Рефераты. Каллиграфия

Для успешного преодоления ошибочного написания отдельных элементов букв очень важно разобраться в их причинах и в каждом отдельном случае выбрать для исправления ошибки соответствующий прием. Преодоление ошибок 1 группы требует отработки прямых параллельных линий с нужным наклоном к строке в 65°, исправление ошибок 2 группы требует развитие глазомера, без чего невозможно соблюдение пропорций. 3 группа ошибок требует работы над кривыми линиями, над изгибами и закрежениями, над плавностью движения руки. Наконец, ошибки 4 группы связаны с нарушением внимания. [20]

В методике обучения учащихся письму выделяются также ошибки, которые замедляют скорость и ухудшают качество письма, это:

1. неправильное написание овалов, когда ученик начинает их
сверху и ведет не справа налево, а слева направо.

2. неправильное начертание петель у букв, когда нижний элемент отклоняется вправо.

Причинами такого написания служат неправильные направления движения руки при написании. И исправить эти ошибки можно, дав ученику конкретное указание и продемонстрировав правильное направление руки.

Особую трудность для исправления представляет так называемый «корявый» почерк. Для него характерно очень мелкое или крупное письмо, растянутость букв, снижение качества написания от начала текста к его концу. Причиной служит напряжение мышц плечевого пояса. Ребенок быстро утомляется и концу урока его письмо просто ужасно. В результате установления этого «препятствия», учитель должен помочь ребенку расслабить мышцы при помощи различных упражнений, запомнить это ощущение и продолжить письмо дальше [19].

Каллиграфические ошибки встречаются не только в написании отдельных букв, элементов букв, но и целых предложений. И здесь можно выделить следующие группы ошибок:

1. Дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке.

2. Пишут буквы слишком размашисто или слишком узко.

3. Очень часто в работах учеников встречаются разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево.

4. Не соблюдают расположение букв по линиям строки, т.е. не держат линейность при письме.

5. Не выдерживают нужную высоту букв (слишком крупно, слишком мелко).

6. Нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма.

7. Имеет место «заборность», угловатость письма.

8. Не соблюдается связность букв при письме.

9. Полная неразборчивость почерка, «каша».

В методике обучения учащихся письму существуют различные методы устранения каллиграфических ошибок.

Так, доцент Д.С. Фонин отмечает, что ошибочное написание элементов букв заключается не в шариковой ручке и недостаточной разлиновке тетради, а в том, что у учащихся начальной школы недостаточно развиты познавательные процессы, в частности восприятие. И он добился высоких результатов благодаря тому, что научил детей на глаз определять высоту, наклон и ширину букв, при этом учителю следует скрупулезно следить за недостаточным исправлением малейших недостатков, указывать на них и учить детей тут же исправлять их на следующей строке [40].

Многие методисты, в том числе и Одегова В.Ф., считают, что во избежание болезненного перехода от одной разлиновки к другой, детей шести лет следует обучать письму в тетрадях в одну линейку с расстоянием между строк 9 мм в 1 классе. Этот опыт был заимствован в чехословацкой школе и применен в нашей. Суть метода заключается в том, что в начале дается образец крупной буквы (на нем отрабатывается начертание буквы, дети запоминают, где начинается буква, обводят ее по воздуху, пишут радом такие же по размеру 2-3 пробные буквы), затем в следующей строчке дается буква меньшего размера, требующая меньших усилий и внимания, в третьей строке буква мельче, чуть ниже половины строки. Такое обучение письму снимает напряжение и исключает монотонность в работе. [28]

Нарушение почерка учащихся может быть связано, как отмечалось выше, и с познавательной сферой. Так, у младших школьников может быть нарушена или недостаточно развита зрительная память, в результате чего и могут возникнуть каллиграфические ошибки. Разрешить возможные трудности можно, подобрав учащимся систему упражнений, помогающую развивать тот или иной процесс.

В методике существуют упражнения, которые направлены на тренировку зрительного восприятия, пространственного восприятия и т.д. (См. Приложение 1).

Совокупность различных видов упражнений поможет учителю развить психические процессы. А это в свою очередь и станет «фундаментом» каллиграфического письма.

