Рефераты. Логопедическая работа по развитию голосовых возможностей у детей среднего дошкольного возраста, имеющих недоразвитие фонетической стороны речи

1. Вызывание звука голоса, который является наиболее важным, сложным и длительным процессом восстановительного обучения. Звук голоса целесообразно вызывать на стоне или имитации мычания. Полученный звук голоса (м) сочетается с гласными у, о, а, и в прямых и обратных слогах. Этот процесс продолжается в среднем три месяца. Вызывание голоса около 1-1,5 месяцев.

Качество полученного голоса зависит от ряда факторов, из которых первостепенное значение имеет полноценность функции истинных голосовых складок, тяжесть и длительность заболевания гортани и нарушения голоса, наконец, психологическая подготовка ребенка, и его желание восстановить голос.

1. Закрепление полученного голоса состоит из трёх этапов: автоматизация полученного голоса путем введения его в слоги, слова, фразы со всеми гласными и согласными; Развитие высоты, силы, тембра, модуляций голоса, ритмико-мелодико-интанационной стороны речи; постановка певческого голоса.

Вся система логопедических занятий по закреплению голоса построена на дидактическом принципе постепенного перехода от простого к сложному в зависимости от возраста ребёнка, индивидуальных особенностей его личности, состояния и развития речевой и голосовой функции.

2. Автоматизация процесса голосообразования заключается во введении голоса в повседневную речевую практику ребёнка, наша задача научить его пользоваться громким, звонким голосом свободно, легко, без напряжения, утомления и форсирования звука. Занятия с детьми необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Они должны быть эмоциональными, яркими, живыми, образными, наглядными, доступными и разнообразными.

Таким образом, исходя из этиологии и патогенеза заболеваний, основываясь на дидактических и методологических принципах, логопедическое воздействие при патологии голоса предусматривает активизацию и координацию голосового аппарата педагогическими приемами. В ряде случаев специальная постановка голоса -- единственный способ преодоления нарушений. Дальнейшие исследования механизмов голосообразования наметят новые, более эффективные пути восстановительной работы. В настоящее время назрела серьезная потребность более полного и глубокого изучения патологии голоса у детей, особенностей ее проявления и разработки способов восстановления.

Анализируя теоретическую часть дипломной работы, мы видим, что нарушения голоса различного генеза очень распространенный вид патологи и требует тщательную работу по выявлению и коррекции данного нарушения.

Следовательно, вся система логопедических занятий по закреплению голоса построена на дидактическом принципе постепенного перехода от простого к сложному в зависимости от возраста ребёнка, индивидуальных особенностей его личности, состояния и развития речевой и голосовой функции.

2. Организация и содержание экспериментально - исследовательской работы

2.1. Выявление качественных характеристик голоса у дошкольников в ходе логопедического обследования

Исследование проводилось на базе детского сада № 3 «Ягодка», п. Бабстово.

Цель констатирующего этапа: выявить особенности голоса у детей среднего дошкольного возраста.

Нами было обследовано 8 детей с нормальным голосовым нарушением и с нарушением голоса. Работа по обследованию проводилась с сентября по ноябрь 2004 года. Нами обследованы дети в возрасте 4 - х лет (средняя группа).

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Провести диагностику состояния голоса у детей 4 - х лет.

2 . Провести количественный и качественный сравнительный анализ результатов проведенного исследования.

Для решения поставленных задач нами были подобраны диагностические методики, описанные в работах А.В. Новиковой,

Д.К. Вильсона, И.И. Ермаковой, В.И. Селиверстова, Е.С. Алмазовой.

Исследование медицинских карт показало нам, что почти у всех детей наблюдались частые простудные заболевания, острые респираторные заболевания (ОРВИ), отиты, инфекционные заболевания. Следует помнить, Что, любая патология органов и систем (сердечно-сосудистая, нервная, дыхательная) может привести к нарушению голосообразования у детей, а простудные заболевания могут ослабить голосовую функцию.

Исследование включало: обследования состояния звукопроизношения, специальное изучение состояния основных качеств голоса.

Серия I « Обследования звукопроизношения»

Проводилось с помощью следующих заданий: предлагались предметные картинки на исследование произнесения свистящих звуков.

1) собака - маска - нос, сено - василёк - гусь

замок - коза, зима - магазин

цапля - яйцо - огурец

предлагались предметные картинки на исследование произнесения шипящих звуков

2) шуба - кошка - камыш

жук - ножи

щука - вещи - лещ

чашка - очки - мяч

Для третьего задания предлагали предметные картинки со звуком Р.

