Рефераты. Логопедическая работа по развитию голосовых возможностей у детей среднего дошкольного возраста, имеющих недоразвитие фонетической стороны речи

После этого группы меняются ролями.

Так же детям предлагалось произносить слоги с разной интонацией, высотой, силой голоса.

Далее с детьми аналогично проводятся упражнения с гласными о, а, и.

Для тренировки собранного звучания детям предлагается упражнение «Гудок» - произнесение гласных у, о, а в одной тональности, «в позиции резонатора», а затем с повышением и понижением голоса.

УУУУ

УУОУУОУУО

УУАУУАУУА

УУЭУУЭУУЭ

УУИУУИУУИ

Произнесение фраз слитно, на стоне, сначала монотонно, негромко, затем с изменением высоты голоса. Сонорные согласные при этом удваиваются.

Детей также делят на две группы.

Логопедом даётся инструкция для детей первой группы: Ребята давайте представим, что мы маленькие медвежата и попросим у мамы мёда и молока.

Так же логопед объясняет, что сначала фраза произносится раздельно, а затем слитно, при этом звук м удваивается.

Мам, мёду нам,

ммаммёдунпамм.

Мам, мам, молока бы нам.

ммаммммаммммоллокабыннамм.

Инструкция для второй группы: А как им отвечает мама медведица?

Мёд в лесу медведь нашёл, мало мёду, много пчёл.

Ммёдвллесуммедведьннашёллммалломмёдуммнногопчёлл.

Анализируя полученные данные можно сказать, что детям эти упражнения дались труднее, не всем детям удалось изменить интонацию, высоту и тембр голоса.

Упражнение 3

Цель: воспитание силы голоса.

Детям предлагается произносить звукоподражания и звукосочетания с различной громкостью.

«Представьте, что вы заблудились в лесу, как вы будете кричать ау»?

Дети повторяют громко «ау»!

«Как тикают часики»?

Тихо «Тик-так»

«Как стучит сапожник»?

Очень громко «Тук- тук- тук»

«Как звенит колокольчик»?

Высоким голосом «Дзинь-дзинь-дзинь».

Все дети выполнили это упражнение без затруднений.

Упражнение 4 «Три медведя»

Цель: Развитие интонации и модуляции голоса.

Мы провели формирующий этап. В формирующем этапе цель которого провести коррекционную работу с детьми дошкольного возраста, имеющих недоразвитие фонематической стороны речи. На формирующем этапе дети старались, проявляли инициативу. Если у кого-то не получалось сами дети подбадривали и ребенок пытался улучшить свои результаты.

В результате проведённой работы на формирующем этапе мы сделали вывод, что произошло повышение речевой активности у детей, улучшилась артикуляция и произносительные навыки.

Заключение

Работа над голосом с дошкольниками - один из важных разделов работы над устной речью. Формирование у детей внятной устной речи неразрывно связано с формированием навыков пользования голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.

Мы выяснили, что для организации целенаправленной работы по формированию голоса, приближенного к норме, необходимо учитывать знания: общих сведений о голосе и его акустических характеристиках, о физиологии голосообразования, о развитии голоса в норме и у детей с нарушениями речи.

Анализ изученной литературы и данные проведенного исследования позволяют нам сделать вывод о том, что для достижения основной цели работы над голосом в детском саду для детей с недостатками речи, необходима работа в двух направлениях: развитие голоса и коррекция выявленных нарушений голоса. Мы отметили, что то и другое направление предполагает работу над основными характеристиками голоса: тембром, высотой и силой.

Анализируя теоретическую часть дипломной работы, мы видим, что нарушения голоса различного генеза очень распространенный вид патологи и требует тщательную работу по выявлению и коррекции данного нарушения.

Следовательно, вся система логопедических занятий по закреплению голоса построена на дидактическом принципе постепенного перехода от простого к сложному в зависимости от возраста ребёнка, индивидуальных особенностей его личности, состояния и развития речевой и голосовой функции.

Можно сделать анализ, что на основе проведенного исследования звукопроизношения у всех детей была выявлена недостатки произношения звуков р и р', звуков л и л', а также недостатки произношения свистящих.

На основе экспериментальных данных для осуществления коррекционной работы, у нас дети с тремя видами нарушений. Это сигматизм - недостатки произношения свистящих, ротацизм - недостатки произношения звуков р и р' и ламбдацизм - недостатки произношения звуков л и л'.

Таким образом, фонетическая сторона речи у обследуемых детей сформирована, что оказывает отрицательное влияние на состояние звучащей речи, ее мелодики, которая определяется нарушениями голоса.

На Формирующем этапе логопедическая работа была организована с учетом структуры речевого дефекта, учитывались произносительные возможности ребенка, то есть определялась в каких языковых структурах (в слогах, словах, предложениях ) ребёнок мог произносить правильно звук.

Для решения поставленных задач нами были подобранны методики, с учетом индивидуальных качеств детей описанные в работах Алмазовой, Бурдянской, Вильсона, Ермаковой, Селиверстов, Новиковой, Волковой, Лалаевой, Максакова.

В заключение работы было установлено доказательство гипотезы -у детей среднего дошкольного возраста, имеющих недоразвитие фонетической стороны речи выявились качественные своеобразие голосовых возможностей, проявляющееся в слабости голоса, неумении изменять его по высоте и силе, а также придавали различную тембровую окраску, что обуславливали необходимость специальной работы по их развитию.

Поставленные задачи, которые соответствуют нашим целям были выполнены:

Во - первых, изучили теоретические источники по проблеме исследования и дать оценку ее состоянию на современном этапе.

