Рефераты. Обучение и развитие в школе и ВУЗе

Обучение и развитие в школе и ВУЗе

РЕФЕРАТ

«Обучение и развитии в школе и ВУЗе» Обучение и развитие. Уровни умственного развития

Развитие

Связь обучения и развития человека -- одна из центральных проблем педагогической психологии. При ее рассмотрении важ-но отметить, что: а) само развитие есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное движение, в ходе которого проис-ходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, лично-стные, поведенческие, деятельностные изменения в самом чело-веке (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев); б) развитие, особенно лич-ностное, не прекращается до момента прекращения самой жиз-ни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству. Общими характеристиками развития являются: не-обратимость, прогресс/регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения. В ка-честве факторов, определяющих психическое развитие, В.С.Му-хина рассматривает его предпосылки, условия и связь развития и внутренней позиции ребенка.

Говоря об основной цели любой системы образования -- раз-витии личности обучающегося, следует прежде всего подчеркнуть одно из основных положений современной педагогической пси-хологии, согласно которому обучение является не только усло-вием, но и основой и средством психического и в целом личнос-тного развития человека. Существен вопрос о характере соотно-шения обучения и развития. Ответ на этот вопрос принципиаль-но важен для педагогической психологии.

Соотношение обучения и развития

Существуют разные точки зрения на решение этого вопроса. Так, согласно одной из них, обучение и есть развитие (У. Джемс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка), хотя природа обучения (учения, научения) понимается всеми по-разному. Согласно другой, обучение -- это только внешние условия созревания, раз-вития. «Развитие создает возможности -- обучение их реализует», или, другими словами, «обучение идет в хвосте разви-тия» Согласно Ж. Пиаже, «мышление ребенка с необходимостью проходит через известные фазы и стадии, независимо от того, обучается ребенок или нет».

В отечественной психологии утверждается точка зрения, сформулированная Л.С. Выготским и разделяемая все большим количеством исследователей. Согласно этой точке зрения, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка. «Обучение может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия, обучение может идти не толь-ко вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования»

Движущие силы психического развития

Категория противоречия, как известно, является централь-ной в диалектике (Г. Гегель, Ф. Энгельс). Г. Гегель рассматривал противоречие как внутренний импульс развития. Категория противоречия включается отечественной психологией в харак-теристику психического развития при анализе его движущих сил (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова). Эти силы пред-ставляют собой разного рода противоречия: между потребностя-ми человека и внешними обстоятельствами; между возрастающи-ми способностями (физическими и духовными возможностями)и старыми формами деятельности; между порождаемыми новой деятельностью потребностями и возможностями (средствами, способами) их удовлетворения; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями, в общем, диалек-тические противоречия между новым и старым. Другими слова-ми, движущей силой психического развития человека является противоречие между достигнутым уровнем развития его зна-ний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей средой.

Социальная ситуация развития

Основные линии психического развития

Развитие интеллекта

Развитие интеллекта ребенка, его познавательной сферы трактуется в отечественной психологии в общем контексте тео-рии развития высших психических функций Л.С. Выготского. В этой теории подчеркивается социальная сущность человека и опо-средствованный характер его деятельности (ее «орудийность», знаковость). В целом человек интеллектуально развивается по сле-дующим основным плоскостям: от непосредственного к опосред-ствованному, «орудийному»; от общего нерасчлененного к диф-ференцированному, и в то же время к обобщенному (абстракт-ному) отражению действительности; от непроизвольного, нере-гулируемого к произвольному. В ходе интеллектуального развития ребенка происходят изменения и самих психических познавательных процессов. Они качественно изменяются, напри-мер, от непроизвольных форм запоминания к произвольным, от на-глядно-действенной, наглядно-образной формы мышления к от-влеченной и абстрактно-логической его форме и к теоретическо-му мышлению.

Развитие интеллекта как усложняющейся структуры в онто-генезе, начиная с самого раннего этапа -- установления сенсо-моторного уровня интеллектуального развития ребенкаТб--2 го-да),-- исчерпывающе раскрыто Ж. Пиаже. Он исследовал интел-лект, представляющий структуру мыслительной деятельности, на примере развития логического мышления ребенка. «Центральная задача его исследования состояла в том, чтобы изучать психологические механизмы логических операций, устанавли-вать постепенное возникновение стабильных, целостных логи-ческих структур интеллекта»

Уровни умственного развития

Л.С. Выготский сформулировал очень важное для педагоги-ческой психологии положение о двух уровнях умственного раз-вития ребенка: это уровень актуального развития (наличный уро-вень подготовленности, характеризующийся уровнем интеллек-туального развития, определяемым с помощью задач, которые ученик может выполнить самостоятельно) и уровень, определя-ющий зону его ближайшего развития. Этот второй уровень пси-хического развития достигается ребенком в сотрудничестве со взрос-лым, не путем прямого подражания его действиям, а решением задач, находящихся в зоне его интеллектуальных возможностей.

