Рефераты. Изучение исторических персоналий на уроках истории в 8 классе (на примере личностей Наполеона Бонапарта, Александра I и Кутузова)

Память об Александре 1 и Наполеоне на родине каждого из них н во всем мире давно стала бесстрастной, чисто исследовательской. Собственно, Александр даже во Франции никогда не возбуждал к себе враждебных эмоций. Очень скоро и Наполеону в России «простили» его нашествие 1812 г., возложив вину за разрыв франко-русского союза отчасти на Александра. Уже в 1821 г., откликаясь на смерть Наполеона, АС. Пушкин написал о нем строки, которые вполне современно звучат и сегодня:

Над урной, где твой прах лежит,

Народов ненависть почила

И луч бессмертия горит.

§ 3 Приёмы раскрытия роли личности в истории. Итоги обучающего эксперимента

Экспериментальная методика включала 4 урока, различающиеся по целям, задачам, способам организации деятельности учащихся, по заданиям разного уровня сложности.

Рассмотрим фрагменты экспериментальных уроков.

Урок 1.

Тема урока: «Два императора. Начало пути»

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с детством, воспитанием Александра 1 и Наполеона Бонапарта.

2. Дать сравнительную характеристику будущих императоров.

3. Развивать умение оценивать других людей, их деятельность через категории гуманности, непредвзятости.

4. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к личностям прошлого.

План урока:

1. Император Александр

2. «Негласный комитет»

3. Наполеон Бонапарт

4. Закрепление материала

Оборудование урока: портреты Александра 1, Наполеона Бонапарта, карта «Российская империя в Х1Х в.», карта «Европа в Новое время».

Предварительная подготовка: сообщение учащихся на темы: «Александр 1 - воспитание и черты характера», «Наполеон Бонапарт - как всё начиналось».

Когда была объявлена тема урока, учитель предложил восьмиклассникам охарактеризовать двух императоров по их портретам, т.е. выявить четы характера по внешним признакам. Дети с удовольствием выполнили это задание. Проверка соответствия ответов действительности происходила в ходе закрепления материала урока.

О детских годах и воспитании Александра Павловича делал сообщение учащийся, заранее получивший такое задание. Особый акцент делался на том, что цесаревича воспитывала Екатерина 11, и это оказало огромное влияние на формирование характера юноши. Рассказ шел от первого лица и включал следующий материал: «Личность Александра 1 всегда была загадкой для современников. «Сфинкс, не разгаданный до гроба, -- писал о нем П. А Вяземский. А. И. Герцен называл Александра «коронованным Гамлетом, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца. Разноречивые оценки личности Александра 1 представлены и в многочисленных его биографиях. Александр был любимым внуком Екатерины 11, которая сама руководила его воспитанием. Ею были приглашены лучшие преподаватели и в числе их выписанный из Швейцарии Ф. Ц Лагарп -- высокообразованный, приверженец идей просвещения и республиканец по взглядам, В должности «главного воспитателя» он состоял при Александре 11 лет. Знакомя своего воспитанника с понятием о «естественном» равенстве людей, беседуя с ним о преимуществе республиканской формы правления, о политической и гражданской свободе, о «всеобщем благе», к которому должен стремиться правитель, Лагарп тщательно обходил реалии крепостной России. Главным образом он занимался нравственным воспитанием своего ученика. Впоследствии Александр 1 говорил, что всем, что у него есть хорошего, он обязан Лагарпу. Но более действенной школой воспитания будущего императора явились те условия и атмосфера, которые окружали его с самого раннего детства, -- враждующие между собой «большой двор» Екатерины 11 в Петербурге и «малый двор» отца Павла Петровича в Гатчине. Необходимость лавировать между ними приучала Александра, по меткому выражению В. О. Ключевского, «жить на два ума, держать две парадные физиономии», развила в нем скрытность, недоверчивость к людям и осторожность. Обладая незаурядным умом, изысканными манерами и, по отзывам современников, «врожденным даром любезности», он отличался виртуозной способностью расположить к себе людей различных взглядов и убеждений, ловко пользоваться людскими слабостями. Он умел играть «в откровенность» как надежное средство управлять людьми и подчинять их своей воле. «Сущий прельститель», -- говорил о нем Сперанский. Наполеон, будучи на о. Святой Елены, так отзывался об Александре: «Царь умен, изящен, образован; он легко может очаровать, но этого надо опасаться; он неискренен; это настоящий византиец времен упадка Империи... он может далеко пойти. Если я умру здесь, он станет моим настоящим наследником в Европе. Современники отмечают и такие черты характера Александра, как упрямство, подозрительность, большое самолюбие и стремление «искать популярности по любому поводу», а исследователи его биографии усматривали в нем «странное смещение философских поветрий ХУIII в, с принципами прирожденного самовластия».

