Рефераты. Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми

* обучение хватанию больших пред-метов (шары, кубы, мячи, мешоч-ки, подносы) двумя руками, ма-леньких -- одной рукой

3.Развитие пространственной ори-ентировки: верх--низ

* обучение ориентировке в прост-ранстве для уточнения представ-лений «вверх», «вниз». Детей учи-ли показывать и называть распо-ложение предмета в пространстве. Для этого использовались дидак-тические игры: «Тучка--дож-дик--лужа», «Лягушата прыгают», «Листопад», «Одуванчик» и др.;

* обучение выполнению ритмичных движений руками в различных на-правлениях: вверх--вниз, по под-ражанию действиям взрослого. Формированию этих движений рук способствовали следующие иг-ровые упражнения: «Бабочка», «Листопад», «Снегопад», «Поезд», «Веселый мячик», «Воздушные ша-рики» и др.

4. Развитие слухового внимания и слухового восприятия, слухомоторной координации

* обучение выполнению определен-ные движения руками под звуча-ние музыкальных инструментов (бубна, барабана, дудочки, метал-лофона) по подражанию действи-ям взрослого. Использовались ди-дактические игры и упражнения:

«Прятки» -- спрячь ладошки под звук колокольчика, «Пианино» -- двигать пальцами по поверхности стола, имитируя игру на клавишах пианино, «Барабан» -- стучать пальцами по столу, отбивая дробь барабана под звук инструмента, «Дудочка» -- изобразить имити-рующее действие игры на дудоч-ке под звук инструмента, «Хлоп-ки» -- хлопать в ладоши под звук бубна, стучать по столу пальцами по звук барабана, имитируя дей-ствия барабанных палочек, т.д. Игры проводились и на музыкаль-ных занятиях;

* обучение выполнению действий (бросать, опускать, нанизывать, раскладывать) с мелкими предме-тами под речевые звуки: «бах-бах-бах», «да-да-да», «там-там-там», «тук-тук-тук». Использовались следующие игровые задания:

«Бросай шарики в ведерко», «Раз-ложи матрешки по вагончикам», «Опусти камушки в аквариум».

5-Формирование базовых графичес-ких умений. Обучение проводить простые линии-дорожки в задан-ном направлении

* обучение проведению прямых и непрерывных линий сначала пальцем руки, а затем каранда-шом по заданному ориентиру (ленточке, веревке, линии на лис-те бумаги и т.д.). Использовались игровые упражнения и задания, а также дидактические игры: «До-рожки к домикам», «Молоко для котят», «Веселый мяч», «Воздуш-ные шары», «Вниз по горке» и т.д.

ВТОРОЙ ЭТАП (ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)

1. Совершенствование развития мелкой моторики, зрительно-дви-гательной координации

*продолжалось обучение детей вы-делению каждого пальца на руке и называнию его. Педагог проводил пальчиковые игры с речевым со-провождением (стихами, потешка-ми, скороговорками): «Дружная семья», «Шапочки для братцев» (при этом использовались цветные наперстки, вязаные колпачки, ко-лечки). Кроме того, проводились упражнения на сгибание и разги-бание отдельно каждого пальца и сжимание кулаков: «Сорока-бело-бока», «Братья--ленивцы», «Гребешок» «Ниточка -- клубочек»;

' обучение согласованным движе-ниям ладоней и пальцев обеих рук. Этому способствовали пальчиковые игры: «Бутон», «Воздушный шарик», «Испечем пирожки», «Ка-пуста», «Бабочка», «Рыбка», «Ло-дочка» и др.;

- стимуляция мышечной активности руки в упражнениях с каранда-шом. Использовались пальчиковые игры с ребристым карандашом (ка-рандаши разных диаметров). Дей-ствия детей руками сопровожда-лись стихами: «Волшебный каран-даш», «Мостик», «Зонтик», «Уме-лый карандаш» и др.,

-обучение наматыванию и разма-тыванию нитей на клубок (катуш-ку). Проводились игровые задания:

«Разноцветные клубки», «Намотай нитки на шарик», «Размотай ка-тушку» и др.;

