Дети, послушав сообщение, обсуждают характерные черты личности, сравнивают их с личностью Александра 1, выявляют общее и особенное.
При закреплении изученного материала учитель возвращается к началу урока, когда ребята давали характеристику персонам только по внешности, т.е. по первому впечатлению. Педагог предлагает сравнить первое впечатление и представление, полученное в ходе урока, насколько они отличаются. Учащиеся получают задание: по цитатам из биографий определить, о ком идет речь.
Домашнее задание: Повторить тему «Завоевания Наполеона», подготовить ролевую игру.
Урок 2
Тема урока: «Александр против Наполеона»
Цели урока: 1. Выяснить основные направления внешней политики России накануне Отечественной войны 1812 г.
2. Определить взаимоотношения двух императоров до 1812 г.
3. Развивать навыки работы с картой, учиться анализировать, выделять главное, сравнивать.
4. Воспитывать чувство патриотизма, принципы гуманности.
План урока:
1. Борьба России против наполеоновской Франции
2. Тильзитский мир.
3. Война со Швецией.
4. Закрепление материала.
Оборудование урока: портреты императоров России и Франции, репродукции картин «Наполеон и Александр 1 на свидании в Тильзите», карта «Внешняя политика России в первой половине Х1Х в.», диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».
Предварительная подготовка: ролевая игра, подготовленная учащимися.
Первый пункт плана урока раскрывается учителем. Учащиеся вспоминают определение термина «внешняя политика».
Далее учитель приводит высказывания шведского посла и Наполеона об Александре 1:
- «в политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, и фальшив, как пена морская»;
- «российский император обладает умом, изяществом, образованием; он обольстителен, но ему нельзя доверять, он не искренен, это византиец … тонкий, противоречивый, хитрый…»
Ребятам предлагается обсудить эти две характеристики в конце урока, когда будет изучен новый материал.
Устное объяснение нового материала сочетается с использованием интерактивной карты «Внешняя политика России в 1801-1812 гг. Европейское направление». Этот прием позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся. Особое внимание уделялось Аустерлицкому сражению 2 декабря 1805 г. Рассказ о нем сопровождается инсценировкой разговора Кутузова и Александра 1:
« Ведущий: Существует расхожее мнение о том, что Александр1 якобы «отстранил» Кутузова и сам руководил битвой.. Однако царь не только не отстранял главнокомандующего, но и не вмешивался в его распоряжения а лишь в самом начале битвы поторопил его с атакой. Три колонны левого крыла союзников уже шли в наступление, 4-я колонна все еще задерживалась на командных Праценских высотах.
Александр 1: «Михайло Ларионович! Почему не идете вперед?»
Кутузов: «Я поджидаю, чтобы все войска колонны пособрались».
Александр: «Ведь мы не на Царицыном лугу, где не начинают парада, пока не придут все полки.
Кутузов: «Государь! -- Потому-то я и не начинаю, что мы не на Царицыном лугу. Впрочем, если прикажете...»
Ведущий: И Кутузов сам отдал приказ».
Также используется интерактивная схема сражения.
Учитель говорит: «Русская армия потерпела сокрушительное поражение в Аустерлицком сражении и битве под Фриландом, французские войска вышли к реке Неман - западной границе России и остановились у местечка Тильзит (показывает на карте)».
Второй пункт плана сопровождается ролевой игрой о встрече Наполеона и Александра 1 на реке Неман и подписании Тильзитского договора. Двое учащихся разыгрывают сцену встречи двух императоров на плоту:
«Ведущий: 24 июня Наполеон предложил Александру личное свидание. Александр согласился. Чтобы ему не пришлось ехать на занятый французами левый берег Немана, а Наполеону - на русский, правый, государи договорились встретиться посредине реки на плоту. За ночь французские инженеры соорудили посреди Немана, напротив Тильзита, плот с двумя павильонами, обтянутыми белым полотном: один из них, роскошный, с вензелями «А» и «N» на противоположных фронтонах, был предназначен для императоров; другой, попроще, для свиты. Утром 25 июня оба императора - Наполеон с тильзитского берега, Александр с противоположного, каждый со свитой, - одновременно вступили в лодки и поплыли к плоту. Наполеон, верный своей привычке опережать всех и вся, первым взошел на плот и встретил Александра, когда тот выходил из своей лодка посмотрели друг на друга, императоры в обоюдном порыве чувств обнялись.
Александр: «Государь, я ненавижу англичан так же, как и Вы!»
Наполеон: «В таком случае, все будет улажено, и мир упрочен. Будем вести переговоры без свидетелей. Пусть я буду вашим секретарем, а вы - моим».
Ведущий: Бывшие враги, расточая улыбки друг другу, прошли в главный павильон и оставались там с глазу на глаз около двух часов. О содержании их разговора современники могли только догадываться».
По окончании этого представления учащимся предлагается ответить на вопросы:
«Какие обстоятельства заставили Александра 1 пойти на переговоры с Наполеоном?
Вспомните, какое условие договора было обязательным для всех держав, заключивших мир с Наполеоном?»
Учитель: «Проанализируем некоторые статьи Тильзитского союзного договора между Россией и Францией.
«1. Его величество император всероссийский и его величество император французов и король Италии обязуются быть заодно во всякой войне, какую России или Франции пришлось бы начать или вести против всякой европейской державы, будет ли война на суше или на море, или же и на суше, и на море…
9. Настоящий договор останется тайным и не будет обнародован, не сообщен другим кабинетам, ни одной из договаривающихся сторон без согласия другой. Он будет ратифицирован, и обмен ратификацией произойдет в Тильзите, в течение 4 дней».