Учащиеся, послушав сообщение, отвечают на вопрос учителя: «Какие черты характера Александра 1, на ваш взгляд, могут рассматриваться как достоинства верховного правителя?» и записывают в тетрадях годы правления Александра Павловича(1801-1825).

Второй пункт плана раскрывается объяснением учителя с элементами беседы. Говорится о том, что в середине 90-х годов вокруг Александра сложился небольшой кружок единомышленников, в котором обсуждались пороки павловского царствования и строились планы на будущее об отмене «рабства крестьян», о предпочтительности республиканского правления. Этот кружок близких людей назывался «Негласный комитет», а представители высшей знати окрестили его «якобинской шайкой».

Задаётся вопрос учащимся: «Как вы думаете, почему Негласный комитет называли «якобинской шайкой»?». Чтобы ответить на данный вопрос, учащимся нужно было вспомнить события Великой французской революции. Учитель подчеркивает, что именно с кружком «молодых людей» связаны первые реформы молодого императора. Знакомство с этими реформами происходит с помощью анализа документов.

Документ 1.

«Продается свора собак и при них доезжачий»,

«Продаются кровные жеребцы, при них кучер и конюх».

- Как объявления характеризуют отношения дворян к крепостным?

- Дайте оценку решению царя о запрете печатать подобные объявления.

Документ 2.

«Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих поодиночке или целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли то, сделав с ними эти условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими имеет представить их при прошении своем чрез губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и представления нам; если последует от нас решение, желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в гражданской палате.

…если крестьянин или целое селение не исполнит своих обязательств, то возвращается помещику с землею и семейством его во владение по прежнему.

Крестьяне и селения, от помещиков по таковым условиям с землей отпущенные, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев.

Крестьяне, отпущенные от помещиков на волю и владеющие землей в собственность, несут подушный поземельный оклад наравне с помещичьими, отправляют рекрутскую повинность натурою…оброчных денег в казну не платят».

- Назовите условие, необходимое для освобождения крестьян?

- Предположите, каковы были практические результаты издания этого указа?

Запись в тетради: 1803 г. - указ о вольных хлебопашцах.

Учитель: «Кто из воспитателей оказал наибольшее влияние на формирование взглядов Александра на государственное устройство России?»

