Рефераты. Обучение и развитие в школе и ВУЗе

Методические особенности преподавания теоретической психологии

Преподавание теоретической (общей) психологии и ее прикладных отраслей имеет свои особенности не только со стороны содержания, но и методики. Поскольку методика преподавания постоянно ищет наиболее доходчивые приемы и методы, то уже сегодня можно выделить ее некоторые методические особенности.

История психологии

История психологии -- отрасль психологической науки, изучаемая на психологических факультетах университетов и академий. Но это не прикладная наука, а теоретическая, объясняющая современное состояние психологии на основе ее ретроспективного анализа. История психологии реконструирует процесс развития науки в его динамике, начиная с взглядов древних на психику (душу) и кончая сегодняшними научными представлениями о ней.

При изучении истории психологии студентам важно усвоить логику развития науки во времени, т. е. какие общественные потребности ее породили и как она помогла удовлетворить их. История психологической науки прослеживает и объясняет ее ход со времен древности до наших дней, позволяет глубже по-нять современные теории и гипотезы, учит подходить к ним исторически.

Особенности истории психологии как науки теоретической, являющейся одновременно и исторической, и психологической, требуют от преподавателя и особого методического подхода к ее преподаванию. Существенное значение имеет последователь-ность преподавания двух теоретических дисциплин -- общей психологии и истории психологии. Иногда история преподает-ся раньше, иногда наоборот, а нередко они идут параллельно.

Общая психология

Основной целью преподавания данного предмета является ус-воение студентами общих закономерностей функционирования психики.

Эти общие замечания относятся к методике преподавания не только общей психологии, но и других психологических дисци-плин, а основаны они на опыте преподавания общей психологии.

Методические особенности преподавания прикладной психологии

Возрастная и педагогическая психология

Эти две прикладные отрасли психологии, если их рассматри-вать вместе как единую учебную дисциплину, представляет со-бой применение общепсихологической теории для объяснения возрастного развития в детские годы (это наиболее исследован-ный отрезок жизни человека) и психологических условий эф-фективности обучения и воспитания человека.

Изучение этих наук имеет практическое значение для студен-тов, учителей и родителей, любого взрослого человека.

Студенту же любой профессиональной ориентации надо на-учиться использовать знания в данной области в будущей прак-тической деятельности, чтобы разбираться в психологических особенностях людей разных возрастов и оказывать на них воз-действие при организации игровой и учебной деятельности, а также развитии лучших черт личности в деятельности.

Усвоение законов возрастного психического развития челове-ка в онтогенезе позволяет учителю целенаправленно строить пе-дагогическую работу по формированию (обучению и воспита-нию) школьников, перевести ее на рельсы научности, превра-тить во многом стихийный процесс в управляемый. Такое зна-ние нужно и любому родителю.

Коротко остановимся на методических особенностях препо-давания возрастной и педагогической психологии.

Эти две отрасли психологии могут представлять один или два самостоятельных учебных предмета. Методика преподавания за-висит от того, изучаются ли они как один учебный предмет или как два разных. Для психологических факультетов педагогиче-ских вузов они составляют две самостоятельные дисциплины, а для других (для непсихологических факультетов педвузов и для студентов непедагогических вузов) возрастная и педагогическая психология обычно преподается как единая дисциплина. А како-ва должна быть методика преподавания, становится ясно при раскрытии содержания этих отраслей психологической науки.

Возрастная психология как самостоятельная отрасль психологи-ческой науки изучает возрастную динамику психики человека. Как сказано в «Кратком психологическом словаре» (1985), «фактиче-ски совпадает с содержанием педагогической психологии; в своем историческом развитии они практически неотделимы друг от дру-га.

Воспользуемся приводимыми там дефинициями. «Возраст-ная психология -- отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости». В этом определении нет ограничения психо-логией только детских возрастов.

«Педагогическая психология -- отрасль психо-логии, изучающая психологические проблемы обучения и вос-питания».

Если ведется ее преподавание как единой учебной дисципли-ны с возрастной психологией, то методика строится на показе взаимосвязи процесса обучения и воспитания с процессом раз-вития психики. Тогда развитие психики в детских возрастах бу-дет преподнесено как психологическая основа организации учебной деятельности учеников, постановки развивающего обу-чения, которое оказывает воспитывающее влияние на личность, развивая ее в интеллектуальном и нравственном отношениях.

