Рефераты. Логопедическая работа по развитию голосовых возможностей у детей среднего дошкольного возраста, имеющих недоразвитие фонетической стороны речи

Цель:

1. Провести коррекционную работу с детьми у которых имеется нарушения голоса.

2. Провести корреционную работу с детьми у которых имеется звукопроизношения.

На данном этапе логопедическая работа была организована с учетом структуры речевого дефекта, учитывались произносительные возможности ребенка, то есть определялась в каких языковых структурах ( в слогах, словах, предложениях ) ребёнок мог произносить правильно звук.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Разработать педагогическую технологию коррекции выявленных нарушений голоса.

2. Провести сравнительный анализ детей с нормальным и нарушенным голосом.

3. Провести количественный и качественный анализ данной работы.

Для решения поставленных задач нами были подобранны методики, описанные в работах Алмазовой, Бурдянской, Вильсона, Ермаковой, Селиверстов, Новиковой, Волковой, Лалаевой, Максакова.

С детьми по звукопроизношению мы начали работать, когда он находился на находящимся на этапе постановки звука с]. С этой целью детям предложили следующие упражнения.

Например: Родион, Костя и Максим. находящимся на этапе постановки звука с, были предложены следующие задания:

- артикуляционная гимнастика

С целью выработки длительной, направленной воздушной струи было использовано упражнение «Загони мяч в ворота». Детям предлагалось вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками. Обращалось внимание на то, чтобы ребёнок не надувал щёки, для этого их можно было слегка придерживать пальцами, а шарик загонять на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

«Накажи непослушный язык»

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Ребёнку предлагалось немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «ля - ля - ля…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти - десяти. Обращалось внимание на то, чтобы язык был широким, края его касались уголков рта, похлопывать язык губами надо на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

«Сделай язык широким»

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Для этого предлагалось улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти - десяти. При этом давались указания не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

У Родиона это упражнение вызвало затруднение и нам пришлось вернуться к упражнению «Накажи непослушный язык».

Упражнение «Кто дальше загонит мяч?».

Цель: Выработать плавную, длительную, воздушную непрерывную струю, идущую посередине языка.

Детям предлагалось улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. При этом нельзя надувать щёки. Следить, чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Упражнение «Желобок».

Цель: образование желобка и направления воздушной струи по середине языка.

С Родионом, с целью механической помощи, пришлось использовать пластмассовую палочку, накладывая которую на язык и сдвигая губы, образовали желобок. Затем палочку заменили пальцем ребёнка.

«Почистим зубы» - научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами. Для этого ребёнку предлагалось улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

При выполнении данных упражнений детьми сначала наблюдалась напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезло, движения стали непринуждёнными и координированными. Василию с трудом удавалось удержать язык за зубами, но после нескольких упражнений ребёнок научился выполнять это упражнение.

Уточнение произношения изолированного звука или вызывание его по подражанию проводилось как часть занятия.

Упражнение «Произнесение длительного звука с».

Ребёнку предлагалось открыть рот, распластать язык и напряжённым кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка на его кончик положить круглую, тонкую палочку так, чтобы она прижимала только переднюю часть языка. Губы растянуты в улыбку. Сомкнуть зубы, насколько позволяет палочка. С силой равномерно выдувать воздух, контролируя ладонью руки, бумажкой или ваткой. Слышится длительный звук с.

При выполнении этого упражнения у Кости и Максима звук с получался неясным, не свистящим, поэтому нам пришлось проделать это упражнение с медленным выниманием палочки изо рта к зубам и наружу.

Упражнение «Насос». Цель - добиваться правильного изолированного, длительного произношения звука с. Для этого детям предлагалось сидя на стульях покататься на велосипедах. Была предложена инструкция: проверить, хорошо ли накачаны шины. Пока велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмём насос, и будем накачивать шину. Воздух выходит из насоса и сердито свистит: «с с с». дети по очереди , а потом все вместе, подражая действию насоса, накачивают шины, длительно произнося звук с.

Этап закрепления изолированного звука у Кости и Максима был длительнее, чем у Родиона и с ним приходилось выполнять ещё дополнительные упражнения.

После того как у детей появился изолированный звук с, мы перешли к упражнениям на закрепление изолированного звука.

С другими детьми по звукопроизношению мы начали работать, когда они находилися на автоматизации звука р в словах. С этой целью ребёнку предложили следующие упражнения.

«Подбери по форме» - добиваться правильного произношения звука р , отрабатывать чёткость произношения слов. Для этого на доске рисовались круг, прямоугольник, квадрат и овал, а детям раздавались предметные картинки, в названии которых есть звук р. (Барабан, баранка, рама, тетрадь, рыба, сковорода, ковёр, картофель и т. д.). ребёнок должен был чётко назвать предмет, изображённый на картинке, определить на какую фигуру он похож, и положить картинку под соответствующую фигуру.