Далее учитель говорит, что современником Александра 1 был император Франции Наполеон Бонапарт, не менее известная личность в истории Европы и России. О его детских и юношеских годах жизни рассказывает один из учащихся, он показывает на карте место рождения будущего императора великой империи - о. Корсику. Сообщение включает следующий материал: «На острове Корсика в городе Аяччо есть площадь Летиции. Угол ее не одну сотню лет занимает дом № 1, точно такой же, как все другие дома, но -- с трехцветным флагом над воротами и доской на стене: «Государственная собственность», Здесь 5 августа 1769 г. родился Наполеон. Летом 1764 г. 18-летний Карло женился на 14-летней Летиции Рамолино -- дочери шоссейного надзирателя, считавшейся чудом красоты, самой обворожительной девушкой на всем острове. Малограмотная, но житейски умная, с характером героинь Плутарха, эта «дочь гор» родила своему мужу 13 детей. Наполеон был вторым ребенком и любимцем в семье. Правда, ему и доставалось от Летиции больше всех. Зато он верховодил братьями и сестрами «воспитывал» и даже колотил их при случае и вообще как он сам позднее говорил о себе, «был бесенком». Он рано выучился читать и писать, но до 10 лет предпочитал даже чтению игры, потасовки и беготню по горам в компании с братьями, сестрами, друзьями, а то и с дикими козами которых любил выслеживать и распугивать. С 10 лет началось для Наполеона время интенсивной учебы. Губернатор Корсики граф Рене де Марбеф, благоволивший к Летиции, ради нее выхлопотал Наполеону королевскую стипендию в Бриеннскую военную школу. 12 мая 1779 г. Наполеон с папой Карло отправился в Бриенн - маленький городок неподалеку от Парижа. В Бриеннской школе учились тогда дети знатных дворян (среди них оказались и будущий секретарь Наполеона Л. Бурьен и один из его лучших генералов Э. Гюден). Учили их не столько делу военному, сколько виду: выправке, манерам, лоску. Вполне профессионален был, пожалуй, лишь один педагог - впоследствии полководец французской революции и ее предатель Шарль Пишегрю. Поэтому Наполеон больше занимался самообразованием, шокируя товарищей корсиканской «простонародностью, а учителей - столь же кричащей дерзостью. Кроме дерзости Наполеон удивлял и, в конце концов, расположил к себе учителей своими знаниями. 30 октября 1784 г. Наполеон был похвально аттестован за курс Бриеннской школы и переведен вновь как королевский стипендиат в Парижскую военную школу -- высшее учебное заведение типа военной академии. Здесь уровень преподавания был образцовым. Так, математику вел знаменитый Гаспар Монж, приглашавший на экзамены еще более знаменитого Пьера Лапласа (оба -- академики ученые с мировым именем). Слушателей школы готовили по разным специальностям, Наполеон выбрал артиллерию. Учиться в Париже было и полезнее, и приятнее, чем в Бриенне. Но проучился он в Парижской школе меньше года. Дело в том, что 15-летний Наполеон успел так образовать себя сам, что школа даже с лекциями Монжа по высшей математике давала ему немного, и он не хотел «киснуть» в ней три года. К тому же 24 февраля 1785 г. умер от рака желудка, не прожив и 39 лет, его «папа Карло». Теперь Наполеон должен был стать опорой я матери, трех сестер и четырех братьев. Ведь «папа Карло» уже на смертном одре так и сказал сыну Жозефу: «Ты старший в семье, но помни, что глава семьи - Наполеон». Чтобы скорее обрести самостоятельность, Наполеон через десять месяцев после зачисления в Парижскую военную школу сдал экзамены за полный курс школы и 1 сентября 1785 г. получил офицерский чин младшего лейтенанта с назначением в гарнизон захолустного городишка Валанс, недалеко от Лиона. Начались долгие, самые скучные и трудные для Наполеона за всю его жизнь годы службы в гарнизонах провинциальной глухомани: Валанс, Дуэ, Оксон... Офицерское жалованье было скромным, и почти половину его он отсылал домой, зная, что «мама Летиция» входила в долги, Жозеф, Люсьен и Луи оставались неустроенными, а Жером и сестры -- еще совсем малыми детьми в начале 1786 г. умер граф де Марбеф. Семья Бонапарте лишилась его покровительства и пособий. Летиция связывала все свои надежды с Наполеоном, но что он мог сделать? Выдвинуться по службе среднему дворянину с полудикой Корсики без ренты, титула и протекции было до революции невозможно. Шесть лет Наполеон оставался младшим лейтенантом. Он даже попросился перед самой революцией 1786 г. на службу в Россию, но Екатерина 11, которая имела тогда Румянцева и Суворова, не захотела принять какого-то Бонапарта. Главной, если не единственной радостью жизни для Наполеона в те годы было чтение. Большую часть своего жалованья Наполеон тратил на книги, кормился же впроголодь, одежду изнашивал до неприличия. Малого роста, был он тогда худ и тонконог, казенные сапоги казались на нем пiеiiропорционально большими. Знакомые с ним сестры Пернон дразнили его: «Кот в сапогах»...».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.