Другой учитель - методист, Илюхина В.А., разработала новые подходы к формированию графических навыков, письмо с «секретом». Она согласна с другими методистами в том, что процесс письма осуществляется при помощи зрительных и двигательных анализаторов и при определенном уровне развития мелкой мускулатуры и координации движения.
Илюхина В.А. считает, что переход на тетради в одну линейку результативнее всего осуществлять в первой четверти П класса. А вот косые линейки в тетради после изучения «Прописи» можно исключить, представив обучающемуся самому контролировать свое «боковое зрение», т.е. осуществлять равное письмо без опорных косых линий.
При обучении письму учителю важно опираться, по мнению Илюхиной В.А., на принцип учета индивидуальных особенностей детей: хорошо знать способности детей к письму, учитывать особенности зрения детей, замечать отклонения в моторике. Учитель должен видеть каждого ученика не в общих, а в конкретных его действия [16].
Учитывая индивидуальные особенности, учитель также должен придерживаться следующих важнейших этапов в работе по формированию каллиграфического почерка:
Введение детей в новую для них деятельность, которая основывается на сказочном материале.
Ознакомление детей с основным алгоритмом письма, состоящим из семи пунктов. Этому этапу на практике отводятся первые 2-3 урока, но они являются очень значимыми для всего процесса формирования графического навыка.
Использование основного алгоритма письма при написании всех букв, отработка специфических элементов написания каждой буквы, занимающего весь букварный период.
4. Автоматизация графического навыка и дальнейшее развитие способности проговаривать способ написания буквы.
Разделение процесса обучения письму на отдельные этапы носит условный характер, и все они переплетаются друг с другом.
1. Написание прямых наклонных линий с соблюдением точныхинтервалов и параллельности линий. При этом учитель комментируетписьмо буквы, одновременно отображая его на доске:
«Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки и опускаем по наклонной линии вниз». При этом учитель своими словами должен предотвратить ошибки, которые могут допустить учащиеся.
2. Умение делить наклонную линию, а вместе с ней и рабочуюстроку на 2 и 3 части по вертикали с целью подготовки к правильномувыполнению соединений элементов букв и букв в слове, т.е. включениеопределенного математического расчета в написании букв, слов.
Учитель показывает, что такое половина, предложив сопоставить половину высоты лишь с интервалом между линиями и подведя детей к пониманию, что они равны. Нахождение третьей части дает возможность иметь точное место соединений элементов и букв выше или ниже середины рабочей строки. После учащиеся сами делают эти операции, что помогает им развивать графическую зоркость.
3. Умение правильно выполнять закругление на нижней линиирабочей строки как связующего элемента с последующим элементом.
Этот этап должен донести до сознания детей, что закругление составляет особый элемент написания крючка, который входит в состав буквы и является часто встречающимся элементом в других буквах. Научить правильно выполнять закругление при написании крючка - очень важная задача. Закругление производится, но прямая наклонная линия не доводится примерно на 1/10 часть высоты рабочей строки.
4. Умение после закругления правильно подняться вверх - всторону, до середины строки - письмо крючковой линии, которая вместе спрямой наклонной и закругление обычно называется крючком. Послепалочки (3 этапа) рука должна двигаться вправо вверх по странице до середины рабочей строки, деля при этом угол, образованный наклоннойлинией и нижней линеечной рабочей строки, примерно пополам.
Словесная часть алгоритма выражается для детей так: «Поставьте ручку на верхнюю линию рабочей строки, опуститесь по наклонной линии вниз, выполните поворот на месте (палочку), не отрывая руки, поднимитесь по крючковой линии до середины рабочей строки...».
Учитель диктует эту часть алгоритма и просит детей выразить графически то, что он говорит словами, и столько раз, сколько раз это будет повторено.
5. Письмо «секрета» - линии, которые продолжают крючковуюлинию от середины строки до верхней ее линии, т.е. прямой, котораясоединяет конец крючка с верхней линией рабочей строки и пишетсяпараллельно прямой наклонной линии. В основе «секретика» лежатследующие рассуждения:
- ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии, выполняю палочку (поворот на месте) поднимаюсь по крючковой линии до середины строки, пишу «секрет»...
Письмо вниз по «секрету» до нижней линии строки, т.е.написание второй наклонной линии, являющейся параллельной первойнаклонной линии («спрятать секрет»).
7. Завершение написания второго крючка (второе закругление ивторая «крючковая линия»).
После того как учащиеся хорошо усвоили все этапы изучаемой буквы, они переходят к написанию слогов с этой буквой, затем следуют слова и предложения [15].
