах решения задач.

Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным в развитии речи. Продолжает развиваться и общение со взрослыми, которых дети воспринимают как эрудитов, способных объяснить все, и рассказать обо все на свете.

Восприятие

Восприятие у детей в дошкольном возрасте становится осмысленным, целенаправленным. В нем выделяют произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь - то, что дети начинают активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, они тем самым и выделяют для себя эти свойства; называя предметы, они отделяют их от других, определяя их состояния, связи или действия с ними, - видят и понимают реальные отношения между ними.

Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет, в предметах замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов. На протяжении дошкольного возраста у ребенка формируется способность мысленно расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое.

Внимание

Внимание ребенка дошкольного возраста чаще является непроизвольным и вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Психологи считают, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия. В развитии произвольного внимания ребенку помогают рассуждения вслух. Чем лучше развита речь ребенка, тем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание. Объем внимания детей дошкольного возраста невелик. Наблюдаются значительные индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей, зависящие от типа их нервной деятельности, от физического состояния и условий жизни. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые, разница в устойчивости их внимания достигает 1,5-2 раз.

Мышление

Заметные изменения происходят и с нервной системой, мозгом, хотя внутренние перемены наблюдать труднее, чем внешние. Мозг увеличивается в размерах, на нем образуются новые извилины, он как бы сморщивается и уплотняется. У взрослого мозг весит около 1,4 кг, а по объему равен примерно двум кулакам. К 5 годам мозг ребенка по размеру составляет почти 90% мозга взрослого и по весу он в этом возрасте ближе к мозгу взрослого, чем любой другой орган.

Утверждают, что одновременно с увеличением веса мозга продолжает увеличиваться число нервных клеток, растет количество связей между ними в коре и других участках мозга и нервной системы.

Головной мозг состоит из двух полушарий, которые выполняют разные функции. Левое полушарие ответственно за речь и управление двигательными актами. Область зрительно-пространственных и многих других восприятий находится «в ведении» правого полушария. Связи между ними у детей до 2 лет еще очень слабы, но потом значительно укрепляются.

Некоторые исследователи полагают, что у мальчиков и девочек мозг развивается по-разному. Согласно их мнению, раннее доминирование левого полушария объясняет лучшую способность девочек к усвоению навыков речи по сравнению с мальчиками. Существует также предположение о том, что у мальчиков доминирует правое полушарие, и поэтому у них раньше, чем у девочек, развивается двигательная активность.

Вообще у дошкольников восприятие и мышление настолько тесно связаны, что говорят о наглядно-образном мышлении наиболее характерном для этого возраста. Дошкольники мыслят образно, они еще не приобрели взрослой логики рассуждений.

В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи, дети начинают усваивать понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятия начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство взрослых. Так, например, 5-летний ребенок уже приобретает такое отвлеченное понятие, как «живое существо». Он легко и быстро относит к «живым» крокодила, но слегка затрудняется, относя к этой категории дерево или тюльпан.

К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей, что очень важно для дальнейшего развития интеллекта.

В основе развития мышления дошкольника лежит формирование умственных действий. Первоначально мыслительные операции протекают в практической деятельности, в экспериментировании с предметами. Постепенно в мыслительные процессы включается развивающаяся связная речь. Ребенок учится рассуждать, доказывать, обосновывать свои выводы, то есть речь превращается в орудие интеллектуальной деятельности, в средство решения задач. Таким образом, в дошкольном возрасте можно наметить главные линии развития мышления: наглядно-действенного - на базе развивающегося воображения; наглядно-образного - на основе опосредования и произвольной памяти; словесно-логического - путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

Память

Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Память становится доминирующей функцией (Л.С. Выготский). Ни до, не после этого периода дети не запоминают с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей.

У детей 3-4 лет память непроизвольна. Обычно дети не ставят перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для них события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Дети быстро запоминают стихотворения, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность и смежные рифмы. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда дети сопереживают их героям.

В этом возрасте легко образуются временные связи, ребенок легко запоминает новый материал, но он недолго удерживается в памяти ребенка. Объем памяти детей значительно изменяется в зависимости от того, насколько им интересен и понятен заучиваемый материал, насколько ясна ребенку цель запоминания.

В 5 лет у детей начинает формироваться произвольная память. Сознательное, целенаправленное запоминание появляется только эпизодически. Наиболее трудный для запоминания материал дети воспроизводят играя. Например, взяв на себя роль продавца, ребенок может запомнить и вспомнить в нужный момент длинный перечень продуктов.

