Рефераты. Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми

Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми

37

Оглавление

Введение

Глава 1.Психолого - педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта.

1.1.Определение понятий.

1.2.Причины снижения уровня интеллекта детей 1.3.Практика проведения коррекционно-развивающего обучения в компенсирующем классе

Глава 2.Коррекционная работа с детьми.

2.1.Формирование готовности овладению навыками письма.

2.2.Коррекция эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью

Заключение

Литература

Введение

На современном этане развития дефектологии в результате комплексного изучения причин возникнове-ния, специфических особенностей проявления и сравнительного анализа различных путей коррекции отклоне-ний в развитии разрабатывается целостная система специального воспитания. Отличительная особенность теоретических и экспериментальных иссле-дований последних лет, направленных на дальнейшее совершенствование воспитательно-образовательной и коррекционно-восстановительной работы со школьни-ками, на создание научных основ системы,-- осознание необходимости постановки и решения задач разносто-роннего личностного развития детей. Научные поиски ведутся не столько в направлении добывания и осмыс-ления новых фактов, сколько по линии определения еди-ных методологических позиций для последующего обоб-щения наблюдений и экспериментальных данных. Поэтому данная тема работы является актуальной.

Изучение проблем компенсаторного развития ано-мальных детей и стремление интегрировать исследования по отдель-ным частным вопросам в общую систему дефектологи-ческих знаний для реали-зации основных подходов к формированию личности аномального ребенка - вот главная задача коррекционной педагогики. Педагогическая направленность исследований не исключает, а, напротив, предполагает (на теорети-ческом уровне изложения) преимущественно психологи-ческую интерпретацию многих фактов и проявлений, характеризующих само развитие детей. Однако одновременно с этим раскрытие ряда положений и обозначение анали-зируемых категорий потребовали оперирования науч-ными понятиями, относящимися к смежным наукам.

Я считаю, что проблема формирования личности ребенка в процессе коррекционного воздействия может быть представлена в виде характеристики особых педагогических условий обучения, описания содержания деятельности школь-ников, применяемых способов обучения, анализа пси-хического развития, и, наконец, выявления тех качественных изменений, которые возникают в ре-зультате направленного обучения. Все выше перечисленное и стали задачами курсовой работы.

Таким образом, цель работы - описание педагогических условий, требований к воспитательному процессу, содержания и приемов обучения с психологическим анализом различных ас-пектов личностного развития школьника. Правомер-ность такого сочетания психологического и педагогиче-ского при изучении процесса формирования личности .убедительно показана С. Л. Рубинштейном: «При всей взаимосвязанности психического развития ребенка и пе-дагогического процесса предметом психологии является все же психика ребенка в закономерностях ее развития, педагогический процесс здесь выступает лишь как условие его развития»(8,98).

Работа состоит из двух глав, содержащие теоретические исследования и методический материл по коррекции детей с нарушением интеллекта.

Глава 1.Психолого - педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта.

1.1.Определение понятий.

«Понятие "интеллект", как и многие другие понятия совре-менной науки, имело длительную историю, -- пишет В.П.Зинченко в предисловии к книге М. Вертгеймера "Продуктивное мыш-ление". -- Оно является культурно-историческим и несет на себе многочисленные наслоения, предшествовавшие его современному употреблению. В этом сложность его определения, которая зафикси-рована в психологической науке. Таких определений слишком много Интеллект (разумение, понимание, постижение) -- относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Так определяет понятие «интеллект» психологический словарь.

Как отмечает М. А. Холодная (9,45) с психологической точки зрения назначение интеллекта -- создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности. Интеллект -- это психологическая основа разумности, считает этот исследователь. В общем виде интеллект -- это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивида субъективной картины происходящего.

Беглый взгляд на проблему интеллекта в том виде, как она сейчас представлена в литературе, дает основание говорить, что, несмотря на многолетнюю историю становления, эта категория не может быть отнесена к разряду устоявшихся понятий психологии. Так, в ряде психологических концепций интеллект отождествляют:

* с системой умственных операций;

* со стилем и стратегией решения проблем;

*с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности;

*с когнитивным стилем.

. Существует и тенденция отождествлять или по крайней мере сближать по содержанию понятия «интеллект» и «мышление». Словарь иностранных слов раскрывает понятие «интеллект» как ум, рассудок, разум, мыслительная способность человека. В словаре русского языка интеллект определен как ум, мыслительная способность, умственное начало у человека (12, с. 251). Словарь синонимов русского языка раскрывает интеллект через снятия «ум», «умственные (мыслительные) способности», «рассудок», «разум». Философский энциклопедический словарь раскры-вает интеллект как способность мышления, рационального позна-ния -- в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т.п.

Считается, что познание человеком окружающего мира осу-ществляется в двух основных формах: в форме чувствен-ного познания и в форме абстрактного мышления. Чувственное познание возможно благодаря процессам ощущения, восприятия, а также памяти, которая хранит эту информацию. К основным формам абстрактного мышления отнесены понятия, суждения и умозаключения (14,95).

