Рефераты. Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми

Одной из специфических зако-номерностей аномального раз-вития психики являются осо-бые взаимоотношения ребенка с окру-жающей средой, и прежде всего с людьми. Причем при интеллектуальной недостаточности эти взаимоотношения редко бывают благоприятными, что су-щественно затрудняет коррекционную работу и в конечном итоге адаптацию детей данной категории в обществе. Среди причин неблагоприятного взаи-моотношения умственно отсталых уча-щихся с окружающими называют и не-достаточно глубокое понимание обще-ством проблемы интеллектуальной не-достаточности, и наличие у школьни-ков целого ряда дефектов психики, многие из которых необратимы. Кроме того, при подготовке учащихся коррек-ционно-образовательных учреждений к самостоятельной жизни слабо ис-пользуются компенсаторные возмож-ности их психики, которые, по мнению Л.С.Выготского, тесно связаны с эмо-циональным началом. Когда ребенок с интеллектуальной недостаточностью осознает трудность и имеет ярко выра-женное желание ее преодолеть, он ста-новится более восприимчивым к кор-рекционной помощи.

Ведущие специалисты коррекционной педагогики и психологии неодно-кратно подчеркивали необходимость всестороннего и целостного изучения личности школьника с интеллектуаль-ной недостаточностью, а также ком-плексного воздействия на все струк-турные компоненты его психики. В то же время, в центре внимания продол-жает оставаться интеллектуальное раз-витие таких детей, и лишь отдельные исследователи рассматривают особен-ности эмоциональной сферы при умст-венной отсталости.

Понимание педагогом особенностей эмоционального отношения учащегося к тем или иным сторонам окружающей действительности является важным ус-ловием эффективности коррекционного воздействия. Однако информации, которая могла бы помочь учителям и воспитателям, работающим с умствен-но отсталыми школьниками, в решении данной проблемы явно недостаточно.

В исследовании была использована апробированная в психологии методи-ка "Я, добро и зло". Данная методика относится к числу проективных, следо-вательно, любой вывод, полученный с ее помощью, нуждается в дополнитель-ном подтверждении. Однако особая ценность проективных методик состо-ит в том, что психологическое изучение является опосредованным. Испытуе-мый не просто отвечает на поставлен-ный вопрос, а раскрывает свое отноше-ние посредством различных символов, в качестве которых в данной методике выступают цвет, форма, величина фи-гур, а также их расположение на листе.

В нашей модификации испытуемым предлагался стандартный лист бумаги серого цвета, клей, а также набор из 12 фигур, среди которых были большие и маленькие круги и квадраты красного, черного и белого цвета. Школьник дол-жен был представить, что лист -- это окружающий мир. Из предложенных фигур ему необходимо было выбрать три, одна из которых обозначала бы его самого, вторая -- добро, третья -- зло. Затем следовало расположить фигуры на листе и наклеивать их, согласно сво-ему отношению к заданным понятиям. В процессе работы испытуемого проси-ли давать необходимые пояснения, свя-занные с построением композиции.

Анализ полученных результатов осу-ществляется в соответствии с общими принципами интерпретации проектив-ных методик. Квадрат в психологии ас-социируется с интеллектуальным нача-лом, с потребностью в новой информа-ции, с опорой на логическую переработ-ку этой информации в процессе приня-тия жизненно важных решений и при выборе того или иного способа поведе-ния. Круг символизирует преобладание эмоционального начала значительную зависимость отдельных поступков и по-ведения в целом от непосредственной реакции на конкретную ситуацию.

Всего испытуемыми было выбрано 75 фигур. Из них 49 (65%) -- круги и 26 (35%) -- квадраты. Это показывает, что в своем взаимодействии с окружаю-щим миром школьники с интеллекту-альной недостаточностью значительно в большей степени ориентируются на эмоциональный импульс, чем на логи-ческий анализ. Данный факт подтверж-дается исследованиями ряда специали-стов, которые доказывают, что у таких учащихся влияние эмоционального на-чала на психическое развитие в целом оказывается более выраженным, чем у нормально развивающихся сверстни-ков. Следовательно, наиболее рацио-нальный путь активизации компенса-торных возможностей психики умст-венно отсталого школьника -- это воз-действие на его эмоциональную сферу.

