По-сколь-ку со-вре-мен-ный спе-циа-лист дол-жен быть под-го-тов-лен так, что-бы все-гда быть го-то-вым ид-ти но-га в но-гу с про-грес-сом нау-ки и тех-но-ло-гии, его об-ра-зо-ва-ние долж-но вос-пи-ты-вать в нем спо-соб-ность как к ин-тел-лек-ту-аль-но-му твор-че-ст-ву, так и к ин-тел-лек-ту-аль-но ак-тив-но-му вос-при-ятию сде-лан-но-го дру-ги-ми. По пря-мо-му смыс-лу сло-ва, нау-ка - это то, че-му мож-но нау-чить или научить-ся, т. е. пе-ре-дать (и по-лу-чить) зна-ние и уме-ние или же до-быть это зна-ние и уме-ние са-мо-му. Об-ра-зо-ва-тель-ный про-цесс--это про-цесс пе-ре-да-чи и по-лу-че-ния зна-ния и уме-ния, под-кре-п-лен-ный до-бы-чей оно-го. А до-бы-ча зна-ния, соз-да-ние но-во-го зна-ния и уме-ния - это про-цесс фун-да-мен-таль-но-го ис-сле-до-вания, при-чем без-от-но-си-тель-но к то-му - при-клад-но-го или аб-ст-ракт-но-го. Для то-го что-бы этот про-цесс шел, не-об-хо-ди-ма со-от-вет-ст-вую-щая ат-мо-сфе-ра, ат-мо-сфе-ра ин-тел-лек-ту-аль-но-го лич-но-го об-ще-ния и не толь-ко в це-поч-ке уче-ник--учи-тель, но и во взаи-мо-дей-ст-вии учи-тель - учи-тель, уче-ник - уче-ник. Для это-го ну-жен уни-вер-си-тет.
Раз-ви-вая ин-фор-ма-ци-он-ные тех-но-ло-гии, мир, по край-ней ме-ре, мир об-ра-бот-ки и пе-ре-да-чи зна-ния ухо-дит от идеи кам-пус - цен-три-ро-ван-но-го уни-вер-си-те-та. К со-жа-ле-нию, все боль-шую при-тя-га-тель-ность при-об-ре-та-ет идея вир-ту-аль-но-го уни-вер-си-те-та. Но на-до по-нять, что об-ра-зо-ва-ние не мо-жет быть ре-аль-ным в вир-ту-аль-ном ми-ре вир-ту-аль-ных ре-аль-но-стей.
А для че-го же нуж-но ре-аль-ное об-ра-зо-ва-ние? Для то-го что-бы со-от-вет-ст-во-вать из-вест-ной мак-си-ме Воль-те-ра, что “толь-ко че-ло-век об-ра-зо-ван-ный, че-ло-век про-све-щен-ный сво-бо-ден”? Или по-том, что, по Бэ-ко-ну, - “зна-ние--си-ла”? Или, воз-вра-ща-ясь на зем-лю, по-то-му, что че-ло-ве-че-ско-му об-ще-ст-ву нуж-на хо-ро-шо вы-пол-нен-ная слож-ная ра-бо-та, тре-бую-щая, в свою оче-редь, хо-ро-шо об-ра-зо-ван-ных ра-бот-ни-ков?
Хо-ро-шо об-ра-зо-ван-ные ра-бот-ни-ки мо-гут быть по-лу-че-ны толь-ко с по-мо-щью сис-те-мы на-стоя-ще-го выс-ше-го об-ра-зо-ва-ния. Да-вать выс-шее об-ра-зо-ва-ние, - значит, го-то-вить мо-ло-дых лю-дей к бу-ду-щей дос-та-точ-но слож-ной ра-бо-те. При этом ра-бо-та, по-лу-чае-мая по за-вер-ше-нии об-ра-зо-ва-ния, долж-на удов-ле-тво-рять как ра-бо-то-да-те-ля, так и ра-бот-ни-ка.
