Рефераты. Личностные особенности детей и подростков с отклонениями в развитии

Поэтому выделение узкоспецифических типов личности, характерных для определенного вида дизонтогенеза, представ-ляется малоперспективной научной задачей. С подобным ус-пехом можно было бы заниматься описанием единого типа личности здорового человека, игнорируя при этом бесконеч-ное разнообразие его индивидуальной природы, столь же свой-ственной и для инвалида. Различия в данном случае касаются лишь вероятности риска возникновения нарушений в форми-ровании их личности.

Причины и условия деформации личностного развития ребенка

Источники и механизмы развития личности ребенка

В академической науке устоявшимся является положение о сис-темной детерминации развития личности, в схеме которой выде-лено три основных фактора: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общест-венных отношений (А. Г. Асмолов). Причем речь идет не о парал-лельных линиях программ жизни личности, а об их сложном взаимодействии и взаимообусловленности в ходе развития чело-века. Системообразующим основанием в детерминации развития личности выступает совместная деятельность. Природные, инди-видные свойства и социальная среда не являются «внешними орами», действующими по принципу «больше - меньше». Их пре-образования, влияющие на развитие личности, неотделимы в жизни личности от преобразований самой деятельности.

В теории к настоящему времени сформулированы доминанты развития. Это культура,-ведущая деятельность, сознание, поведе-ние, опыт, потребность и т.д. Выделены различные аспекты раз-вития. Однако развитие человека - процесс сложный, многоплано-вый, не всегда поступательный, линейный, прогрессивно управляе-мый и регулируемый. Все планы развития взаимосвязаны друг с другом, каждый обладает собственным потенциалом и заимствует этот потенциал у других (В. П. Зинченко).

До недавнего времени в психологических исследованиях при-оритет отдавался функциональному развитию, а личностное, ду-ховное развитие не принималось во внимание. Да и в педагогиче-ской практике, в обыденном сознании доминировала установка на развитие отдельных психических функций: мышления, памяти, интеллекта в целом, формирование практических умений и навы-ков. Однако вне духовного развития стало ущербным и функцио-нальное.

Проблемы в развитии ребенка, ущербность, деформации, на-рушения обусловливаются множеством взаимодействующих фак-торов, причин и условий, которые рассматриваются различными научными направлениями с разных теоретических позиций: пси-ходинамических, социодинамических, интеракционистских. В оте-чественной и зарубежной психологии имеется значительное коли-чество теоретических построений, экспериментальных и эмпири-ческих данных, накоплен большой клинический и педагогический опыт, содержащий анализ механизмов развития человека, причин и условий возможных нарушений и деформации психического и личностного развития ребенка в отдельные периоды его жизни.

Сущность развития учеными понимается неоднозначно. В оте-чественной науке сегодня становится приоритетной концепция, рассматривающая развитие не как усвоение, присвоение, послуша-ние, а как саморазвитие, самостроительство, творчество самого себя (С.Л.Рубинштейн, В. П. Зинченко, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь и др.). Откуда для этого берутся источники? Каждый человек обладает собственной самостью, что и создает неповторимость его развития. Самость не всегда положительна. Но она есть и может многократно усиливаться или гаситься природными, национальными, культурно-историческими условиями, на фоне которых происходит развитие. В психологии развития в рамках научной школы Л.С.Выготского содержатся подходы к пониманию «тайны развития», условий формирования человеком себя, самостроительства себя (Б. Д. Эльконин).

Чем вызваны различия детей и как эти различия влияют на их Развитие? К настоящему времени накоплено достаточно данных, которые имеют не только теоретический, но и практический ин-терес.

Для процесса развития важны половые различия, которые не ог-раничиваются собственно половыми характеристиками. Прежде всего специалисты отмечают скорость созревания. Девочки созре-вают гораздо раньше мальчиков, однако мальчики обладают большей чувствительностью к воздействию физических факторов. Они в большей степени подвержены осложнениям в процессе ро-дов, чаще заражаются и чаще погибают от детских инфекций. У них выше вероятность задержки роста после облучения. Мужчины имеют и меньшую продолжительность жизни по сравнению с жен-щинами (М. Раттер).

По многочисленным данным, мальчики и девочки различаются по интеллектуальным, личностным характеристикам и особенно-стям общения (М.С.Егорова). Так, девочки превосходят мальчи-ков по вербальным способностям. Они не отличаются от мальчи-ков по скорости овладения речью, но после двух лет они более охотно разговаривают с другими детьми, речь их более правильная и сложная. До начала обучения в школе эти различия пропадают и появляются после 11 лет, оставаясь постоянными на протяжении всей жизни. У девочек выше беглость речи, они лучше понимают письменный текст.

Мальчики превосходят девочек по пространственному мышле-нию. Эти различия появляются в подростковом возрасте и увели-чиваются с годами. Мальчики превосходят девочек и по матема-тическим способностям. Эти различия начинают обнаруживаться с 12-13 лет. Мальчики более агрессивны, чем девочки, что обна-руживается уже с двух лет, когда это еще не может быть результа-том социализации мальчиков. Агрессивность прослеживается в мальчишеских фантазиях, в вербальных и физических проявлениях.