Русский народ всегда ценил красивое письмо. Он говорил: «Красиво писать -- красоту творить». А как научить этому ребенка? Этот вопрос волнует многих учителей начальной школы, так как красивое письмо -- это еще и грамотное письмо, поэтому в 3-4 классах неправильное каллиграфическое письмо порождает орфографические ошибки, поэтому учителя 3-4 классов перед тем как перейти к теме урока проводят минутки чистописания. Такая работа не всегда результативна, так как в большинстве случаев учащимся неинтересно делать то, что как им кажется, они давно умеют. Учитель начальной школы Г.И. Карнаухова смогла с этим справиться, и теперь на уроках чистописания учащиеся сами через рисунок предмета рождают образ, рождают новую мысль. Сначала при составлении композиции, штрихуя, дети придумали очень интересные рассказы о дружбе, путешествовали по родному краю, разгадывали лесные тайны. Эта работа помогла не только формировать умение писать быстро, соблюдая четкость, плавность, ритмичность, наклон, связность, линейность письма, но и позволила развивать речь учащихся, языковое чутье, фонематический слух и орфографическую зоркость (См. Приложения 2, 3).

Вот такие минутки чистописания и становятся для учеников праздником. Они отличаются разнообразием, учащиеся могут сами составлять предложения, вспоминать пословицы и загадки. Именно такая работа и вызывает интерес, у детей появляется стимул писать красиво.

Надо отметить, что особое место и важная роль отводится обучению детей письму в 1 классе. Именно на первой ступени обучения учитель закладывает основы для развития каллиграфического навыка. Очень интересен в этом плане опыт Е.Н. Потаповой (См. Приложение 4), которая выделяет на уроке 3 основных этапа обучения письму: развитие мускульной памяти, развитие тактильной памяти и закрепление полученных сведений с помощью трафарета букв. Такое обучение письму развивает познавательную сферу школьника и вызывает интерес к получению новых знаний.

2.4. Методика проведения эксперимента

Целью проведения эксперимента является:

- выявление уровня сформированности каллиграфических
навыков учащихся начальной школы;

- проведение цикла упражнений, способствующих формированию каллиграфически правильного почерка;

- выявление уровня сформированности каллиграфических
умений после специального внедрения различных видов упражнений.

Исследование было проведено в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Все эти этапы представляли собой неразрывную последовательность.

Констатирующий этап ориентировал нас на установление фактического состояния исследуемого объекта, констатацию исходных параметров. Главная цель -- зафиксировать реалии, которые были исходными для формирующего этапа, целью которого являлось создать и проверить эффективность разработанной системы упражнений, направленной на формирование каллиграфических навыков младших школьников, которые, по нашему мнению, должны были повысить достигнутый уровень. На контрольном этапе был проведен срез, который позволил судить об эффективности предложенной нами системы упражнений.

В ходе эксперимента необходимо было отследить уровень сформированности у учащихся каллиграфических навыков, установить наиболее часто встречающиеся каллиграфические ошибки и предложить систему упражнений, помогающих эти ошибки устранить.

Эксперимент проводился на базе СОШ станицы Курской Курского района. Всего констатирующим экспериментом было охвачено 60 учащихся третьих классов.(3 «А» - экспериментальная группа, 3 «Б» - контрольная группа).

Задания констатирующего этапа были сформулированы следующим образом.

Блок 1

Проверяется умение учащихся каллиграфически правильно и четко записывать предложения. Показателем обученности является умение каллиграфическим почерком написать предложение.

Легко на сердце от песни веселой.

Звенит звонок, звенит звонок, детей сзывает на урок.

Тихая теплая заря поднималась над землей.

Матрешка -- это деревянная кукла.

Настоящую песню скворца надо слушать ранним утром.
Работа считается выполненной, если ученик записал предложение

каллиграфически правильно.

Блок 2

Анализ тетрадей учащихся на наличие каллиграфических ошибок.

Выявление основных ошибок, их классификация с учетом написания основных элементов букв.

Констатирующий этап показал, что наибольшее количество ошибок учащиеся допускают при написании сложных элементов, таких, как: прямая линия с петлей, овал и малая петля (См. таблицу 1).

Таблица 1

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента

Умения и навыки

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Количество учащихся

%

Количество учащихся

%

1. короткая линия

13

43,3

7

23,3

2. длинная линия

10

33,3

9

30

3. линия с закруглением внизу

18

60

15

50

4. прямая с петлей

24

80

16

53,3

5. овал

25

83,3

20

66,7

полуовал

14

46,7

5

13,3

7. линия с закруглением с двух сторон

11

36,7

6

16,7

8. малая петля

26

86,7

25

80

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.