* обучение захватыванию мелких или сыпучих материалов указа-тельным типом хватания. Задания:

«Угости белочек орехами», «Выло-жи дорожку из мозаики», «Пост-рой мостик из палочек» и т.д.;

* выкладыванию предметов по за-данным ориентирам из палочек (елку, домик по заданному на листе образцу), в ячейки на доске, по же-лобу, в прорези, вдоль линий, шну-ра и т.д. Применялись дидактичес-кие игры и упражнения: «Построй забор», «Проложи тропинку», «Сделай железную дорогу» и т.д.;

* обучение выполнению специфиче-ских действий пальцами: круче-ние, нанизывание, щелчки, враще-ние и др. В работе использовались дидактические игры: «Веселый волчок» (без ограничения и с огра-ничением пространства -- круче-ние игрушки-волчка на круглом трафарете), «Закрутим гайку», «Игра с фантиками», «Бусы для куклы», «Гирлянда на елку», «Фо-нарики», а также специальные, мелкие игрушки: волчок, пирамид-ки, детский конструктор (накручи-вали гайку на болт), игрушки-по-прыгунчики;

* формирование умения выполнять действия с водой: переливание воды из одной емкости в другую при использовании чашки, дере-вянной ложки, половника, ворон-ки. Для выполнения данных дей-ствий детям предлагали следую-щие игры: «Повар», «В гостях», «Аквариум»;

* обучение пересыпанию сыпучих материалов (чечевицы, перловой крупы, гороха) рукой, ложкой, по-ловником. Проводились игры:

«Спрячь игрушку», «Покорми пти-чек», «Баба сеяла горох» и др.

2. Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания

* обучение выкладыванию изобра-жений предметов на столе из плос-ких палочек. Педагог учил детей работать по подражанию действи-ям взрослого, по образцу, затем по речевой инструкции. Использова-лись следующие игровые задания:

«Выложи елочку», «Построй ле-сенку», «Сделай домик», «Постро-им забор», «Выложи дорожку», «Собери колодец», «Сделай воро-та» и т.д.;

* развитие целостного восприятия предметного изображения. При-менялись задания и упражнения:

«Вставь в домики свои окошки» «Подбери к коврикам заплатки», «Раздай детям шары», «Выложи из цветов полянку», «Сложи из цвет-ных полосок предмет», «Собери паровозик» и т.д.;

* обучение сравнению парных пред-метов или картинок (выбор из 3 -- 4). Педагог предлагал детям иг-ровые задания: «Найди похожую игрушку», «Подбери такую же картинку», «Найди пару (перчат-ки, носки, ботинки)» и др.

3. Совершенствование ориентиров-ки на листе бумаги

* обучение выкладыванию изобра-жений предметов на столе из плос-ких палочек. Педагог учил детей работать по образцу, затем по ре-чевой инструкции. Использова-лись следующие игровые задания:

«Выложи елочку», «Построй ле-сенку», «Сделай домик», «Постро-им забор», «Выложи дорожку»;

* обучение ориентировке на плос-кости (доске, платформе), форми-рование умения работать по об-разцу. У детей формировали ори-ентировку: верх -- низ, лево -- право, середина. Для этой цели проводятся игровые задания:

«Выложи тучки вверху, ручейки -- внизу», «Разложи солнышко на-верху, травку -- внизу», «Выложи елочку в середине, внизу -- зве-рюшек», «Расставь зайчиков сле-ва, морковки -- справа»;

* формирование ориентировки на листе бумаги. Использовались ди-дактические игры: «Вертушка», «Разложи игрушки по местам», «Щенята разбежались», «Котята с клубком» и т.д. и наглядные посо-бия с трафаретами, перемещающи-мися по направлениям «вверх -- вниз» (птица слетает'с ветки на землю, солнце садится за тучу), «слева на право» (машина едет, па-роход плывет, самолет летит и т.д.).

