Весь-ма важ-но от-ме-тить, что по-треб-ность по-зна-ния не яв-ля-ет-ся про-из-вод-ной от био-ло-ги-че-ской и со-ци-аль-ной по-треб-но-стей, а ве-дет свое про-ис-хо-ж-де-ние от уни-вер-саль-ной, свой-ст-вен-ной все-му жи-во-му по-треб-но-сти в ин-фор-ма-ции. По-след-нее на-хо-дит свое от-ра-же-ние, на-при-мер, в том, что В. А. Эн-гель-гардт к чис-лу ат-ри-бу-тов жиз-ни от-но-сил уз-на-ва-ние. Ес-ли не при-зна-вать стрем-ле-ние к по-зна-нию в ка-че-ст-ве ба-зис-ной по-треб-но-сти че-ло-ве-ка, то ее ни-шу зай-мут иные, вспо-мо-га-тель-ные по-треб-но-сти, сре-ди ко-то-рых осо-бо аг-рес-сив-на во-ля к вла-сти. “По-ка мы не при-зна-ем, - пи-шет Г. Баш-ляр, - что в глу-би-нах че-ло-ве-че-ской ду-ши при-сут-ст-ву-ет стрем-ле-ние к по-зна-нию, по-ни-мае-мо-му как долг, мы бу-дем склон-ны рас-тво-рять это стрем-ле-ние в ниц-ше-ан-ской во-ле к вла-сти”.
Удов-ле-тво-ряя и раз-ви-вая по-треб-но-сти по-зна-ния, че-ло-век де-ла-ет воз-мож-ным свое ком-плекс-ное, це-ло-ст-ное раз-ви-тие. Нау-ка соз-да-ет иде-аль-ный мир, сис-те-му иде-аль-ных пред-став-ле-ний о ми-ре, пред-ва-ряя этим прак-ти-че-ские дей-ст-вия. Тем са-мым нау-ка ха-рак-те-ри-зу-ет-ся ря-дом взаи-мо-до-пол-няю-щих функ-ций в жиз-не-дея-тель-но-сти и лич-но-сти, и об-ще-ст-ва. При об-щей оцен-ке иде-аль-но-го ми-ра, ми-ра зна-ний осо-бо об-ра-ща-ют вни-ма-ние на два ас-пек-та. Пре-ж-де все-го, от-ме-ча-ет-ся, что во-вле-че-ние в на-уч-ную дея-тель-ность, при-об-ще-ние к сфе-ре зна-ний по-вы-ша-ет и об-щую куль-ту-ру че-ло-ве-ка. Как ска-зал А. Пу-ан-ка-ре: “ Че-ло-век не мо-жет от-ка-зать-ся от зна-ния, не опус-ка-ясь, по-это-му-то ин-те-ре-сы нау-ки свя-щен-ны. Дан-ная оцен-ка нау-ки до-пол-ня-ет-ся ее ха-рак-те-ри-сти-кой как стра-те-ги-че-ско-го ре-сур-са об-ще-ст-ва. “В ка-че-ст-ве по-ка-за-те-ля на-цио-наль-но-го бо-гат-ст-ва, - пи-шет А.Б. Ми-гдал, - вы-сту-па-ют не за-па-сы сы-рья или циф-ры про-из-вод-ст-ва, а ко-ли-че-ст-во спо-соб-ных к на-уч-но-му твор-че-ст-ву лю-дей”.