При помощи круга 16 школьников обозначали понятие "Я", 18 -- "Добро" и 15 -- "Зло". 10 испытуемых использо-вали только круг. У девяти учащихся с квадратом ассоциируется понятие "Я", у семи -- "Добро", у десяти -- "Зло", при этом всего в трех работах заданные понятия обозначаются одними квадра-тами. Мотивировать выбор символом круглой или квадратной формы испы-туемые не смогли. Однако их ответы показали, что выбор совершался не на основе рассуждений, а с опорой на эмоциональное отношение ("Мне так больше нравится", "Это красиво", "Я так захотел" и т.д.).

Отметим, что 5 испытуемых обозна-чали понятия "Я" и "Добро" одинако-выми фигурами, в то время как "Зло" было представлено другой фигурой. Это наглядное проявление нормально-го стремления человека находиться как можно ближе к добру и дальше от зла. В работах четырех школьников, напро-тив, одинаковыми фигурами обозначе-ны понятия "Я" и "Зло". В данном слу-чае речь может идти о проекции нега-тивных компонентов личности, откло-нений в направлении эмоциональной активности. У трех учащихся понятие "Я" противопоставлено понятиям "До-бро" и "Зло", для обозначения которых выбраны одинаковые фигуры.

В соответствии с популярной в настоящее время теорией психофизиологи-ческого значения цвета считается, что красный цвет как биологически наибо-лее активный символизирует азарт, стремление к успеху, иногда элемент аг-рессии. Черный -- цвет отрицания. Его связывают с негативными переживани ями. Белый включает все цвета спектра, и поэтому его соотносят с жизнеут-верждающей энергией, оптимизмом. Серый -- биологически нейтральный цвет, не связанный с эмоциональными переживаниями, на его фоне наиболее яркими и выразительными выглядят другие цвета. В связи с этим предложен-ный испытуемым лист, на котором они должны были отразить свое отношение к некоторым сторонам окружающей действительности, был серым.

Из 75 выбранных испытуемыми фи-гур 27 (36%) -- красного цвета, 27 (36%) -- белые, 21 фигура (28%) черного цвета. Для обозначения понятия "Я" 14 школьников использовали красные фи-гуры. Выбор данного цвета был связан с желанием привлекать внимание, быть в центре событий, жить яркой, краси-вой жизнью. Отметим, что соответству-ющие мотивы просматривались даже в тех случаях, когда красная фигура "Я" помещалась в одном из нижних углов листа, а это означает заниженную са-мооценку.

У 11 испытуемых фигура "Я" белого цвета. Они хотели бы видеть себя спо-койными, аккуратными, самостоятель-ными, относительно независимыми от мнения окружающих.

Обращает на себя внимание тот факт, что для обозначения понятия "Я" не была выбрана ни одна фигура чер-ного цвета.

Понятие "Добро" ассоциируется у 8 учащихся с красным цветом (тепло, ди-намика, активное действие, способ-ность при любых обстоятельствах по-беждать зло), у 13 -- с белым (уравнове-шенность, чистота, терпение, сила). Три мальчика и одна девочка обозначи-ли "Добро" черными фигурами. Как по-казали их объяснения, для этих школь-ников черный цвет связан не с отрица-тельными эмоциями, а с глубокой тай-ной, завершенностью и самодостаточ-ностью.

Достаточно интересно цветовое вы-ражение испытуемыми своего отноше-ния к понятию "Зло". В пяти работах данное понятие представлено красны-ми фигурами (эгоизм, грубый натиск, война, кровь). На трех работах фигуры "Зло" белые (холод, смерть). 17 школь-ников обозначили данное понятие чер-ным цветом (темнота, опасность, страх, враждебные силы).

В 15 работах использованы 3 цвета: 2 испытуемых все заданные понятия обозначили красным цветом, 1 учащий-ся выбрал исключительно белые фигу-ры, остальные 7 работ представляют собой двухцветные комбинации.

