Учебно-тематический план сначала составляется в расчете на дневное отделение.
Составление всего учебно-тематического плана позволяет преподавателю подготовить не только аудиторный материал, но и подумать задания для самостоятельной работы, заранее предъявить студентам свои требования к их выполнению, указать сроки отчетности и дать необходимые консультации.
Игра как средство профессионального обучения психологии
Принято считать, что игра как форма профессионального обучения появилась в 80-х годах ХХ века в США в школах бизнеса. Однако первая игра на тему «Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы» была разработана Ленинградской промышленной академией им. С.М. Кирова для тренировки студентов вузов и руководителей фабрично-заводского персонала. Эта игра проводилась в 1936 г. на ленинградской фабрике «Красный ткач» в выходные дни, а также на ряде других предприятий и в вузах.
В настоящее время в нашей стране игровые методы получили широкое распространение как эффективное средство обучения, особенно профессионального.
Особое место занимает игра в концепции знаково-контекстного обучения, которая разработана профессором А.А. Вербицким.
Известно, что формирование профессиональной деятельности специалиста в системе вузовского и среднего профессионального образования вызывает определенные трудности. Прежде всего эти трудности связаны с необходимостью сочетать два разных типа деятельности -- учебную и профессиональную. Переход от первой ко второй требует длительного процесса адаптации выпускника к избранной профессии, что предполагает не только умения применять знания, но и владеть навыками социального взаимодействия и общения в системе этой профессии. Традиционные методы обучения неспособны решать эти проблемы.
Цель -- усвоение профессиональных знаний, что предполагает решение следующих задач:
1) иллюстрация профессиональной ситуации;
2) понимание сущности ее (причин проблемы, мотивации поведения участников и др.);
3) формирование навыка принятия решений.
Теоретические положения полезно отделять от иллюстрирующих примеров пространственно.
Учебные задачи в преподавании психологии
Понятие «задача» широко используется в психологической науке.
Задача - это знаковая модель какой-то прошлой проблемной ситуации. Если в этой ситуации выделить условия и искомые, то она превращается в задачу.
Учебной задачей будем называть задачу, специально по-добранную или сконструированную для целей обучения.
Задание понимается нами как требование выполнить какое-то действие. У задания менее строгая, чем у задачи, логическая формулировка, но требования похожи: ответить на вопрос, вы-полнить какое-то действие и т.д.
Исследователи мышления, интеллекта (Р. Кеттелл, А. Бине, Дж. Гильфорд и др.) считали наилучшим способом побудить че-ловека думать постановку перед ними задач.
Классификация учебных задач
Одна из известных в науке классификаций учебных задач принадлежит Д.Г. Толлингеровой (18). Она выделяет 5 групп учебных задач согласно когнитивным характеристикам:
задачи на воспроизведение знаний;
задачи на простые мыслительные операции;
задачи на сложные мыслительные операции;
задачи, предполагающие обобщение знаний и сочинение;
задачи на продуктивное мышление.
Представляет определенный интерес и классификация учебных задач Г.А. Балла (5). В зависимости от познавательных операций, которые используются при решении задачи, выделяется 5 видов:
1) перцептивные (рассмотреть рисунок, найти части объекта и др.);
мыслительные (на сравнение объектов, на анализ, класси-фикацию и др.);
имажинативные (образные), если надо, опираясь на имеющиеся знания, представить и описать событие, которое происходило или могло произойти;
мнемические задачи (запомнить, вспомнить...);
коммуникативные задачи (задачи на установление контакта, поддержание и прекращение общения и др.).
Таблица классификации учебных задач при обучении психологии
№
Группы задач
А
Б
В
Задачи овладения учебной информа-цией
Прямые вопросы
Косвенные (мысли-тельные)
Задачи-проблемы
Задачи профес-сиональные
Косвенные (мыслит.)
Теория обучения и преподавание в вузе
1. Понятие теории обучения в психологии. Развивающее обучение
Теория обучения -- это раздел педагогической психологии, теоретически и экспериментально изучающий психологические условия эффективности взаимодействия учителя (преподавате-ля) и учащегося (студента).
Теория обучения не тождественна рассмотренной выше тео-рии учебной деятельности, относящейся только к учащемуся. Обучение -- процесс двусторонний, включающий как деятель-ность учащегося, так и деятельность преподавателя. Таким об-разом, теория обучения может рассматриваться как система на-учных принципов, обобщающих и объясняющих практический опыт и закономерности успешного взаимодействия преподавате-ля и студента, учителя и ученика в процессе обучения.
Учебная деятельность направлена на то, чтобы ее субъект стал в конечном итоге специалистом высшей квалификации, а обу-чающая деятельность преподавателя призвана обеспечивать наиболее рациональные пути преобразования студента в квали-фицированного специалиста.