«Повтори по две строчки»

ра - ра - ра, ра - ра - ра,

рама, рак, гора, нора.

Ро - ро - ро, ро - ро - ро,

Роза, роща, рот, перо.

Ры - ры - ры, ры - ры - ры,

Рыба, рынок, рыжик, рысь.

Мальчику очень понравилась игра на сообразительность.

«Замени первый звук на р»

хобот - робот нога - рога

танец - ранец козы - розы

забота - работа мука - рука

«Какое маленькое слово прячется в большом?»

к-рот к-раны

ф-раки к-ролики

п-розы ш-рамы

т-росы г-розы

«Исправь ошибку» - ребёнку предлагается, меняя слова, исправить ошибку в конце предложения.

Расцвели на клумбе … козы.

В огород забрались …розы.

У слона огромный …робот.

На заводе сделан …хобот.

Ползает у речки … мак.

Расцветает в поле …рак.

«Один и много» с целью отработки образования форм мн. ч. Им. п. и Р. п.

Рука - руки роза - много роз

Гора - горы рыба - много рыб

Работу с Андреем продолжали до тех пор пока звук р не автоматизировался в словах. В дальнейшем необходимо продолжить работу по автоматизации звука в предложении.

Нами были использованы некоторые упражнения, описанные в методическом пособии Бурдянской Т.В.

Упражнения для мышц плечевого пояса.

Эти упражнения позволили нам подготовить мышцы плечевого пояса к постановке правильного дыхания.

1. Поднимание и опускание плеч. При поднимании - вдох через нос, при опускании - выдох через рот

2. Поднимание и опускание плеч поочередно. При поднимании - вдох через нос, при опускании - выдох через рот.

3. Вращение плеч (руки опущены) спереди назад и обратно. При поднимании плеч - вдох через нос, при опускании - выдох через рот.

4. Разнообразные движения руками в стороны, вверх, вращение, плавательные движения. При развертывании грудной клетки - вдох, при опадании - выдох с произнесением гласных звуков.

Упражнения для мышц шеи.

Исходное положение - сидя, спина и шея прямые.

1. Повороты головы в стороны. При повороте - вдох носом, при возврате в исходное положение - выдох ртом.

2. Наклонить голову вперед - вниз (выдох носом), поднять в исходное положение и откинуть назад (вдох ртом) вернуться в исходное положение (выдох ртом).

3. Повороты головы в стороны налево (выдох носом), прямо (вдох ртом), направо (выдох носом), прямо (вдох ртом).

Движения сначала выполняют без сопротивления, затем - с сопротивлением руки, упирая ее кистью в соответствующую часть головы в противоположном движению направлении.

Гимнастика жевательно-артикуляторных мышц.

Вся жевательная мускулатура является парной, свои функции эти мышцы выполняют одновременно и в зависимости друг от друга Мощные и короткие пучки мышц, малый рычаг и амплитуда движений обусловливают быструю утомляемость жевательной мускулатуры. От состояния его функции зависит участие зубо-челюстной системы в актах жевания, мимики, речеобразования. Поэтому профилактика возникновения контрактур (ограничений движения) является важной задачей лечебной гимнастики в случаях речевой патологии. При проведении лечебной гимнастики необходимо индивидуально дозировать физическую нагрузку, увеличивая или уменьшая количество упражнений и число их повторении, изменяя исходное положение, амплитуду движения или количество мышечных групп, участвующих в выполнении упражнения.

1. Движение нижней челюсти вправо, дыхание через нос.

а) язык пассивен;

б) язык с силой упирается в челюсть, помогая движению.

2. Движение нижней челюсти влево (производится так же, как и вправо).

3. Движение нижней челюсти попеременно вправо и влево, непосредственно одно за другим:

а) язык пассивен,

б) язык подталкивает нижнюю челюсть.

4. Имитация жевания.

5. Беззвучное произнесение гласных а, э, и, о, у. Кончик языка у нижних резцов.

6. Открывание рта с глубоким вдохом через рот (зевание)

7. Максимально частое открывание рта с произнесением звуков па-па-па.

Гимнастика мимико-артикуляторных мышц.

Мимическая мускулатура располагается поверхностно и одним концом вплетается в кожу. Она наделена свойством отражать психическое состояние человека, выражение лица во многом определяется динамикой и статикой мимических мышц. Выполнять упражнения лучше всего перед зеркалом. Ребенок при этом может индивидуально контролировать правильность движения и его амплитуду.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.