Социальная психология

В методике преподавания социальной психологии не может не учитываться относительная молодость этой науки. Первые упоминания о ней относятся к началу нашего века, когда первые попытки создания социально-психологической теории предпри-нимались представителями психологической школы в социоло-гии (Г. Тард, Г. Лебон, У. Макдугалл, С. Сигеле, Э. Дюркгейм). И вышедшая в 1908 г. книга Макдугалла (английского психоло-га, работавшего позже в США) «Введение в социальную психо-логию» была первой публикацией по социальной психологии. Поэтому иногда эту дату (1908) считают началом истории соци-альной психологии. В попытках найти некие всеобщие законы, позволяющие объяснить социальные явления (например, исто-ки солидарности и сплоченности людей), ученые изучали пове-дение толпы, факты заражения, имитации и подражания, «кол-лективные представления», законы духовного единства» и т. п. Но при этом законы социальные подменялись или подчи-нялись законам психологии, личность растворялась в человече-ской общности, теряя способность самостоятельно действовать и принимать решения.

Медицинская психология

Медицинская психология олицетворяет связь психологии с медициной, особенно с такими ее областями, как психиатрия, неврология, нейрохирургия.

Предмет медицинской психологии в настоящее время еще не получил четкого и однозначного определения. Некоторые счита-ют, что понятия «медицинская психология» и «клиническая психология» тождественны. Другие видят в них разницу и раз-водят их (см.: Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. -- Л., 1982; Психологический словарь. -- М., 1996). В перечне на-учных дисциплин, вошедших в «Государственный образова-тельный стандарт высшего профессионального образования», есть учебная дисциплина под названием «Клиническая психоло-гия» (150 часов), но предмета под названием «Медицинская пси-хология» в этом перечне нет. Однако такая отрасль знаний есть, и студенты психологической специальности ее уже практически изучают. Что касается клинической психологии, то, если судить по ее содержанию, раскрытому в государственном стандарте об-разования, она должна изучаться студентами-медиками, а не психологами, ибо последние по профилю своей работы не имеют дела с больными, находящимися на стационарном лечении (в клинике, больнице).

Мы будем исходить из понимания, что медицинская психоло-гия представляет собой самостоятельную учебную дисциплину, и ее содержание не тождественно содержанию клинической пси-хологии.

Однако предмет медицинской психологии различные авторы, признающие ее самостоятельной научной отраслью, определяют по-разному.

Предметом медицинской психологии как прикладной отрас-ли психологической науки можно считать психологические воз-действия, оказывающие травмирующее или исцеляющее влия-ние на человека, т. е, психотравмирующие и психотерапевти-ческие факторы.

Теоретическое содержание медицинской психологии состав-ляют те отрасли психологической науки, которые изучают ано-мальные состояния психики (патопсихология, нейропсихоло-гия, специальная психология), а также некоторые отрасли ме-дицины (психиатрия, неврология и нейрохирургия), изучаю-щие психосоматические проявления различных болезней, пси-хологические последствия травм и болезненных поражений структуры мозга, исцеляющий эффект психологических воздей-ствий на больного.

Прикладной аспект медицинской психологии заключается в использовании научных психологических и медицинских зна-ний для диагностики, лечения и предупреждения (профилакти-ки) заболеваний нервно-психического характера.

Основными разделами медицинской психологии являются: психотерапия, психофармакология, психопрофилактика, пси-хокоррекция, психогигиена, а также психотоксикология.

Юридическая (правовая) психология

Юридическая психология -- наука, изучающая явления и зако-номерности психической жизни людей, связанные с применени-ем правовых норм и участием в правовой деятельности. Иначе го-воря, это наука о психологии правоприменительной деятельности и ее субъектов, т. е. сотрудников правоохранительных органов1. Юридическая психология в системе государственного образова-ния изучается в юридических вузах и на юридических факульте-тах университетов. Она также преподается в вузах правоохрани-тельной системы, экономических и управленческих учебных за-ведениях. Цель преподавания этого предмета студентам-юристам ученые-правоведы видят в формировании психологической куль-туры юриста, которая повышает эффективность юридической деятельности, способствует ее гуманизации.

Курс юридической психологии преподается также в некото-рых гуманитарных вузах, не входящих в систему государствен-ного образования: студентам, специализирующимся по практи-ческой психологии для работы в области социальной защиты, производственной педагогики, бизнеса (менеджмента и марке-тинга). Причем здесь ее изучение строится на базе общей психо-логии и других отраслей психологической науки, которые тоже преподаются в указанных вузах, и особенно большой набор пси-хологических дисциплин, конечно, у будущих профессиональ-ных психологов. Поэтому в программу курса юридической пси-хологии для студентов-психологов не входят общепсихологиче-ские вопросы, тогда как для студентов других, непсихологиче-ских специальностей они составляют примерно половину содер-жания учебного предмета.

Методические приемы обеспечения эффективности текущего педагогического контроля

Текущим педагогическим контролем можно назвать все по-вседневные действия преподавателя, когда он на основе полу-чаемых по каналам «обратной связи» сведений вносит те или иные коррективы в учебный процесс.