Ра-бо-та идет ус-пеш-но, и все сто-ро-ны взаи-мо-дей-ст-вия ис-пы-ты-ва-ют чув-ст-во удов-ле-тво-ре-ния, ес-ли мо-ло-дые ра-бот-ни-ки про-яв-ля-ют твор-че-ское от-но-ше-ние к де-лу и са-мо-от-да-чу, ес-ли они чес-то-лю-би-вы и при-том де-мон-ст-ри-ру-ют ко-манд-ный дух. Эти ка-че-ст-ва очень важ-ны. Ими дол-жен об-ла-дать лю-бой че-ло-век. Но они не мо-гут быть по за-ка-зу или при-ка-зу вло-же-ны в мо-ло-до-го че-ло-ве-ка. Они долж-ны быть раз-ви-ты в про-цес-се обу-че-ния, долж-но быть раз-ви-то то доб-рое, что в за-ро-ды-ше-вой фор-ме су-ще-ст-ву-ет в ка-ж-дом че-ло-ве-ке. По су-ще-ст-ву это--во-прос не об-ра-зо-ва-ния, а вос-пи-та-ния, во-прос фор-ми-ро-ва-ния це-ло-ст-ной лич-но-сти.
Но это-го ма-ло. Для ус-пеш-но-сти ра-бо-ты и удов-ле-тво-рен-но-сти ра-бо-то-да-те-ля и ра-бот-ни-ка мо-ло-дые лю-ди, при-сту-пая к ра-бо-те, долж-ны иметь пол-ную ин-фор-ма-цию обо всех, в том чис-ле но-вей-ших дос-ти-же-ни-ях в сво-ей об-лас-ти и об-ла-дать дос-та-точ-но глу-бо-ки-ми зна-ния-ми со-от-вет-ст-вую-щих фун-да-мен-таль-ных на-ук, умея все это при-ме-нить к де-лу. Та-кая по-ста-нов-ка во-про-са тра-ди-ци-он-на для ака-де-ми-че-ской об-ще-ст-вен-но-сти.
За-да-ча фор-му-ли-ру-ет-ся пре-дель-но яс-но: нау-чить мо-ло-дых лю-дей при-ме-нять весь ар-се-нал со-вре-мен-ных на-уч-ных ме-то-дов для дос-ти-же-ния тре-буе-мых ре-зуль-та-тов в кон-крет-ной об-лас-ти, лег-ко адап-ти-ру-ясь при этом к ме-няю-щим-ся ус-ло-ви-ям.
Ре-ше-на эта за-да-ча мо-жет быть толь-ко на ба-зе проч-но-го фун-да-мен-таль-но-го об-ра-зо-ва-ния. Ла-зер-ные тех-но-ло-гии, био-тех-но-ло-гии, ин-фор-ма-ци-он-ные тех-но-ло-гии, тех-но-ло-гии со-вре-мен-ных ма-те-риа-лов по-ка-зы-ва-ют, - что для то-го что-бы в на-ше вре-мя стать, ска-жем, хо-ро-шим ин-же-не-ром, не-об-хо-ди-мо по-лу-чить хо-ро-шее фун-да-мен-таль-ное об-ра-зо-ва-ние. Обу-че-ние фун-да-мен-таль-ным нау-кам долж-но тес-но со-сед-ст-во-вать с соб-ст-вен-ны-ми фун-да-мен-таль-ны-ми ис-сле-до-ва-ния-ми.
Здесь вста-ет за-ко-но-мер-ный во-прос: а за-чем то-му же ин-же-не-ру фун-да-мен-таль-ное зна-ние? Раз-ве не дос-та-точ-но кон-крет-но-го, ре-цеп-тур-но-го зна-ния, зна-ния - уме-ния де-лать ве-щи, ис-хо-дя из прак-ти-ки де-ла? Осо-бен-но, ес-ли в про-цес-се об-ра-зо-ва-ния изу-чить тща-тель-но и кон-цен-три-ро-ван-но, да-же обоб-щен-но всю пре-ды-ду-щую прак-ти-ку, до су-ти де-ла от-но-ся-щую-ся. Хо-чет-ся на-де-ять-ся, что от-вет на этот во-прос пред-став-ля-ет-ся са-мо-оче-вид-ным.