Величина является символом, с по-мощью которого человек осознанно или неосознанно выражает степень значимости какого-либо явления. В на-шем исследовании испытуемые ис-пользовали в основном большие фигу-ры. Это подтверждает, что школьникам с интеллектуальной недостаточностью доступно понимание важности базо-вых для человеческого сознания поня-тий. Маленьких фигур было всего 19 (25%). Из них 13 испытуемых отнесли к понятию "Зло", что отражает естест-венное для любого человека стремле-ние по возможности уменьшить абсо-лютную величину негативного начала. У двух школьников маленькими были все фигуры. Один учащийся с помо-щью маленьких белых кругов изобра-зил "Я" и "Добро", а над ними поместил большой черный квадрат -- "Зло". Счи-таем, что в данном случае могут иметь место серьезные отклонения в эмоцио-нальной сфере и этот школьник нужда-ется в особом внимании и психологиче-ской поддержке педагогов.

При анализе и оценке результатов особое внимание обращалось на распо-ложение фигур на листе. При этом име-ло значение не только то, как близко от фигуры "Я" испытуемый помещал "До-бро" и "Зло". Как считают авторы мно-гих проективных методик, правая сто-рона и верх листа связаны с периодом будущего и реальной действительнос-тью. В этой части листа учащиеся рас-полагают символы, имеющие для них положительную эмоциональную окра-ску, означающие активность и кон-кретные действия.

В то же время левая сторона и низ листа символизируют период прошло-го и мир фантазий. Они также связаны с негативными переживаниями, с не-уверенностью в своих силах и пассив-ностью.

Важное значение придается распо-ложению фигуры "Я". Считается, что, помещая ее в той или иной части листа, испытуемый показывает отношение к самому себе, или самооценку. Так, раз-мещение фигуры "Я" в центральной ча-сти листа говорит о более или менее адекватной самооценке. Если данный символ располагается вверху, это мо-жет свидетельствовать о завышенной самооценке. Соответственно, работы, на которых фигура "Я" находится в нижней части листа, отражают зани-женную самооценку. Отметим, однако, что речь скорее идет о высокой, сред-ней и низкой самооценке, чем о завы-шенной, адекватной и заниженной. Проективная методика показывает лишь эмоциональное отношение школьника к различным сторонам действительности, в том числе и к себе, но она не предназначена для выявления соответствия этого отношения объек-тивной реальности.

Исследование показало, что 7 испы-туемых поместили фигуру "Я" в сере-дине листа. Причем на двух работа эта фигура находится прямо в центре, что говорит о стабильной средней само-оценке. У двух школьников фигура "Я" смещена влево, они относят себя к чис-лу средних и недовольны этим. Речь мо-жет идти о замаскированной высокой самооценке. Три учащихся расположи-ли данный символ справа. Это показы-вает, что реализация важной социаль-ной потребности "быть не хуже дру-гих", "быть как все" связана у них с по-ложительно окрашенными эмоциями.

Десять школьников расположили фигуру, обозначающую понятие "Я", вверху, показывая нормальную для ум-ственно отсталых учащихся 5--6-х классов высокую самооценку. Из них две фигуры находятся посередине, семь -- в правой верхней части. У одно-го испытуемого эта фигура помещена слева. Возможно, школьник частично осознает, что его высокая самооценка не вполне соответствует реальным ус-пехам, и это приводит к состоянию эмоционального дискомфорта, кото-рый сглаживается посредством фанта-зий.

У восьми учащихся символ "Я" рас-положен внизу листа, что свидетельст-вует о низкой самооценке. На двух ра-ботах эта фигура посередине, на двух -- слева, что говорит о наличии негативных эмоций, о возможности формирования псевдокомпенсаторных образований на почве чувства мало-ценности. У четырех испытуемых фи-гура помещена справа. Соответственно из восьми школьников, показавших низкую самооценку, 2 не испытывают в связи с этим никаких неприятных пе-реживаний, а 4 даже вполне довольны. Считаем, что данный факт говорит о наличии некоего защитного механиз-ма, затрудняющего возникновение у школьников с интеллектуальной недо-статочностью отрицательных эмоций и предохраняющего их от воздействия всевозможных стрессов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.