В раз-ви-тии нау-ки во-пло-ще-на, пре-ж-де все-го, эво-лю-ция мыш-ле-ния че-ло-ве-ка, его ин-тел-лек-та. Имен-но нау-ка ра-ди-каль-ным об-ра-зом со-дей-ст-ву-ет ста-нов-ле-нию и обо-га-ще-нию аб-ст-ракт-но-ло-ги-че-ско-го мыш-ле-ния, де-лая его все бо-лее утон-чен-ным и изо-щрен-ным. Вме-сте с тем при-ро-да че-ло-ве-ка да-ле-ко не сво-дит-ся к мыс-ли-тель-ной дея-тель-но-сти. Важ-ней-шей ха-рак-те-ри-сти-кой жиз-не-дея-тель-но-сти че-ло-ве-ка яв-ля-ет-ся ее эмо-цио-наль-но-нрав-ст-вен-ный ас-пект, пред-став-ле-ния о ко-то-ром во-пло-ще-ны глав-ным об-ра-зом в ис-кус-ст-ве. Со-от-вет-ст-вен-но это-му взаи-мо-дей-ст-вие нау-ки и ис-кус-ст-ва обу-слов-ли-ва-ет це-ло-ст-ное раз-ви-тие че-ло-ве-че-ской лич-но-сти, по мень-шей ме-ре, ее ду-хов-но-го ми-ра.
Нау-ка есть по-сти-же-ние ми-ра, в ко-то-ром мы жи-вем. Со-от-вет-ст-вен-но это-му нау-ку при-ня-то оп-ре-де-лять как вы-со-ко-ор-га-ни-зо-ван-ную и вы-со-ко-спе-циа-ли-зи-ро-ван-ную дея-тель-ность по про-из-вод-ст-ву объ-ек-тив-ных зна-ний о ми-ре, вклю-чаю-щем и са-мо-го че-ло-ве-ка. Вме-сте с тем про-из-вод-ст-во зна-ний в об-ще-ст-ве не са-мо-дос-та-точ-но, оно не-об-хо-ди-мо для под-дер-жа-ния и раз-ви-тия жиз-не-дея-тель-но-сти че-ло-ве-ка. Что-бы по-лу-чить хо-ро-шую ра-бо-ту, мо-ло-дой че-ло-век дол-жен про-де-мон-ст-ри-ро-вать пол-ное и жи-вое зна-ние то-го, что и как де-ла-ет-ся пря-мо сей-час в из-бран-ной им об-лас-ти че-ло-ве-че-ской ак-тив-но-сти. Что-бы удер-жать это ра-бо-чее ме-сто че-рез пять лет по-сле окон-ча-ния уни-вер-си-те-та, он дол-жен быть фун-да-мен-таль-но об-ра-зо-ван с тем, что-бы на этом фун-да-мен-те уметь по-стро-ить но-вое зда-ние но-во-го кон-крет-но-го зна-ния в со-от-вет-ст-вии с но-вы-ми тре-бо-ва-ния-ми дня. Что-бы че-рез де-сять - пят-на-дцать - два-дцать лет стать ли-де-ром, ру-ко-во-ди-те-лем не по вы-слу-ге лет и по фор-ме, а по су-ти де-ла, вы-пу-ск-ник уни-вер-си-те-та дол-жен быть фун-да-мен-таль-но об-ра-зо-ван в гу-ма-ни-тар-ной об-лас-ти, в об-лас-ти на-ук о че-ло-ве-ке, на-ук со-ци-аль-ных.
Рос-сия мо-жет иметь дос-той-ное бу-ду-щее лишь на пу-ти со-хра-не-ния и раз-ви-тия об-ра-зо-ва-ния и соз-да-ния но-вых со-вер-шен-ных тех-но-ло-гий. Все-сто-рон-няя об-ра-зо-ван-ность на-се-ле-ния - глав-ная опо-ра нау-ки. Фун-да-мен-таль-ная нау-ка от-ве-ча-ет это-му ус-ло-вию.
Врожденных социальных программ личности не существует. В обществе не может быть независимого от общества человека, поведение любого человека обуславливается и контролируется социальной средой посредством культурных накоплений, таких как язык общения, социальные институты, традиции, обычаи и др. В ходе учебно-воспитательного процесса создается уникальная возможность сохранить и приумножить культурный пласт общества. Образование выступает историко-культурным феноменом менталитета общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей общества, для последовательной передачи накопленных обществом знаний, умений, культурного наследия всех поколений.