Вопросы к документу: Какой пункт Тильзитского мира был наиболее важным для Наполеона? Почему статья 9 требовала сохранения в тайне содержания Тильзитского договора?
Третий пункт плана оставляется на самостоятельное изучение.
Закрепление изученного материала строится на устной беседе с учащимися о взаимоотношениях двух императоров:
1. Кем они были: соперниками или союзниками?
2. Какие черты характера проявляются в отношениях Александра и Наполеона? 3. Насколько верны высказывания об Александре, озвученные в начале урока?
Домашнее задание: параграф учебника; работа с контурной картой «Внешняя политика России в первой половине Х1Х в.»; сообщение о М.И. Кутузове.
Урок 3.
Тема урока «Отечественная война 1812 г.»
Цели урока: 1. Рассказать о ходе Отечественной войны.
2.Выявить роль М.И. Кутузова как главнокомандующего русской армией.
3. Развивать навыки работы с документами, картой, умения определять и объяснять понятия, сравнивать.
4. Воспитывать чувство гордости и любви к родине на примерах подвигов российских полководцев.
1. Вторжение Наполеона в Россию.
2. М.И. Кутузов.
3. Бородинское сражение
4. Совет в Филях
5. Закрепление материала
Оборудование урока: контурные карты «Отечественная война 1812 г.», атласы, портрет М.И. Кутузова, репродукции картин «Бородинское сражение», «Совет в Филях», «Пожар в Москве».
Предварительная подготовка: отдельные учащиеся готовят сообщения «Полководец М.И. Кутузов», «Война 1812 г. в русской поэзии», подготовка исторической миниатюры на основе романа «Война и мир».
Проверка домашнего задания проводится в форме пятиминутного тестирования.
Пункт «Вторжение Наполеона в Россию» рассматривается в рамках учебника (§ 4, с.25). Учащиеся, прочитав текст, называют причины войны между Францией и Россией, записывают в тетрадь данные о численности армий.
Далее несколько учащихся, выступая от имени французских и русских воинов, рассказывают о начале вторжения, о том, что чувствовал каждый из них.
Документ 1.
Сегюр: «С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке. Первыми переправились несколько саперов в челноке. Они пристали и высадились на русский берег без препятствий, к их удивлению. Там - мир; война - с их стороны; все спокойно в этой чуждой стране, которая была им представлена такой угрожающей. Между тем к ним скоро явился простой казацкий офицер, командующий патрулем. Он один; кажется, что он уверен в мире и не подозревает, что перед ним - вся вооруженная Европа. Он спрашивает иностранцев, кто они. «Французы», -- было ответом. «Что нужно вам и зачем пришли вы в Россию?» -- продолжал он. «Воевать с вами! Взять Вильну! Освободить Польшу» - резко ответил один из саперов. Казак ускакал; он исчез в лесу. Вдогонку ему выстрелили три разгоряченные солдата».
Жолли: « Им (Наполеоном) овладело беспокойство и удивление: он понял, что безмолвие русских зловещее их присутствия и сопротивления».
И. Руа: «27-го Наполеон направился уже к Вильне, надеясь, что русская армия, над которой в то время начальствовал Барклай де Толли, примет сражение под стенами этого города. Но русский главнокомандующий предпочел сжечь свои Магазины, разрушил мост, перекинутый через р. Вилию, и направился форсированным маршем к северу…»
М. Барклай де Толли: «Таким образом, операционный план Наполеона, чтобы нас разбить по частям, совершенно расстроился».
- Какая задача стояла перед Наполеоном после вступления его армии в Россию? Удалось ли ему выполнить эту задачу?
Документ 2
Г. Роос: «Во всех отношениях мы перебивались кое-как: уже мало было хлеба, а мука, молоко, вино и водка сделались большой редкостью. Купить ничего нельзя было. Офицеры должны были довольствоваться тем, что добывала воровством и грабежом их прислуга. В первые же дни за Неманом общая нужда вызвала крупнейшие беспорядки».
Дедем: «Несмотря на тщательные меры подготовки, принятые Наполеоном, условия театра войны и характер действия противника дали себя почувствовать с первых же шагов по переправе через Неман, дороги, сами по себе неудовлетворительные, вследствие дождей, уничтожение русскими при отступлении переправ и гатей и движения по ним многочисленной артиллерии и тяжелых обозов, сделались положительно непроходимыми. Сожжение магазинов, порча мельниц, угон скота и лошадей значительно сократили те средства, которые могла дать страна, располагавшая ими далеко не в достаточной степени для удовлетворения многочисленной французской армии. Можно сказать, что уже вскоре после переправы через Неман французская армия испытывала настоящий голод».
- С какими трудностями столкнулась французская армия в России?
Работая с картой, учитель показывает расположение русских армий накануне войны, города Смоленск, Москву, реку Неман.
Переходя ко второму пункту плана, учитель отмечет, что русской армией командовали талантливые полководцы. Одним из них был Михаил Илларионович Кутузов, участник аустерлицкого сражения. Детям снова предлагается дать характеристику личности по внешности, т.е. по первому впечатлению. Затем следует выступление учащегося, заранее готовившего сообщение: «Кутузов Михаил Илларионович (1745-1813) -- русский полководец и дипломат, ученик и сподвижник А. В. Суворова, генерал-фельдмаршал, светлейший князь Смоленский (1812). В 1759 г. Кутузов окончил с отличием дворянскую школу и оставлен в ней преподавателем математики. Участник русско-турецких войн 1768-1774 гг. и 1787- 1791 гг., во время которых получил два тяжелейших ранения. Обе раны признавались смертельными, однако провидение словно берегло его для какой-то важной миссии, которую ему предстояло исполнить.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18