* владение компьютерной грамотностью, что предполагает: умение вво-дить и редактировать информацию (текстовую, графическую), пользо-вание компьютерной телекоммуникационной технологией, обработку получаемых количественных данных с помощью программ электрон-ных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере;
* владение коммуникативными навыками;
* умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач, со-держащихся в телекоммуникационном проекте;
* в случае международного проекта - практическое владение языком партнера.
Что должен уметь ученик в области компьютерной телекоммуникаци-онной технологии:
* умение войти в сеть;
* умение составить и отправить по сети письмо;
* умение" перекачать" информацию из сети на жесткий или гибкий диск и наоборот, с жесткого или гибкого диска - в сеть;
* структурировать полученные письма в специальной директории;
* ходить в электронные конференции, размещать там собственную ин-формацию и читать, "перекачивать" имеющуюся в различных конфе-ренциях информацию;
* входить в Интернет и пользоваться ее услугами.
Как видно из сказанного, требования к участникам совместного проек-та достаточно высоки, хотя их можно дополнить и некоторыми "правилами хорошего тона", без чего групповая работа да еще с партнерами, находящи-мися на расстоянии, просто невозможна. К ним следует отнести, прежде все-го:
* доброжелательность при всех обстоятельствах;
* обязательность в выполнении всех заданий в оговоренные сроки;
* взаимопомощь в работе;
* тщательность и добросовестность в выполнении работы, особенно, ес-ли она носит характер научного исследования;
* полнейшее равноправие и свобода в выражении мыслей, идей [1].
1.3.2. Типология учебных телекоммуникационных проектов
Знание типологии проектов поможет учителям при разработке проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах. К типологи-ческим признакам можно отнести:
1.Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, при-ключенческий и т.д.
2.Доминирующий в проекте содержательный аспект: литературное творчество, естественно - научные исследования, экологические, язы-ковые, культурологические (страноведческие), географические, исто-рические, музыкальные.
3.Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
4. Количество участников проектов (индивидуальные, парные, группо-вые);
5.По продолжительности проведения (краткосрочные, долгосрочные, эпизодические).
В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы про-ектов:
* Исследовательские проекты. Такие проекты требуют хорошо проду-манной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки ре-зультатов;
* Творческие проекты. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совмест-ной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, т.д.);
* Приключенческие, игровые проекты. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участ-ники принимают на себя определенные роли, обусловленные характе-ром и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отно-шения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Резуль-таты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут выри-совываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая;
* Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предна-значенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом;
* Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников про-екта. Причем этот результат обязательно носит четко ориентированный на социальные интересы, интересы самих участников результат ( газе-та, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа дейст-вий, проект закона, справочный материал, т.д.).
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного про-дукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных ре-зультатов и возможных способов их внедрения в практику.
По второму признаку - доминирующему содержательному аспекту проекты могут быть:
* литературно-творческий проект. Это наиболее распространенные ти-пы совместных проектов. Дети разных возрастных групп, разных стран мира, разных социальных слоев, разного культурного развития, разной религиозной ориентации объединяются в желании творить, вместе на-писать какой-то рассказ, повесть, сценарий видеофильма, статью в га-зету, альманах, стихи и т.д.;
* естественно - научные проекты чаще всего бывают исследователь-скими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу (например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране; самый лучший стиральный порошок; дороги зимой , т.д., т.д.);
* экологические проекты так же, требуют привлечения исследователь-ских, научных методов, интегрированного знания из разных областей (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах; беспризорные домашние жи-вотные в городе и т.д.);
* языковые (лингвистические) проекты чрезвычайно популярны, по-скольку они касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и потому вызывает живейший интерес участников проектов;
* культурологические проекты связаны с историей и традициями разных стран. Без культурологических знаний очень трудно бывает работать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре;
* спортивные проекты объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта. Часто они в ходе таких проектов обсуждают предстоя-щие соревнования любимых команд (или своих собственных); методи-ки тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных международных соревнований;
* исторические проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие со-бытий политических, социальных, анализировать какие-то историче-ские события, факты;
* музыкальные проекты объединяют партнеров, интересующихся музы-кой. Это могут быть аналитические проекты, творческие, когда ребята могут даже совместно сочинять какое-то музыкальное произведение, т.д.
Что касается таких признаков, как характер контактов, продолжитель-ность проекта и количество участников проекта, то они не имеют самостоя-тельной ценности и полностью зависят от типов проектов, выбранных по на-званным выше признакам.
В работе над проектами, не только исследовательскими, но и многими другими, используется исследовательский метод, и поэтому остановимся на характеристике этого метода.
Исследовательский метод или метод исследовательских проектов ос-нован на развитии умения осваивать окружающий мир на основе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образования. Учебный исследовательский проект структурируется на основе общенаучно-го методологического подхода: определение целей и формулировка гипотезы о возможных способах решения поставленной проблемы и результатах пред-стоящего исследования, уточнение выявленных проблем и определение про-цедуры сбора и обработки необходимых данных, сбор информации, ее обра-ботка и анализ полученных результатов, подготовка соответствующего отче-та и обсуждение возможного применения полученных результатов.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он пре-вращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Из-меняется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и рабо-ту учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащих-ся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
На основе приведенной общедидактической типологии телекоммуни-кационных проектов появляется возможность разработки проектов по кон-кретным учебным предметам или, точнее, предметно-ориентированных про-ектов, поскольку, как уже говорилось, чисто" математические" или "биоло-гические" проекты разработать довольно сложно, все они в той или иной мере интегрированные, межпредметные. Поэтому речь может идти о специфике типологии в связи с целевой направленностью проектов.
В качестве примера можно привести типологию, ориентированную на изучение иностранных языков, наиболее адекватную целям обучения, кото-рые и явились типологическими признаками: практическое овладение язы-ком; лингвистическое и филологическое развитие школьников; ознакомление с культурологическими, страноведческими знаниями; ситуативная, коммуни-кативная природа общения.
В соответствии с указанными признаками можно предложить следую-щую типологию телекоммуникационных проектов по иностранным языкам:
1.Обучающие проекты, направленные на овладение языковым материа-лом, формирование определенных речевых навыков и умений.
2. Лингвистические проекты, направленные на:
* изучение языковых особенностей;
* изучение языковых реалий (идиом, неологизмов, поговорок и т.п.);
* изучение фольклора.
3. Филологические проекты, направлены на изучение:
* этимологии слов,
* литературные исследования,
* исследование историко-фольклорных проблем.
Культурологические (страноведческие) проекты предполагают развитие язы-ковых и речевых умений и навыков на более или менее продвинутом уровне владения языком посредством организации межкультурного общения с це-лью ознакомления с культурой, историей, этнографией, географией, эконо-микой, политикой, государственным устройством стран партнеров, искусст-вом, литературой, архитектурой, традициями и бытом народов и т.д. С точки зрения содержания, культурологические проекты могут быть:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7