К со-жа-ле-нию, это не все-гда так. Ведь путь по-сте-пен-но-го при-об-ре-те-ния фун-да-мен-таль-ной нау-кой при-клад-но-го ка-че-ст-ва до-лог и тер-нист. Об-ще-ст-во, жи-ву-щее сию-ми-нут-ны-ми ин-те-ре-са-ми, не склон-но под-дер-жи-вать имен-но фун-да-мен-таль-ную ком-по-нен-ту об-ра-зо-ва-ния. Оно, об-ще-ст-во, со скри-пом го-то-во об-су-ж-дать во-прос о кад-ро-вом обес-пе-че-нии на-уч-но-тех-ни-че-ско-го про-грес-са, о кад-ро-вом со-про-во-ж-де-нии раз-во-ро-та ра-бот по соз-да-нию тех-но-ло-ги-че-ской ба-зы это-го про-грес-са, но оно и слы-шать не хо-чет об опе-ре-жаю-щем со-про-во-ж-де-нии, о ра-бо-те на пер-спек-ти-ву, что воз-мож-но толь-ко на ос-но-ве фун-да-мен-таль-ной нау-ки.
Фун-да-мен-таль-ная нау-ка внут-рен-не спо-соб-на к кад-ро-во-му са-мо-вос-про-извод-ст-ву. Для то-го что-бы эта ре-про-дук-тив-ная спо-соб-ность нау-ки не бы-ла по-дав-ле-на, не-об-хо-ди-мы как ин-сти-ту-ты эли-тар-но-го фун-да-мен-таль-но-го об-ра-зо-ва-ния, так и со-от-вет-ст-вую-щий уро-вень ма-те-ма-ти-че-ской ес-те-ст-вен-но-на-уч-ной и гу-ма-ни-тар-ной фун-да-мен-таль-но-сти во всей ши-ро-кой се-ти выс-ших учеб-ных за-ве-де-ний стра-ны.
Рассмотрим более подробно функции, выполняемые в обществеинститутом образования. Их достаточно много, и различные авторы акцентируют внимание на разных сторонах деятельности института образования. Наиболее важные из социальных функций института образования:1) Трансляция и распространение культуры в обществе - первая и наиболее существенная из них. Она заключается в том, что посредст-вом института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства, моральные ценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.). На протяжении всей истории чело-вечества образование являлось главным источником знаний, инструмен-том просвещения общества. Также не следует забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-этнические особен-ности, а стало быть, система образования играет исключительно важ-ную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым, индивид становится носителем национального сознания и национальной психо-логии.2) Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Благодаря этому, молодежь приобщается к жизни общества, социали-зируется и интегрируется в социальную систему. Обучение языку, истории отечества, литературе, принципам морали и нравственности служит предпосылкой для формирования у молодого поколения общеразделяемой системы ценностей, благодаря чему оно научается понимать других людей и самих себя, становятся сознательными гражданами страны.
Содержание осуществляемого системой образова-ния процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали, религии, идеологии. В доиндустриальных обществах религиоз-ное воспитание являлось составной частью школьного обучения. В современном индустриальном обществе религия (церковь) отделена от государства, под контролем которого находится система формального образования, поэтому религиозное образование и воспитание осущест-вляется либо в рамках семьи, либо в специальных негосударственных учебных заведениях. 3) Социальная селекция - одна из важнейших функций института формального образования. Структура образовательного процесса уст-роена таким образом, что она дает возможность уже на самых началь-ных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся (изменить профиль обучения для несправляющихся учеников и студен-тов, поощрять талантливых и способных). В ряде стран, в том числе и в нашей стране, существуют специальные образовательные программы для творчески одаренной молодежи, учебный труд которой непременно поощряется, а для максимального развития их задатков создаются благоприятные условия.