Во - вторых, выявили особенности голосовых расстройств у детей 4 - х летнего возраста, имеющих несформированность фонетической стороны речи. Определили их вид, представили сравнительный анализ нарушений голоса при разных клинических формах речевой патологии.

В - третьих провели логопедическую работу с дошкольниками по развитию и восстановлению у них основных качеств голоса.

Таким образом, опыт показал, что в условиях длительного пребывания ребенка в логопедической группе детского сада продуманная система работы и тщательный подбор приемов позволяют значительно улучшить или полностью исправить нарушения речи, связанные с недоразвитием фонетической стороны речи

Список литературы

1. Алмазова Е. С. Нарушения голоса у детей и подростков // Расстройства речи у детей и подростков /под ред. Ляпидевского С. С. - М., 1969.

2. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - М.:1968 с. 550

3. Баренцева Н. С. , Колесшкова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 1997.

4. Беккер К. П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. - М.,1981.

5. Белобрыкина О. А. Речь и общение. Пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1998 - 240с

6. Бельтюков В. И., Салахова А. Д. Закономерности овладения произношением слышащими детьми // Дефектология. №5, 1976.

7. Бондаренко А. Н.. Словесные игры в детском саду. 2-е издание. - М.: Просвещение . 1977.

8. Венгер Л. А. , Пилюгина Э. Г. .Воспитание сенсорной культуры ребёнка. - М.; Просвещение, 1988.

9. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей: Пер. с англ. - М.: Медицина, 1990, 448 с.; ил.

10. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. - М., 1996.

11. Волкова Г. А. . Логоритмическое воспитание детей с дислалией. //Методические разработки и проведение коррекционных занятий. - СПб.;1992.

12. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. - М. ; 1968.

13. Выготский Л. С. .Педагогическая психология // Под ред. Давыдова В. В., - М.; 1991.

14. Гаркуша Ю. Ф. . Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушением речи. - М.; 1992.

15. Гаубих Ю. Г. , Липкина Ю. С. . Игры в логопедической работе с детьми. Пос. для логопедов. Под ред. Селиверстова В. И. -2-е изд. - М.; Просвещение. - 1979.

16. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М.; 1961.

17. Дефектологический словарь. - М.; 1970.

18. Дмитриев Л. Б., Телеляева Л. М., Таптапова С. Л., Ермакова И. И. Фониатрия и фонопедия. - М., «Медицина», 1990.

19. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. Для логопеда. - 2 - е изд., перераб. - М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 1996. - 143с.

20. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М.; 1985.

21. Жинкин Н. И. . О теориях голосообразования //Мышление и речь. - М.; 1963.

22. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. - М., «Просвещение», 1990.

23.

24. Журнал дефектология 2002 № 2 Шабалина Т.И. «Индивидуальные логопедические занятия по формированию фонетической стороны речи у детей с риналолией. С. 83- 95

25. Журнал дефектология2003 №5 Лопатина Л.В. « Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами». с. 45 - 51

26. Зуева Л. Н. и др. Думай - говори. Занимательные упражнения по развитию речи дошкольников. Кн. для воспитателей дет. сада, педагогов и родителей. - М.; Просвещение, 1996. - 79с.

27. Ивановская Ф. А. Сборник логопедических упражнений при расстройствах голоса. - М., 1961.

28. Каше Г. А., Филичёва Т. Е.. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. - М., 1978.

29. Ковшиков В. А. . Принципы формирования языкового механизма у детей. Межвуз. сборник научных трудов. Принципы и методы логопедической работы. - Л.; 1994.

30. Колпак Татьяна Викторовна «Нарушения голоса в структуре речевого дефекта» - автореферат. М - 1999г. С- 16

31. Копачевская Л.А., Лаврова Е.В. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями

32. Лаврова Е. В. Нарушения голоса //Логопедия /под ред. Волковой Л. С. - М., «Просвещение», 1989.

33. Лаврова Е. В. Характеристика и классификация нарушений голоса /Дефектология, № 1, 1987.

34. Левин Р. Е. О генезе нарушения письма у детей с ОНР. Вопросы логопедии. - М.; 1959.

35. Логопедия. // Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. - М.; 1998.

36. Логопедия: Учебн. Пособие для студентов пед. ин-тов. //Под ред. Волковой. - м.; 1989.

37. Львов М. Р. Основы теории речи: уч. пос. для студ. пед. вузов. - М.; Академия, 2000. - 247с.

38. Ляпидевский С. С., Нейман Л. В., Гриншпун Б. М. Анатомо-физиологические механизмы речи //Расстройства речи у детей и подростков /под ред. Ляпидевского С. С. - М., 1969.

39. Максаков А. И. Развитие речевого голоса у дошкольников /Дошкольное воспитание, № 1, 1988.

40. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.; 1991.

41. Митринович-Моджеевска А. Патология речи, голоса и слуха. Варшава, 1965.

42. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. // под ред. Т. В. Волосовец. - М.; 2002.

43. Основы теории и практики логопедии. // Под ред. Р. Е. Левиной. - М.; 1968.

44. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи. - СПб.; Дельта 1998. - 208.

45. Рябченко А. Т. Функциональные нарушения голоса. - М., 1964.

46. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. - М.; 1994.

47. Таптапова С. Л. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса. - М., «Просвещение», 1984.

48. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. - М.; Издательство института психотерапии, 2001. - 240с.

49. Филичёва Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для педагогов и воспитателей. - М.; 2000. - 80с.

50. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., «Просвещение», 1983.

51. Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - М.; Аквариум, СПб., Дельта, 1996.

52. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов. - М.; Академия, 1999. - 560с.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.