Половые различия обусловлены действием как биологических, так и социальных факторов. Биологический фактор включает хро-мосомный набор, гормональные особенности, активность фермен-тов, которые производят гормоны, чувствительность тканей к этим ферментам. Однако формирование половых различий к ним не сводится. С рождения ребенок живет в обществе со сложившими-ся представлениями о том, каким должен быть мужчина и какой женщина, какое поведение для тех и других является нормальным и социально одобряемым, что позволено одним и совершенно не-допустимо для других. Общество предоставляет равные возможно-сти мужчинам и женщинам, но предъявляет им разные требования. Все это формирует социальный пол человека или его полоролевую идентификацию (соответствие его «образа Я» и поведения в разных ситуациях тому полу, к которому он принадлежит).

Механизмы и закономерности формирования психологическо-го пола человека производны как от биологических, так и от социальных факторов. На основании экспериментальных данных сде-ланы выводы о том, что в формировании половых различий участ-вуют различные механизмы: социальное научение, имитация, ког-нитивное усвоение полоролевого поведения, создание полоролевых схем. Они же усиливают биологически обусловленные половые различия (М. С. Егорова).

Установлено, что психические нарушения значительно чаще встречаются у мальчиков (М. Раттер). Существует предположение, что мальчики по своей конституции более чувствительны к пси-хическим стрессам, к воздействию неблагоприятных психологиче-ских факторов. К ним, например, относятся ссоры и разногласия между родителями. На мальчиков в большей степени воздейству-ют переживания, связанные с разводом родителей.

Различия полов в частоте психических нарушений связывают с различиями в темпераменте или стилях поведения (М. Раттер). Девочки и женщины обычно более зависимы, конформны, кон-сервативны, эмоциональны, тревожны, слезливы и привередливы. В специальных научных исследованиях подчеркивается роль темперамента как механизма, определяющего особенности поведе-ния человека. В отечественных психологических исследованиях свойства темперамента рассматриваются как формально-динами-ческие, поскольку они не связаны ни с содержанием деятельности, ни с целями и мотивами человека, а определяют динамику деятель-ности, т.е. интенсивность, темп, ритмичность психических харак-теристик человека в процессе деятельности. Исследователи, изуча-ющие темперамент, признают, что свойства темперамента явля-ются устойчивыми, т.е. проявляются на протяжении длительного периода времени; обнаруживаются с раннего детства и представ-ляют собой типичные для человека стилевые особенности поведе-ния, т.е. проявляются во всех сферах жизнедеятельности, связаны со свойствами нервной системы и являются наследственно обуслов-ленными (М.С.Егорова).

Авторы называют разные свойства темперамента. Это область исследований дифференциальной психофизиологии, которая изу-чает физиологические механизмы индивидуальных различий в пси-хологических характеристиках человека. В. Д.Небылицын выде-лил в структуре темперамента два основных компонента - актив-ность, которая проявляется в моторике, общительности и познава-тельной сфере, и эмоциональность.

В активности выражается энергетический потенциал человека, она определяет динамику его деятельности. Об активности можно судить по индивидуальному темпу деятельности, т.е. скорости двигательной реакции, по склонности к разнообразию реакций и сверхнормативной активности.

Эмоциональность характеризуется особенностью возникнове-ния, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений, т. е. связана с динамикой эмоциональной жизни чело-века. Но эта динамика у одного и того же человека может быть различной для разных эмоциональных состояний. Поэтому важен и вид переживаний, которые преобладают у человека. Предполагает-ся, что наиболее важными видами эмоций являются удовольствие (радость), гнев и страх. Они непосредственно связаны с физиологи-ческими характеристиками, а их соотношение друг с другом, по мнению исследователей, в значительной мере характеризует эмо-циональные переживания человека (А. Е. Ольшанникова).

Другой отечественный исследователь - В.С.Мерлин выделил более частные свойства темперамента: 1) сензитивность (чувстви-тельность), которая определяется по силе внешнего раздражителя, вызывающего реакцию, и по продолжительности этой реакции; 2) реактивность (величина непроизвольной реакции на раздражи-тели); 3) активность (энергия человека, проявляющаяся при реше-нии им различных проблем); 4) соотношение реактивности и актив-ности; 5) темп реакций; 6) пластичность -ригидность (способность приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям); 7) экст-раверсия - интроверсия; 8) эмоциональная возбудимость.

Исследованиями психофизиологов установлена зависимость между свойствами нервной системы и характеристиками темпера-мента. Экспериментально выделены четыре основных свойства нервной системы: динамичность нервных процессов, их сила, под-вижность и лабильность. Каждое из этих свойств характеризуется двумя нервными процессами - возбуждением и торможением, а так-же балансом по возбуждению и торможению (В. Д. Небылицын).

Динамичность нервной системы свидетельствует о скорости об-разования условных реакций.

Сила нервной системы понимается как способность нервной системы в течение длительного времени быть в состоянии работо-способности, а также выносливость по отношению к длительным процессам возбуждения и торможения.

Подвижность нервной системы характеризует скорость смены возбуждения торможением и наоборот.

Лабильность нервной системы связана со скоростью возникно-вения и прекращения нервных процессов.

Позднее были выделены общие и частные свойства нервной си-стемы, различия между которыми, по предположению В. Д. Небылицына, определяются анатомо-морфологическими особенностями строения мозга и связаны со спецификой функций отделов коры головного мозга. Наиболее общим свойством нервной системы названа активировапность, которая определяется лобными отделами коры головного мозга, обеспечивающими общую регуляцию функций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.