Теория обучения относится главным образом к деятельности преподавателя. Однако она не сводится к объяснению преподавания учебного предмета как оптимального преподнесения учеб-ного материала.
2. Преподавание в вузе -- развивающее обучение
Вузовское обучение принципиально отличается от обучения в начальной и средней школе и тем более от учения дошкольни-ков не только внешне, организационно, но и внутренне, психо-логически.
Студент поднимается в своей учебной деятельности на новую, еще более высокую ступень -- от обучения под руководством и повседневным контролем учителя переходит к самостоятельно-му освоению научной картины мира, овладевает методом обуче-ния и самообучения. Тут преподаватель лишь помогает ему раз-вернуть свой творческий потенциал, ставя перед ним учебные задачи, требующие для своего решения исследовательского под-хода.
Учебная деятельность студента вуза построена так, что не пре-подаватель, а он сам делает себя специалистом высшей квали-фикации.
Какова же роль педагога? Преподавать свой предмет, учебную дисциплину. Однако что такое преподавание, если рассматри-вать его в психологическом аспекте? Если студент в учебной дея-тельности сам себя творит как будущего специалиста высшей квалификации, то, казалось бы, на долю преподавателя ничего не остается. Но это, конечно, не так. Разумеется, преподаватель для студента не поводырь и даже не тот школьный учитель, ко-торый учил нынешнего студента с первого по одиннадцатый класс. Преподаватель не в буквальном смысле учит студента науке, а объясняет, как ему учиться самостоятельно. Дело в том, что лектор не пересказы-вает «всю науку», не может и не должен этого делать, а дает тот материал, ориентируясь по которому, студент безошибочно най-дет в литературе нужные для усвоения научные положения. Кроме того, прослушав лекцию, он научится мысленно проеци-ровать научные положения на реальную жизнь, анализировать последнюю и оценивать ее с этих позиций. Такие же путеводные нити получает студент от преподавателя на других занятиях.
Методические особенности преподавания теоретической психологии: история психологии, общая психология
Преподавание теоретической (общей) психологии и ее прикладных отраслей имеет свои особенности не только со стороны содержания, но и методики. Поскольку методика преподавания постоянно ищет наиболее доходчивые приемы и методы, то уже сегодня можно выделить ее некоторые методические особенности.
История психологии
История психологии -- отрасль психологической науки, изучаемая на психологических факультетах университетов и академий. Но это не прикладная наука, а теоретическая, объясняющая современное состояние психологии на основе ее ретроспективного анализа. История психологии реконструирует процесс развития науки в его динамике, начиная с взглядов древних на психику (душу) и кончая сегодняшними научными представлениями о ней.
При изучении истории психологии студентам важно усвоить логику развития науки во времени, т. е. какие общественные потребности ее породили и как она помогла удовлетворить их. История психологической науки прослеживает и объясняет ее ход со времен древности до наших дней, позволяет глубже по-нять современные теории и гипотезы, учит подходить к ним исторически.
Особенности истории психологии как науки теоретической, являющейся одновременно и исторической, и психологической, требуют от преподавателя и особого методического подхода к ее преподаванию. Существенное значение имеет последователь-ность преподавания двух теоретических дисциплин -- общей психологии и истории психологии. Иногда история преподает-ся раньше, иногда наоборот, а нередко они идут параллельно.
Общая психология
Основной целью преподавания данного предмета является ус-воение студентами общих закономерностей функционирования психики.
Эти общие замечания относятся к методике преподавания не только общей психологии, но и других психологических дисци-плин, а основаны они на опыте преподавания общей психологии.
Методические особенности преподавания прикладной психологии: возрастная и педагогическая психология
Возрастная и педагогическая психология
Эти две прикладные отрасли психологии, если их рассматри-вать вместе как единую учебную дисциплину, представляет со-бой применение общепсихологической теории для объяснения возрастного развития в детские годы (это наиболее исследован-ный отрезок жизни человека) и психологических условий эф-фективности обучения и воспитания человека.
Изучение этих наук имеет практическое значение для студен-тов, учителей и родителей, любого взрослого человека.
Студенту же любой профессиональной ориентации надо на-учиться использовать знания в данной области в будущей прак-тической деятельности, чтобы разбираться в психологических особенностях людей разных возрастов и оказывать на них воз-действие при организации игровой и учебной деятельности, а также развитии лучших черт личности в деятельности.
Усвоение законов возрастного психического развития челове-ка в онтогенезе позволяет учителю целенаправленно строить пе-дагогическую работу по формированию (обучению и воспита-нию) школьников, перевести ее на рельсы научности, превра-тить во многом стихийный процесс в управляемый. Такое зна-ние нужно и любому родителю.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8