Интерес представляет прием обучения детей письму, разработанный учителем Шелеховецкой СШ В.В. Белевцевой. Свой прием она называет «пальчиковым». Суть его заключается в том, что работают указательный и средний пальцы левой руки. V - это два пальца, I - это одни палец. Когда первоклассники начинают читать слияние (или сочетание букв), они одновременно дублируют их - V, одиночные произносительные единицы -I, например:
Дуб, трактор
V I, I V I V I
При письме пальчики становятся контролерами. Они не позволяют написать лишнюю букву или, наоборот, потерять ее. Большую помощь «пальчики» оказывают при письме таких слов, где
е, ё, ю, я в слабой позиции - синяя,
V V I
или слов с ъ и ь: семья, подъезд.
V V I, V V I I I
Учитель считает, что этот прием эффективен, так как алгоритм письма не отличается от алгоритма чтения. Белевцева В.В. предлагает даже в начале проводить пальчиковые диктанты, с проговариванием, а после письменные. И утверждает, что ошибок (лишняя буква, нехватка буквы) у детей относительно лишних элементов становится меньше [4].
2.3. Основные виды каллиграфических ошибок: причины их возникновения и способы устранения
На всех этапах развития методики обучения грамоте было много споров о почерке. Одни считают, что это хороший почерк - немаловажное условие, другие отрицают его значимость, а некоторые утверждают, что почерк -- это характер, поэтому сформировать его невозможно. Но если почерк отражает характер, разве можно в таком случае отрицать тот факт, что учитель, работая над почерком, может содействовать формированию характера?!
Многие учителя, работая над каллиграфией учащегося, работают и над его поведением, т.е. воспитывают его. Поэтому обучение письму в последнее время стало частью нравственного и эстетического воспитания, а это, в свою очередь, очень важно, так как период становления почерка совпадает с периодом формирования личности.
Красивое письмо -- это выражение отношения к другим людям, а неряшливый, малоразборчивый почерк в какой-то мере свидетельствует о невнимании, безразличии к другому человеку. Однако умение видеть красивое недостаточно. Важно через обучение письму научить ребенка думать, развивать логику, сделать этот предмет не изнурительным, а увлекательным, интересным и результативным [17].
Но несмотря на все старания учителя, довольно часто в классе из 30 человек только 2 могут писать каллиграфическим почерком. Физиологические, психологические и педагогические исследования доказали, что при обучении младших школьников письму существуют следующие причины нарушений почерка.
Во-первых, это недостатки санитарно-гигиенического аспекта:
а) учащиеся сидят скорчившись, поджав ноги, навалившись грудью на стол;
б) пишут буквально «носом»;
в) левое плечо выдвинуто вперед и торчит углом, кисть левой рукизасунута под мышку правой руки и подпирает голову;
г) правая рука неправильно располагается на столе (локоть илирезко свисает вниз, или слишком уходит вправо, вверх от края стола, иливплотную прижат к корпусу);
д) голова при письме имеет различные наклоны и к левому, и кправому плечу;
е) вся фигура ученика выражает напряжение и усилие.Во-вторых, мотивационно-потребностный блок письма, т.е.
формирование отношений ученика к деятельности письма ,его заинтересованность. Так, наблюдения многих учителей показывают, что почти все ученики не любят писать. У них не возникает потребности в этой новой речевой функции. Они имеют смутные представления о ее необходимости. «Не хочу» и «не могу» -- два почти непреодолимых препятствия на пути младшего школьника. Этот барьер нежелания в обучении письму сильно тормозит процесс успешности. И это понятно: однообразное и монотонное написание элементов букв, их соединений приводит детей к утомлению, а отсутствие интереса мешает возникновению желания учиться, не активизирует формирование мыслительной деятельности, развитие творческих способностей речи, не создает положительной мотивации учения.
В-третьих, анализируя положение дела с письмом, следует отметить небрежное, неаккуратное, неэстетическое ведение учениками тетрадей:
а) небрежно, с ошибками подписаны тетради;
б) неряшливо ведется запись как классных, так и домашних работ;
в) ошибки исправляются учеником или после многократногоперечеркивания буквы, или путем прописывания по ошибочно написаннойбукве;
г) углы тетради загнуты и затерты;
д) не соблюдается единый орфографический режим.
В-четвертых, недостаток в результативности обучения детей письму - это несформированность почерка, иначе говоря, несформированность графического навыка, следствием которого является отсутствие каллиграфического письма [16].
В связи с этим в методике обучения учащихся каллиграфическому письму выделяются следующие графические ошибки:
1. Нарушение наклона 65°. Это нарушение, как правило, приводит к непараллельности элементов букв и даже элементов одной буквы и часто сопровождается искривлением элементов.
2. Ошибки, связанные с нарушением пропорций: вертикальных -- неодинаковая высота букв или их частей; горизонтальных -- неодинаковая ширина букв и их элементов; пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы букв).
3. Искажение овалов, полуовалов и других элементов, содержащих закругления, изогнутые линии. К числу этих ошибок относятся искажения, связанные с неумением вести правильную кривую линию (линия как бы состоит из бесчисленных мелких зигзагов -- ломаная линия), а также ошибки, связанные с несоблюдением пропорций.
4. Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв: вместо м-л, вместо д-а.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9