Рефераты. Метод проектов и его использование в школе

Продолжение таблицы №1

Защита про-екта

Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объ-яснение полученных результатов, коллек-тивная защита проек-та, оценка

Защищают про-ект, участвуют в

коллективной оценке результа-тов проекта

Участвует в коллективном анализе и оцен-ке результатов проекта

1.2.3. Роль учителя при выполнении проекта

Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль незави-симого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педа-гог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе кон-сультаций только отвечать на возникающие у школьников вопросы. Возмож-но проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школь-ников.

У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности и их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:

- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

- искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии аль-тернативы;

- осуществлять и аргументировать выбор;

- предусмотреть последствия выбора;

- действовать самостоятельно (без подсказки);

- сравнивать полученное с требуемым;

- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат про-ектирования.

При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования. Это можно более наглядно про-демонстрировать на схеме, которая представлена в приложении 1. В схеме выделены этапы выполнения проекта. Значимость учителя и ученика в дея-тельности на каждом из них показана размером символической фигурки, а степень взаимодействия субъектов «учения - обучения» обозначена путем близости изображения символов.

Графическое представление взаимодействия учителя и учащихся пока-зывает, что педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощ-ника, а акцент обучения делается на содержание учения, а на процесс приме-нения имеющихся знаний.

1.2.4. Роль учащихся в выполнении проекта

Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участ-никами процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструк-тивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельно-сти для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необ-ходимо делать.

Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положи-тельное педагогическое значение. На этапе самоанализа (5 этап), а затем за-щиты (6 этап) учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия дея-тельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятель-ности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудач-но подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружаю-щего мира и себя в этом мире.

1.2.5. Оценка выполненного проекта

Как отмечает Чечель З.И. [6], на последних этапах проектирования и учащийся, и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности, ко-торые часто отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле при использовании метода проектов существуют, по крайней мере, два ре-зультата. Первый (скрытый) - это педагогический эффект от включения школьников в «добывание знаний» и их логическое применение: формирова-ние личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собст-венной деятельности. Именно эта результативная составляющая часто оста-ется вне сферы внимания учителя, и к оценке предъявляется только сам про-ект. Поэтому Чечель советует начинающему руководителю проектирования записывать краткие резюме по результатам наблюдений за учащимися, это позволит быть более объективными на самой защите.

Вторая составляющая оценки результата - это сам проект. Причем оце-нивается не объем освоенной информации (что изучено), а ее применение в деятельности (как применено) для достижения поставленной цели.

Таким образом, обычная пятибалльная система не очень подходит для оценивания проектов. Для оценивания проектов Чечель И.З. советует исполь-зовать рейтинговую оценку. Для этого перед защитой на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педаго-гом и одноклассниками. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставленных в таблице (см. приложение 2).

Суммирование в этом случае выглядит следующим образом:

85 - 100 баллов - «5»;

70 - 85 баллов - «4»;

50 - 70 баллов - «3»;

менее 50 баллов - «2».

Если ученик получает двойку, то, конечно же, проектирование повто-рить невозможно, нет времени, но оставлять такой пробел просто недопус-тимо. Итоговый проект можно и нужно предложить переделать, доделать, заменить дифференцированным зачетом с оценкой. В любом случае необхо-димо вместе с учеником тщательно разобраться, что произошло, кто и где допустил ошибку. Ученик ли не понял или педагог не смог объяснить?

Избежать таких последствий можно, если в ходе проектирования про-водить проблемные семинары, «открытые» консультации, использовать дру-гие интерактивные виды обучения, насыщая учебную деятельность элемен-тами самостоятельного познания и получения информации.

1.3. Телекоммуникационный проект и его использование

в учебном процессе

Телекоммуникационные сети, позволившие учащимся и учителям из разных стран общаться друг с другом, появились в начале 80-х годов. Теле-коммуникации тогда использовались лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку вся сетевая работа заключалась в обмене письмами между учащимися. Однако, как показала международная практика и многочислен-ные эксперименты, в отличие от простой переписки, специально организо-ванная целенаправленная совместная работа учащихся в сети может дать бо-лее высокий педагогический результат. Наиболее эффективным оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся раз-ных школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятель-ности учащихся в сети стал учебный телекоммуникационный проект.

1.3.1. Общая характеристика телекоммуникационного проекта

Учебный телекоммуникационный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая об-щую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности [1].

Специфика телекоммуникационных проектов заключается, прежде все-го, в том, что они по самой своей сути всегда межпредметные. Решение про-блемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегриро-ванного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно междуна-родном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предпо-лагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения.

Тематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлече-ния свойств компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они ни казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Как оп-ределить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с при-влечением телекоммуникаций? Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

* предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, со-циальным, т.д., явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;

* предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия, решения, разработки предложений;

* предусматривается сравнительное изучение эффективности использо-вания одного и того же или разных (альтернативных) способов реше-ния одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффектив-ного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа реше-ния проблемы;

* предлагается совместное творческое создание, разработка какой-то ра-боты, будь то чисто практическая работа (выведение нового сорта рас-тения в разных климатических зонах) или творческая работа (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложе-ний по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т.д.);

* предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания.

Организация телекоммуникационных проектов требует специ-альной и достаточно тщательной подготовки, как учителей, так и уча-щихся.

От учителя требуется:

* умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значи-мые темы проектов;

* умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

* переориентация всей учебно-воспитательной работы учащихся по сво-ему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной дея-тельности учащихся, на приоритет индивидуальных, парных, группо-вых видов самостоятельной деятельности исследовательского, поиско-вого, творческого плана;

* владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом;

* умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;

* если речь идет о международном проекте - практическое владение язы-ком партнера, достаточную осведомленность о культуре и традициях народа, государственном и политическом устройстве страны, ее исто-рии;

* владение компьютерной грамотностью (текстовым редактором, теле-коммуникационной технологией, пользованием базой данных, принте-ром).

От учащихся требуется:

* знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.