4.Развитие слухового внимания и слухомоторной координации

* обучение выполнению определен-ных движений руками под рече-вые сигналы. Дети произносили на выдохе гласный звук и действова-ли по подражанию действиям взрослого. Педагог использовал ряд игровых заданий: «Наматыва-ние клубка», «Разматывание шлан-га», «Надувные шарики» и т.д.;

* обучение проведению непрерыв-ной линии в ограниченном прост-ранстве: мелом на доске (мольбер-те, листе бумаги) под произноси-мые звуки. При этом использова-лись игровые задания: «Пчелки ле-тят в улей -- ж-ж-ж», «Комарик ле-тит к фонарику -- з-з-з», «Пароход плывет к причалу -- у-у-у», «Само-лет идет на посадку -- и-и-и», «Змейка ползет -- ш-ш-ш» и т.д.

5.Формирование базовых графичес-ких навыков

* обучение проведению различных линий-дорожек (прямых, ломаных, волнистых) в ограниченном прост-ранстве (на доске, мольберте, на большом листе бумаги) и в направ-лениях: сверху -- вниз, слева -- на-право. Детей учили проводить раз-личные линии в горизонтальных и вертикальных направлениях. Ис-пользовались игровые задания:

«Вниз по горке», «Волны на море», «Серпантин на елке», «Мостик че-рез речку», «Забор», «Елочки» и т.д.;

* обучение проведению линий по за-данному контуру, обозначенному точками, штрих пунктирной лини-ей, тонкой сплошной линией. Зада-ния: «Дорога к гаражу», «Дорожка для колобка», «Шпалы для желез-ной дороги», «Мостик через реч-ку», «Забор вокруг дома» и др.;

* обучение обводке линий по конту-ру и штриховке простых геометри-ческих форм (круг, квадрат, овал, треугольник), ориентируясь на указатель -- стрелку. Эти задания выполнялись на крупных листах бумаги (ватмане, альбомном лис-те). Детей просили сначала паль-цем обвести по контуру, а затем повторить действия карандашом. Педагог предлагал детям игровые задания: «Снеговик», «Домик», «Облака», «Неваляшка» и т.д.;

* обучение выкладыванию узоров из плоских геометрических форм на столе (в ограниченном пространст-ве --на деревянной доске, на аль-бомном листе бумаги), с последую-щей зарисовкой этих узоров. Ис-пользовались дидактические зада-ния и упражнения: «Сложи и зари-суй узор», «Выложи и зарисуй -- грибок -- елочка», «Сложи и нари-суй молоток (стул, стол, елочку, па-ровоз, неваляшку, чебурашку)» и др. К концу второго года обучения де-ти умели выполнять согласованные движения руками под речевое сопро-вождение, выделять каждый палец на руках и называть их, выполнять уп-ражнения с карандашом, захватывать мелкие предметы и сыпучие материа-лы указательным типом хватания и выполнять специфические ручные действия с мелкими предметами: на-низывание, кручение, вращение и т.п. Они могли выкладывать предметы из палочек по образцу; подбирать и срав-нивать парные картинки; находить по выбору изображение контура задан-ного предмета. Дети ориентировались на схеме собственного тела, на плос-костях, а также на листе бумаги, опре-деляли и показывали «право -- лево». Они выполняли определенные дейст-вия с предметами, ориентируясь на звуковой сигнал. Умственно отсталые дети научились проводить прямые, волнистые, ломаные линии между двумя заданными линиями; обводить и заштриховывать контуры геометри-ческих фигур и простых предметов.

На следующих этапах коррекцион-ной работы по подготовке детей к ов-ладению навыками письма предпола-гается меньше внимания уделять раз-витию мелкой моторики, а большую часть занятий посвятить формирова-нию базовых графических умений и навыков. Целенаправленная коррек-ционно-педагогическая работа по под-готовке детей к выполнению письмен-ных заданий позволяет сформировать у них как общие (правильная осанка в процессе выполнения графических заданий; принятие и понимание усло-вий задания, выполнение заданий до конца; сформированность зрительно-двигательной координации), так и специфические умения и навыки сформированность функций веду-щей руки и согласованность действий обеих рук; правильное расположение листа бумаги на столе и ориентировка на нем; удерживание пишущего пред-мета и оперирование им; проведение различных линий в заданных направ-лениях; работа на тетрадных листах по образцу).

2.2.Коррекция эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.