3) рыба - корова - топор 5) кот - сокол - клубок

река - варенье - дверь гусь - бумага

4) лампа - молоко - мел хлеб - сахар - петух

лента - колесо - соль йод - майка - трамвай

Система оценки исследования звукопроизношения. (все звуки условно делятся на 5 групп: 1 - свистящие, 2 - шипящие, 3 - р, р', 4 - л, л', 5 - остальные звуки. Произношение звуков каждой группы оценивается в отдельности.

3 балла - правильное произношение всех звуков в любых речевых ситуациях;

1,5 балла - один или несколько звуков группы изолированно и отражённо произносятся правильно, но иногда подвергаются искажениям или заменам в самостоятельной речи, т. е. недостаточно автоматизированы;

1 балл - в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы;

0 баллов - искажениям или заменам подвергаются все или несколько звуков группы

Баллы, начисленные на каждую группу, суммируются. Максимальное количество баллов - 15.

Были определены уровни состояния звукопроизношения.

Высокий уровень - 14 - 15 баллов

Средний уровень - 10 - 14 баллов

Низкий уровень - 10 и меньше баллов

Результаты показаны в таблице 2.1

Таблица 2.1

Результаты обследования состояния звукопроизношения у детей экспериментальной группы.

Уровни

Количество детей

Высокий

Средний

Низкий

Кирилко Лена

-

+

Буреева Ира

-

+

Возмолов Артем

-

+

Анфалов Максим

-

+

Былков Костя

-

+

Паздникова Наташа

-

+

Арбетмон Света

-

+

Дпиа Родион

-

+

Делая анализ по таблице высокого уровня зафиксировано не было, на среднем уровне четверо детей и на низком четыре человека.

Таким образом, можно сделать анализ, что на основе проведенного исследования звукопроизношения у всех детей была выявлена недостатки произношения звуков р и р', звуков л и л', а также недостатки произношения свистящих. У Родиона, Кости и Максима - межзубное произношение свистящих, У Натальи и Светланы заменяет р на л, р' на л на л', у остальных детей - горловой р, р', заменяет л,л' на ы;

На основе экспериментальных данных для осуществления коррекционной работы, у нас дети с двумя видами нарушений. Это сигматизм - недостатки произношения свистящих, ротацизм - недостатки произношения звуков р и р' и ламбдацизм - недостатки произношения звуков л и л'.

Таким образом, фонетическая сторона речи у обследуемых детей е сформирована, что оказывает отрицательное влияние на состояние звучащей речи, ее мелодики, которая определяется нарушениями голоса.

При диагностике нарушений голоса у детей были использованы следующие виды упражнений: пропевание гласной а, обследование мышц мягкого нёба, также с детьми были проведены различные игры: теремок, медведь и ёлка, волк и семеро козлят, вьюга.

Серия II «Обследования подвижности мягкого неба и наличия назального оттенка».

1. Пропевание гласной «а».

Цель: Определить подвижность мягкого неба, чистоту голоса, наличия назальности.

Оборудование: магнитофон.

Описание исследования: для этого мы просим детей длительно произнести гласную «А» при широко открытом рте.

Все дети с заданием справились хорошо, у двух детей голос чистый, звонкий, у одной девочки наблюдалась легкая гиперназальность, скорее всего это зависит от аденоидных разрастаний, которые были выявлены при исследовании медицинских карт. Маме было рекомендовано показать ребёнка врачу отоларингологу, после чего рекомендовалось пройти повторное обследования состояния голоса, для того, чтобы установить насколько стойкий характер носит это изменение.

На магнитофонную плёнку были записаны голоса детей, которые смогли самостоятельно оценить свой голос и голоса друг друга. Что также неплохо развивает фонематический слух, который тоже немало важен при голосообразовании.

Дети оценивали свои нарушения путем проговариванием своих ошибок.

2. Открыть рот и как можно дольше тянуть звук а, затем ы. Мы как и следует, соблюдали данную очередность звуков, так как при произнесении звука ы отмечается более сильный подъем небной занавески.

3. Открыть рот, произнести на коротком отрыве звуки а-ы.

4. Предлагалось подуть, как будто на свечу, с помощью ватки поднесенной к носу ребенка.

Оценка к серии заданий II

3 балла - подъем мягкого неба сформирован в полной мере, голос чистый, без назального оттенка.

2 балла недостаточно подвижно или откланяется в сторону при произношении гласного, в голосе присутствует легкая гиперназальность.

1 балл - мягкое небо провисает в голосе присутствует выраженная гиперназальность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.