Перемены в высшей школе в 90-е гг. XX века были связаны с созданием и использованием новых педагогических технологий. В основу их разработки закладывается идея о том, что современное образование для молодого человека должно выступать не просто как процесс получения знаний, а как элемент культуры, как средство приобщения к образу жизни общества, т.е. к его культуре в самом широком смысле слова. Таким образом, в перспективе рассматривается создание такой системы подготовки кадров, которая вписала бы профессиональное образование в контекст культуры.
В решение этой сложной проблемы видится несколько направлений работы. Прежде всего, необходимо повышение уровня и содержания гуманитарного образования. Нужно, чтобы высшая школа обеспечивала общекультурную подготовку молодежи и формировала способности гуманитарного мышления и гуманитарного видения всякой проблемы для специалиста любой сферы деятельности. Гуманитарное мышление - это умение включать человеческое сосуществование как обязательное условие решения всякой задачи. Это может быть осуществлено при расширении культурологической компоненты предметов гуманитарного цикла: изучение вопросов искусства, использования человеком достижений науки, их роли в истории цивилизаций; экологическая подготовка (взаимосвязь "природа", "социум", "культура"); валеологическая культура. Кроме того, актуальность развития гуманитарного мышления обусловлена и тем, что с утратой значения авторитарных форм управления обществом, социальная защищенность человека все более будет зависеть от его умения и способности к социально-психологической адаптации в постоянно меняющемся мире.
Разрушение ценностных основ жизни российского общества в целом, и российского образования в частности, привело к глубочайшему кризису, выход из которого возможен только на пути обретения новых ценностей. Жизнь ребенка в школе -- это не только усвоение учебной информации, но и накопление социального опыта, открытие себя и познание других. Важнейшую роль и в том, и в другом случае играет личность педагога, его ценности, отношение к себе, к другим и к миру. Несмотря на важность рассмотрения вопроса о внутриличностной динамике ценностей, смыслов и мотивов педагогической деятельности, разработка этой проблемы пока недостаточна.
В отечественной психологии сформировались нормативно-ценностный, социально-психологический и ценностно-смысловой подходы к выявлению и анализу ценностей.
С точки зрения первого подхода, ценности -- это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт, существующие в сознании человека ориентиры, с которыми индивид и социальная группа соотносит свои действия. На основе этих ориентиров складываются конкретные типы поведения, в том числе и профессионального. Д.А. Леонтьев считает, что одной из форм существования ценностей являются общественные идеалы -- выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни. Необходимо отличать реальные ценности от идеалов, формулируемых в виде идеологических конструкций. Последние могут успешно выполнять функцию консолидации и ориентации в социальной общности, если адекватно отражают в себе мотивацию ее коллективной жизнедеятельности. “Только “ценность”, а именно в значении “чего-то, что хотели бы иметь все”, делает идеологию идеалом” (Д.А. Леонтьев).
Социально-психологический подход к изучению ценностей делает акцент на рассмотрение общих ценностей, идеальных представлений о хорошем, желательном, должном, обобщающие опыт совместной жизнедеятельности всех членов группы. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как на ценность, человек закладывает в себе новые регуляторы поведения, независимые от потребностей. К. Клахон на вопрос “Почему существуют ценности?” отвечает: “Потому что без них жизнь общества была бы невозможна: функционирование социальной системы не могло бы сохранить направленность на достижение групповых целей; индивиды не могли бы получить от других то, что им нужно в плане личных и эмоциональных отношений; они бы также не чувствовали в себе необходимую меру порядка и общности целей”. С изменением общественных отношений происходит и переоценка ценностей, многое из того, что считалось абсолютным и непреложным, обесценивается и, наоборот, новые ростки общественного бытия порождают новые ценности. Если анализировать ситуацию, сложившуюся в российском образовании, то мы видим как резко сменились его ориентиры: с формирования всесторонне и гармонически развитой личности (идеологизированный идеал) на формирование самостоятельной, компетентной, способной к проектированию своего жизненного пути личности.
