4. Первый ученик отдал монетки и сказал: «Не плачь! Вот твои монетки, ты обронил их на лестнице.» --3 балла.
Для чистоты эксперимента мы проводили разыгрывание сценки во время урока, исключив при этом возможность нахождения монеток другими учениками школы. Наблюдение за реакцией детей мы вели незаметно для них самих, со стороны, чтобы дети не чувствовали «морального давления» взрослых. Т.к. появление взрослого может повлиять на выбор ученика. Эксперимент проводился в течение месяца. Мы провели два замера (1 класс - декабрь, 2 класс - декабрь). Результаты эксперимента мы занесли в таблицу 3.
Экспериментальная работа показала, что в 1 классе низкий уровень сформированности сопереживания другому человеку в беде имели 2 человека. Эти дети не захотели расстаться с монетами, оставив сверстника наедине со своим горем. Возможно, так произошло в силу того, что семья, в которой живут эти) дети, имеет не очень большой достаток. Однако, через год учащихся с низким уровнем сформированности сопереживания не зафиксировано.
Средний уровень выявлен в 9 случаях (1 замер). Здесь дети больше хотели обратить внимание на себя (5 человек из 9 выбрали ответ «Скажи всем, что это Я нашел...»). Но 4 человека решили разделить находку поровну. Интересно, что через год, 3 человека не изменили своего решения. («Скажи всем, что это Я нашел...»), но к ним еще примкнули 4 человека, согласившись с этим утверждением. Все эти дети желают выделить свою значимость (Я нашел, Я отдал) и этим поднять свой авторитет среди сверстников, не понимая, что авторитет можно поднять только действиями, поступками, а не словами.
Высокий уровень сформированности сопереживания другому человеку, показали в 1 классе - 8 человек, а во 2 классе - 4. Динамика роста нравственной воспитанности, хоть и небольшая, но есть (+4).
Проведенные мероприятия дали динамику развития нравственных качеств школьников в сторону увеличения.
Опытная работа показала необходимость проведения занятий по нравственному воспитанию с младшими школьниками. Хотя в опытном 2 «В» классе теоретические знания преобладают над практическими умениями, все же работу по формированию нравственности надо продолжать, чтобы теоретические знания вошли в зону «актуального развития» (по теории развития Выгодского).
Этой работой мы подтвердили «закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - …в результате будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
2. Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. - М.: Просвещение, 1996;
3. Аристотель. Сочинения в 4-х томах - М.: 2004, т.4.
4. Артюхова И. С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, №4.;
5. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.
6. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1992г.
7. Болотина Л.Р. Избр. Пед. Соч. М., 1988.
8. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с школиниками. - М., 1997г.
9. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2000г.
10. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. - М., 1988г.
11. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). - М.: Педагогика, 1989.
12. Виноградова Н. Д. Привычка - основа нравственного воспитания// Педагогика, 1997, №5;
13. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М.,2000.
14. Воспоминания, размышления, беседы. Лайтес Н.С. // Психологический журнал. - 1992. - 13. № 1.
15. Галузинский В. М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. - Киев: Радянська школа, 1982;
16. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.,2005.
17. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. С Пб.,2006.
18. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2004г.
19. Даль В.И. Толковый словарь живаго велико русского языка. - М.: 2005, т.11.
20. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология. М., 2004.
21. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 2003. № 9-10.
22. Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен// Педагогика, 1998, №7;
23. Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процес-се воспитания. - М.: Просвещение, 1989.
24. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. А-а, 1998;
25. Классному руководителю. Учеб.- метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
26. Крайг Грейс. Психология развития. СПб.,2002.
27. Кралов А.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии.СПб.2000.
28. Краткий словарь по философии. - М.:1992.
29. Кузнецова Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1988;
30. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 2004.
31. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. - М.: Просвещение, 2006.
32. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М., 1975;
33. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, Юрайт, 2006.
34. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. - Соч. В 7-ми т. М., 1979, т. IV.
35. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. 2004. 450 с
36. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985г.
37. Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика.- М., 2001.
38. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. - М.: Владос, 2000;
39. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 2.: Психология образования. - М.: Владос, 2000;
40. Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания. // Школа. 2002. № 4.
41. Ницше. Сочинение в 2-х томах -М: 1998, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1998.
42. Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я.И.- Калуга, 1997;
43. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 2002.
44. Панфилова М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. М.,2001.
45. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Ю.К. Бабанского. - 3-е изд., доп. и перераб. - М., Просвещение, 1999.
46. Педагогика/ Под ред. Э. Т. Малиночки. - М.: Краснодар, 1992;
47. Педагогика школы/ Под ред. Г.И.Щукиной. - М.: Просвещение, 1998;
48. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 1996.
49. Попов Л.А. Этика. - М., 1998г.
50. Психология и педагогика/ Под ред. Радугина А. А. - М.: Центр, 1997;
51. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001 №6.
52. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2000;
53. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
54. Рубинштейн С.Л. Психолого - педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1996;
55. Сенько В. Г. Воспитание у младших школьников норм поведения (Работа с трудными детьми). - Минск: Народная асвета, 1976;
56. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. - М.: Школа-пресс, 2002;
57. Средства воспитания (методический подход). // Классный руководитель. 2002. - № 3.
58. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1980г.
59. Толкачёва Л. Всех выше должно стоять образование нравственное. // Сельская школа. 2002. № 1.
60. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника // Педагогика, 1997, №6;
61. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника/ Под ред. Г. Н. Филонова. - М.: Педагогика, 1983;
62. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991;
63. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. - М.: Просвещение, 1983.
64. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.-4е изд., перераб. И доп.-М.: Гардарики, 2002.
65. Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч., т. V. М., 1951.
66. Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания. // Классный руководитель. 2001. № 3.
67. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Кн. для учителя: Пер с нем. - М.: Просвещение, 1996;
68. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
69. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4
Интернет-источники:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7