В современном обществе поиск и воспитание талантливой молодежи возводится в ранг государственной политики в области образования, так как бурное развитие науки и технического прогресса во многих других областях требует постоянного притока талантливой молодежи. Процесс селекции, отбора наиболее способных к обучению учащихся осуществляется современной школой как бы автоматически, так как сама внутренняя микроструктура образования как раз и имеет своей главной задачей отбор и дифференциацию молодежи не только по способностям и талантам, но и в соответствии с индивидуальными интересами, возможностями, ценностными ориентациями.
4) Функция социального и культурного изменения является прерога-тивой современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах высших учебных заведений. Способствуя научному прогрессу, высшая школа вместе с тем вносит свой существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия общества. Кроме того, в силу тесных связей университетов с промышленностью происходит характерная для западных стран интеграция науки, высшего образо-вания и производства, результатом которой является ускорение научно-технического прогресса. Университеты все в большей степени стано-вятся научно-исследовательскими центрами, выполняющими теоретичес-кие и прикладные исследования, экспериментальные разработки по заказу государственных ведомств и промышленных фирм. Наряду с этим развитие научных исследований в стенах вузов способствует совершенствованию системы высшего образования, так как новые научные идеи и открытия включаются в учебные программы, обеспечи-вают повышение качества специалистов.
Пер-вич-ным в по-ни-ма-нии при-ро-ды нау-ки яв-ля-ет-ся ее воз-дей-ст-вие на са-мо-го че-ло-ве-ка, на сис-те-му его ин-те-ре-сов, по-треб-но-стей и воз-мож-но-стей к дей-ст-вию в ор-га-ни-за-ции сво-его бы-тия и его со-вер-шен-ст-во-ва-ния. Нау-ка не есть не-что внеш-нее по от-но-ше-нию к сущ-но-сти че-ло-ве-ка, она, ско-рее, свя-за-на, так ска-зать, с са-мой его су-тью. По-след-няя вы-ра-жа-ет-ся, пре-ж-де все-го, в по-треб-но-стях че-ло-ве-ка. Имен-но по-треб-но-сти, их, так или ина-че, упо-ря-до-чен-ные сис-те-мы оп-ре-де-ля-ют то, что мож-но на-звать фе-но-ме-ном че-ло-ве-ка. По-треб-но-сти че-ло-ве-ка весь-ма раз-но-об-раз-ны, ие-рар-хи-че-ски ор-га-ни-зо-ва-ны и ис-то-ри-че-ски мно-гие из них об-нов-ля-ют-ся. В на-ше вре-мя при-ня-то вы-де-лять три ви-да ба-зис-ных по-треб-но-стей: ви-таль-ные (био-ло-ги-че-ские), со-ци-аль-ные (при-над-леж-ность к оп-ре-де-лен-ной груп-пе) и по-зна-ния. “По-след-нюю груп-пу ис-ход-ных по-треб-но-стей, - пи-шут П. В. Си-мо-нов и П. М. Ер-шов, - со-став-ля-ют иде-аль-ные по-треб-но-сти по-зна-ния ок-ру-жаю-ще-го ми-ра и сво-его мес-та в нем, по-зна-ния смыс-ла и на-зна-че-ния сво-его су-ще-ст-во-ва-ния на зем-ле как пу-тем при-свое-ния уже имею-щих-ся куль-тур-ных цен-но-стей, так и за счет от-кры-тия со-вер-шен-но но-во-го, не-из-вест-но-го пред-ше-ст-вую-щим по-ко-ле-ни-ям. По-зна-вая дей-ст-ви-тель-ность, че-ло-век стре-мит-ся уяс-нить пра-ви-ла и за-ко-но-мер-но-сти, ко-то-рым под-чи-нен ок-ру-жаю-щий мир. Его за-га-доч-ность так труд-но пе-ре-но-сит-ся че-ло-ве-ком, что он го-тов на-вя-зать ми-ру ми-фи-че-ское, фан-та-сти-че-ское объ-яс-не-ние, лишь бы из-ба-вить-ся от бре-ме-ни не-по-ни-ма-ния, да-же ес-ли это не-по-ни-ма-ние не-по-сред-ст-вен-но не гро-зит ему ни го-ло-дом, ни опас-но-стью для жиз-ни”.
Страницы: 1, 2, 3, 4