Познание -- высшая форма отражения объективной действи-тельности. Такое определение данной категории дано в Философ-ском энциклопедическом словаре.

Целостная многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности, система, которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие, получила название «образ мира» (2,30).

Категории «структура» придается в психологии познания осо-бое значение. Ж. Пиаже и Дж. Брунер впервые ввели в психологию понятия «умственные структуры», «когнитивные структуры», «ум-ственные конструкции». В отечественной психологии проблема структурности познавательной сферы вообще и интеллектуально-го развития в частности была поднята в работах Л. С. Выготского, П.Я.Гальперина, Н.И.Чуприковой. М. А. Холодной.

Познавательные аспекты поведения характеризуются структу-рой, пишет Ж.Пиаже. Представление человека о мире структури-ровано. Познавательные структуры не являются осознаваемым со-держанием мышления, однако именно они навязывают мышле-нию одну форму, а не другую. Субъект обычно не осознает струк-тур, направляющих его мышление. Структуры определяют, что он может или не может делать и что он должен делать, в том смысле, что мышление с необходимостью следует определенным логи-ческим отношениям. Познание реальности всегда зависит от гос-подствующих умственных структур (8, с. 125-- 126). Более того, одно и то же знание может быть разного достоинства в зависимости от того, на какие мыслительные структуры оно опи-рается (8, с. 144).

В работах Л. С. Выготского находим идею о структурной и функ-циональной сторонах понятийного мышления.

Понятие, по мнению Л.С.Выготского. -- это определенные структуры обобщения. Каждой структуре обобщения в свою оче-редь соответствует своя специфическая система возможных при данной структуре логических операций. «Функция мышления за-висит от структуры самой мысли -- от того, как построена сама мысль, зависит характер операций, доступных для данного интеллекта» (2, с. 20). Задачей психо-лога, или, как писал Л.С.Выготский, педологического иссле-дования, является установление внутренней структуры учебных предметов с точки зрения развития ребенка и изменения струк-туры вместе с методами школьного обучения (2,с.336),

Структура в концепции Л. С. Выготского -- это некоторая внут-ренняя невидимая конструкция, на которой разыгрываются пси-хические процессы. «...Было бы невозможно сейчас исследовать мышление, опираясь на современное состояние вопроса, без учета того, что развитие мышления имеет многообразное со-держание. оно не исчерпывается развитием функций, в разви-тии мышления мы имеем дело с некоторыми очень сложными процессами внутреннего характера. Эти процессы изменяют внут-реннюю структуру самой ткани мышления, что выражается не в массово глубоком изменении функций, но в изменении струк-туры, клеточки, если можно выразиться -- мысли» (2, с. 357).

Говоря о проблеме формирования понятий, Л.С.Выготский приоритетное место в этом процессе отводил их системе. Систе-ма понятий -- это своего рода иерархическая сетка «параллелей и меридианов» (горизонталей и вертикалей), в которой понятия распределены и взаимно соотнесены в зависимости от степени их общности (вертикали) и сходства (горизонтали). Таким образом, систему понятий рассматривают как более или менее упорядочен-ную иерархическую структуру (2, с. 21).

Само сознание, с точки зрения Л.С.Выготского, структурно. На том или ином возрастном этапе в центре сознания находится та или иная функция, которая определяет развитие сознания в целом. В раннем возрасте центральное место принадлежит восприятию, в дошкольном возрасте -- памяти, в младшем школьном возрасте -- мышлению.

С позиции П.Я.Гальперина в процессе обучения приоритетное значение должно принадлежать формированию особых познаватель-ных структур. Такие обобщенные схемы действительности не только аккумулируют практический и познавательный опыт, но и являют-ся одновременно новыми мощными орудиями мышления.

В настоящее время в отечественной психологии используются категории «когнитивные репрезентативные структуры» в связи с идеями развивающего обучения .

1.2.Причины снижения уровня интеллекта детейОдной из проблем в младшем школьном возра-сте остается умственная отсталость, несмотря на то, что вни-мание многих специалистов (педагогов, врачей, психологов, гигиенистов, соци-альных работников) направлено на изуче-ние причин этого явления, которое, веро-ятнее всего, носит комплексный характер.

Одной из таких причин, по мнению не-которых авторов, является дисгармо-ничное развитие личности, в основе кото-рого лежат такие этиологические факто-ры, как особенности внутриутробного развития, перинатальные патологии раз-личной степени тяжести, эндокринные нарушения, генетические патологии. Так, считается, что замедленный биологичес-кий возраст у детей обусловлен перина-тальными вредностями, ведущими к недо-статочному морфофункциональному со-зреванию организма (3,65). Другие авторы считают существенны-ми те социальные условия, в которых жи-вет и воспитывается ребенок, -- внутри-семейные отношения, личные качества учителей и воспитателей, психологичес-кий климат в школьном коллективе (4,56). Например, каждый специалист знает, какое отрицательное влияние на весь процесс развития лично-сти, на обучение, на поведение оказыва-ют неблагоприятные семейные отноше-ния.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.