Детское воображение в своем развитии подчинено тем же законам, каким следуют другие психические процессы: восприятие, память, внимание. Воображение от непроизвольного (пассивного) переходит к произвольному (активному), постепенно превращается из непосредственного в опосредованное.

Для малышей этого возраста комикс - в первую очередь яркая, интересная картинка. Дети, которые еще не умеют читать, разглядывают комиксы с не меньшим удовольствием, чем их читающие сверстники. Комикс - это обещание приключения, игры. Однако часто, чтобы понять суть истории, детям требуются подсказки, разъяснения взрослых.

Сегодня комиксы выходят отдельными сборниками. Но для малышей стоит отдельно порекомендовать комиксы, которые публикуют специальные детские журналы. Они ориентированы именно на дошкольника и помимо ярких картинок содержат обучающий и развивающий материал вместе с подсказками для родителей и воспитателей.

Малыш в возрасте 5-6 лет активно учится, непосредственно воспринимая информацию из окружающего мира. Этот процесс не стоит пускать на самотек. Комиксы могут оставаться для малыша чередой ярких, но бесполезных картинок. А могут стать поучительной историей в картинках, открыть возможность для развития памяти, мышления, речи. Здесь все зависит от выбора комиксов и руководства взрослого человека.

Комиксы в детских журналах

Многие родители не покупают малышам журналы, потому что уверены: подобных не существует. Или, что тоже не редкость, считают, что в младшем возрасте достаточно обычных детских книг. Довольно часто первый журнал в жизни ребенка появляется только в 5-7 лет, когда мамы с папами начинают задумываться о поступлении их чада в школу.

Тем не менее, многие издающиеся сегодня детские журналы рассчитаны на малышей 2-3 лет. Кроме того, психологи и педагоги считают, что для ребенка младшего возраста журнал иной раз во многом интереснее и познавательнее, чем детская книжка.

Журналы знакомят ребят с произведениями детской художественной литературы. В них не только стихи, рассказы, сказки, знакомые с детства, но и ранее неизвестные произведения классиков детской литературы, творения современных писателей и поэтов, познавательные и поучительные статьи, новые истории про любимых детьми героев. Так что журнал - большой помощник в формировании у малыша литературных вкусов и приучении его к красоте родного слова.

Основная цель всех детских журналов - развивать маленькую личность. Из журналов дети узнают много интересного о природе, истории родного города, страны. Журнал учит ребенка творить: рисовать, вырезать, склеивать. В них часто содержатся задания, направленные на развитие мышления, памяти, внимания, воображения и других важных качеств, необходимых малышу для занятий в детском саду и в будущем успешного обучения в школе. Задания предлагаются в занимательной форме: например, хорошо знакомые ребенку герои попадают в беду, чтобы их спасти, малыш должен разгадать ребусы, загадки, головоломки и прочее. Таким образом, маленький читатель является не просто пассивным слушателем, а вовлекается в активное действие, что очень важно для дошколенка. Ведь его психика устроена таким образом, что познание и развитие происходит в деятельности.

Дети любят играть в своих любимых героев из книг и мультфильмов. Журналы предоставляют им эту возможность, публикуя рассказы в картинках, комиксы по мотивам любимых историй. Обыграть с детьми прочитанные сказки, стихи, просмотренные мультфильмы могут, конечно, и папа с мамой. Но то времени нет у родителей, то голова занята другими проблемами, а в журналах есть уже «готовые рецепты» развлечений.

Дети любят журналы за то, что там много интересных картинок, рядом с которыми можно поставить свой автограф, и никто за это ругать не будет; а если случайно порвется страничка - ничего страшного.

Что касается взрослых, то они тоже любят детские журналы, но по другой причине. Сидит себе ребенок спокойно, часами листая красочно иллюстрированные странички, и никого не отвлекает. И читать ему не нужно - по картинкам и так все понятно! Но для того, чтобы покупаемая детская периодика приносила реальную пользу и выполняла свою прямую функцию - развивала малыша, - журнал, по крайней мере, только что купленный, необходимо читать вместе с ребенком. Существуют определенные рекомендации, как лучше организовать знакомство малыша с детским журналом.

Для начала родителям или воспитателю нужно ознакомиться с журналом самим. Читать ребенку все подряд не стоит. Пролистав журнал, выбираем те рассказы и задания, которые обязательно заинтересуют маленького читателя. Задания, которые не подходят малышам по возрасту, лучше оставить на «потом».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.