Развитие личности

Развитие человека как личности происходит в общем контексте его «жизненного пути» (С.Л. Рубинштейн), который определяется как история «формирования и развития личности в оп-ределенном обществе, развития человека как современника оп-ределенной эпохи и сверстника определенного поколения». По Б.Г. Ананьеву, жизненный путь имеет определенные фазы, связанные с изменениями в образе жизни, системе отношений, жизненной программе и т.д. «Фазы жизненного пути наклады-ваются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные ста-дии обозначаются именно как фазы жизненного пути, напри-мер, предошколъное, дошкольное и школьное детство».

Развитие личности как процесс осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, в определенных социально-политических, экономических условиях региона, страны, в этносоциокультурных, национальных традициях того народа, представителем которого является. Это макроситуация личностного развития. В то же время на каждой фазе жизненного пути, как подчерки-вал Л.С. Выготский, складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение ребенка и окружа-ющей его социальной действительности. По Л.С. Выготскому, социальная ситуация развития «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобрета-ет новые свойства личности, черпая их из социальной дейст-вительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным» [49, с. 258-259].

Социальная ситуация развития, включающая систему отно-шений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, рассматривается в качестве основного условия личностного развития. Эта ситуация может быть изменена человеком подобно тому, как он старается изме-нить свое место в окружающем мире, осознав, что оно не соот-ветствует его возможностям. Если это не происходит, то возни-кает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями (А.Н. Леонтьев).

Согласно А. В. Петровскому, сама социальная ситуация раз-вития, или шире -- социальная среда, может быть стабильной или изменяющейся, что означает относительную стабильность и из-менения в той социальной общности, в которой находится ребе-нок,

В личностном, как и в интеллектуальном, плане развитие ребенка идет от непроизвольности, импульсивности, ситуативности поведенческих реакций и поведения в целом к его про-извольности, регулируемости. Эта тенденция проявляется в уме-нии ребенка управлять своим поведением, сознательно ста-вить цели, преднамеренно искать и находить средства их до-стижения, преодолевая трудности и препятствия. Произволь-ность и саморегуляция -- стержневая линия интеллектуально-личностного развития ребенка. Произвольность поведения основывается на постепенном переходе от внешней регуляции к саморегуляция. Особенно отчетливо эта тенденция прослежи-вается в становлении самоконтроля, являющегося производным от внешнего контроля и оценивания. Эти положения возраст-ной психологии всегда принимаются во внимание опытными учи-телями, когда они организуют контроль и оценивание знаний школьников. От внешнего к внутреннему, от деятельности, организуемой учителем, к ее самоорганизации учеником -- вот магистральный путь личностного развития и саморазвития школьника.

Очевидно, что личностное развитие, становление человека как личности, социального существа столь многопланово, что его мо-гут одновременно определять как внешние, так и внутренние ус-ловия. «Два основных противоречия определяют сущность че-ловека, его развитие и многообразие его сущностных качеств и их сочетаний в характерологические комплексы. Это: а) от-чужденность от природы и связь с ней; б) отчужденность от общества, группы, других людей и связь с ними». Аб-солютизация влияния каждого из условий развития -- пробле-ма теоретических абстракций и методологических основ интер-претации.

Развитие человека как субъекта деятельности

Развиваясь как личность, ребенок формируется и как субъ-ект деятельности. Исходным положением в этой ситуации явля-ется утверждение, что «сознательное управление психическим развитием ребенка совершается прежде всего путем управления ведущей деятельностью», в качестве которой дошкольном возрасте выступает прежде всего игра, а в млад-шем школьном возрасте -- учебная деятельность.

Психологический анализ урока в деятельности педагога.

Общая характеристика психологического анализа урока

Педагогическая деятельность, как известно, может осуществ-ляться в разных формах, среди которых особое место занимает урок (занятие) -- основная организационная единица процесса обучения, где проходит совместная деятельность учителя и уча-щихся. Анализ урока является одним из важных способов осо-знания, объективации этой деятельности ее участниками, и преж-де всего учителем. Анализу урока посвящено достаточно много собственно психологических, педагогических и методических работ (Т.Ю. Андрющенко, Н.Ф. Добрынин, СВ. Иванов, Е.С. Иль-инская, И.В. Карпов, Ю.Л. Львова, Л.Т. Охитина, Е.И. Пассов и др.). Исследователи подчеркивают многообъектность анализа урока, важность учета учителем (преподавателем) всех сторон пе-дагогического взаимодействия, особенностей его субъектов и их деятельности.

Рассмотрим урок с позиции учителя (преподавателя), с пози-ции того, что дает психологический анализ урока ему самому, как влияет проведение такого анализа на повышение эффектив-ности преподавательской деятельности, как при этом проявля-ются проективные и рефлексивные умения учителя, преподава-теля. Исходным является положение, что анализ любого урока представляет собой комплексное рассмотрение, в котором пси-хологический, педагогический, методический и предметный ас-пекты тесно связаны друг с другом. Выделение одного из этих аспектов, например психологического, носит условный характер и необходимо только в аналитическом (теоретическом) плане.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.