Это могут быть корректирующие действия преподавателя в ходе лекции на основе любых сигналов из аудитории, начиная с той или иной, даже малейшей, степени спада ее внимания к излагаемой лекции и заканчивая демонстративным игнорирова-нием студентами лекторской речи. Понятно, что в такой ситуа-ции лектору придется немедленно внести нечто новое в содержа-ние лекции или изменить манеру ее изложения, хотя, возмож-но, не сразу удастся установить истинную причину невнимания аудитории.

Контроль за степенью усвоения учебного материала студента-ми преподаватель, конечно, осуществляет на различных группо-вых занятиях. На лабораторных и практических занятиях (в том числе на семинарах-практикумах) он стремится выявить причины незнания или неумения и на этом же занятии устраня-ет имеющиеся недостатки в усвоении материала. Это может быть сделано как дополнительными разъяснениями непонятно-го, так и практической отработкой нужных действий по реаль-ному применению теоретических знаний посредством решения каких-то дополнительных учебных задач под непосредственным руководством преподавателя. На семинарах, дискуссиях и дру-гих групповых занятиях, проводимых интерактивными метода-ми, где обязательным элементом учебных действий выступают различные формы диалога, дискуссии (деловая игра, «круглый стол», «мозговая атака» и т. д.), преподаватель вносит коррек-тивы по ходу коллективного обсуждения.

Групповые занятия позволяют контролировать общий уро-вень и ход усвоения программного материала студентами, вы-явить наиболее трудные для усвоения проблемы, чтобы на по-следующих занятиях, в том числе в лекциях и при организации самостоятельной работы студентов, внести те или иные коррек-тивы принципиального характера, принять такие меры, кото-рые, возможно, потребуют от преподавателя усилий, выходящих за пределы данного конкретного занятия.

К формам текущего педагогического контроля относятся и некоторые виды письменных работ студентов.

Обнаруженные с помощью письменных работ и их группового обсуждения на семинаре недостатки в усвоении материала, ошибочные суждения или вообще отсутствие усвоения каких-то вопросов теории и т. п. учитываются преподавателем для прове-дения коррекционной работы. И на последующих занятиях ему приходится проводить дополнительные разъяснения или повто-рить практические письменные работы на ином фактическом материале.

Психологическое просвещение в работе преподавателя психологии

Формы и методы психологического просвещения

Одна из важнейших функций психолога - психологическое просвещение населения.

Основными целями психологического просвещения являются: знакомство населения с основами психологии личности, общения, деятельности, самообучения и самовоспитания; популяризация, разъяснение результатов новых психоло-гических исследований, особенно в области обучения и воспитания;

формирование потребности в психологических знаниях и намерения использовать их в своей жизни и деятельности. Формами просвещения могут быть: научно-популярные лек-ции, беседы, семинары, выставки, встречи с психологами-про-фессионалами и т.п.

При проведении просветительной работы следует учитывать некоторые особенности как представляемой информации, так и методов ее преподнесения:

1) доброжелательность, которая выражается в искреннем
желании психолога поделиться знаниями;

2) соответствие содержания, форм и методов работы уровню
развития, возрастным и профессиональным особенностям ауди-тории;

научность, что означает невозможность использования
оккультных наук, различного рода знахарства, колдовства и т.п.;

практическая необходимость и целесообразность представляемой информации.

Наиболее перспективной является работа со школьниками, их родителями, учителями, а также руководителями предприятий, торговыми работниками, менеджерами и другими категориями.

Остановимся на работе с родителями, школьниками, учите-лями. Эта категория населения в наибольшей степени нуждается в психологическом просвещении.

Работа с родителями

Цель просвещения:

- дать знания о психологических законах развития и фор-мирования личности ребенка и учете этих законов в про-цессе воспитания;

научить понимать ребенка и ладить с ним; побудить родителей быть внимательными к детям и за-ниматься ими.

Тематику лектория желательно планировать в соответствии с возрастом детей. Лекции общего характера менее эффектив-ны. Полезно провести предварительный опрос родителей. Со-ставляется список тем. Этот список предъявляется родителям на родительском собрании с просьбой отметить наиболее ин-тересные для них темы. Отобранные темы и станут основой лектория.

Работа с учителями

Психологический лекторий. Эта форма психологического просвещения весьма продуктивна для учительской аудитории, поскольку в силу большой загруженности учителя не могут вы-делить достаточного времени для чтения и глубокого анализа новой психологической литературы.

Просветительская работа с учащимися

Работа с учащимися включает различного рода факультати-вы, лекции, вечера с психологической тематикой, КВН, научно-практические конференции, стенную печать и др. Об этих фор-мах более подробно будет рассказано в следующей лекции.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.