Ценностно-смысловой подход в современной отечественной психологии представлен концепцией смысловой организации личности Д.А. Леонтьева, духовной психологией как особой формой рационального знания о становлении субъективного духа человека в пределах его индивидуальной жизни (Б.С. Братусь, Б.В. Ничипорова), психологией переживания Ф.Е. Василюка, концепцией диалога А. Хараша, психологией личности и сущности человека А. Орлова и др. Говоря о ценностных аспектах жизни человека, представители этого направления имеют в виду прежде всего “его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной жизни, следовать идеалам истины, добра, красоты” (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев). Б.С. Братусь вводит представление о двух плоскостях человеческого развития -- горизонтальной (движение деятельности и времени, деятельности во времени) и вертикальной -- смысловая ось отношений к миру, пронизывающая время и действие. Личностное пространство бытия человека свершается, прежде всего, в вертикальной плоскости. “Лишь будучи пронизанной общим смысловым отношением деятельность приобретает личностный оттенок, способность отражать, являть через себя личность” (Братусь). Эти идеи мы обнаруживаем в текстах М.М. Бахтина: субъективная целостность личности является смысловой целостностью, а пространство и время -- средства реализации его смысловой организации. Осознавать самого себя активным -- значит освещать себя предстоящим смыслом; “вне его меня нет для самого себя” (Бахтин). Личность раскрывается в авторском “прочтении” социальных норм жизни, в выработке собственного, сугубо индивидуального способа жизни, в особом способе существования человека. Такое авторство предполагает осуществление выбора, взятие ответственности за происходящее на себя и определенный риск. Не каждый способен вести такой образ жизни. В основе включенности личности в социокультурные связи лежат личностные ценности.
Личностная ценность -- идеальное представление о должном, задающее направление жизнедеятельности и выступающее источником смысла. Личностный смысл представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность и общение.
Личностные ценности составляют мотивационную основу поведения. В отличие от потребностей, которые динамичны, зависят от обстоятельств и внутреннего состояния субъекта, личностные ценности выражают стабильные, инвариантные аспекты социального и общечеловеческого опыта. Можно согласиться с пониманием ценности “как аспекта мотивации, соотносящегося с личными и культурными стандартами, не связанными исключительно с актуальным напряжением или сиюминутной ситуацией” (Д.А. Леонтьев). Личностные ценности задают конечные ориентиры индивидуальной деятельности конкретного субъекта. Как правило, они отличаются высокой степенью осознанности. Для реализации личностных ценностей важна их совместимость с целями групповыми и, в целом, социальными. Личностные ценности связаны с целями. По мнению многих авторов, нет принципиального различия в содержании жизненных целей и ценностей личности. Ценности становятся действенными, если обретают личностный смысл для человека, и основная их функция -- регулирование поведения как осознанного действия в определенных социальных условиях. В общем виде цель можно определить как осознанное стремление к достижению личностью определенного жизненного результата.
Образованность - качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становиться способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя, т.е. опять же повышать свою образованность.
Человек рождается без знаний и умений, но через воспитание и образование получает все это в соответствии с возрастом. На каждом возрастном этапе развитие получает свою степень сформированности, не исчерпывая себя. Так поэтапно формируются идеалы, мотивы поступков, отношения и другие свойства человека.
Но ведь сам человек активен уже с рождения. Его роль в воспитании, образовании огромная, если не решающая. Дело в том, что человек рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества. Он сам способен этот опыт приобретать. Человек сам создал внешние факторы своего развития. Основными факторами человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение.
Личностью - социальной единицей, субъектом, носителем социально - человеческой деятельности - ребенок станет лишь там и тогда, где и когда сам начнет эту деятельность совершать. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без нее.
Личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, за данным ему извне - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он, разумеется, уже обладает, не есть еще человеческая индивидуальность.
Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.
Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.
Личность не "только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир, но и она сама, что проявляется в ее чувстве "Я", которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью - это, значит, иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе. Быть личностью - это значит осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за них перед собой и обществом, в котором живешь. Быть личностью - это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением, подчинить его своей власти. Быть личностью - это значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.
Образование, самовоспитание и самообразование помогают процессу формирования личности протекать более эффективно.
Страницы: 1, 2, 3, 4