В № 1 учащиеся подбирают названия для различных объединений объектов: коллекция марок, набор карандашей, стая птиц, чайный сервиз, букет цветов, стадо коров. Учитель спрашивает, можно ли эти названия использовать для других объединений предметов, т. е. сказать, например: букет карандашей, сервиз коров и т.д. Выясняется, что нет. Тогда перед детьми ставится проблема; подобрать слово, которым можно обозначить объединение любых предметов. Дети предлагают свои варианты. В завершение обсуждения учитель знакомит их с общепринятым в математике термином «множество», выражающим идею объединения любой группы предметов в «неделимое целое». Можно сказать: множество марок, множество карандашей, множество птиц и т.д.
Определенную трудность при введении понятия множества представляет то, что этот термин ассоциируется у детей со словом «много», в то время как «множество» должно мыслиться как синоним слова «вместе». Поэтому очень важно с самого начала сопоставить эти два слова: «множество» - «вместе», подчеркнув тем самым существенный признак множеств - объединение в одно целое.
В № 2 учащиеся подбирают общепринятые названия различных множеств: отара овец, табун лошадей, команда футболистов, эскадра кораблей, армия, полк, батальон и т.д.
В №3 решается обратная задача: обозначить объединение различных объектов с помощью термина «множество»:
Хор - множество людей, поющих вместе.
Оркестр - множество людей, играющих вместе на различных музыкальных инструментах.
Класс - множество детей, которые вместе учатся.
Коллекция - множество предметов, собранных вместе по некоторому признаку.
Библиотека - множество книг, собранных вместе.
В заданиях № 4 - 9 закрепляется и отрабатывается понятие множества и элементов.
В Задании № 6 учащиеся должны обвести замкнутой линией множество детей и множество взрослых, назвать элементы этих множеств и ответить на поставленные вопросы: объяснить, почему Петю, когда он вырастет, будут звать Петром Ивановичем, а Аню -- Анной Ивановной и т.д.
В задании № 7 роза, фиалка, гвоздика, василек, тюльпан -- это цветы. Ромашка тоже принадлежит множеству цветов, а сосна, баран, шипы от розы этому множеству не принадлежат.
Аналогичные рассуждения проводятся в № 8 для множества деревьев и в № 9 для множества плодов. Следует обратить внимание детей на то, что листья не являются элементами множества деревьев, точно так же как косточки (семена) не являются элементами множества плодов.
В задании № 10 понятие множества связывается с решением текстовых задач. Дети повторяют смысл арифметических действий, разностное и кратное сравнение. При этом они устанавливают, что ласточка, стриж и пингвины - это элементы множества птиц, сосна и липа - элементы множества деревьев, а скалярии - элементы множества рыб.
Таким образом, проанализировав содержание учебников Л.Г. Петерсон мы выяснили с какого класса вводится понятие «множества». Выявили уровень сформированности знаний элементов теории множеств у младших школьников в процессе самостоятельной работы, учащиеся обучающиеся по программе «Школа 2000…» имеют уровень знаний о множествах выше среднего и могут осознанно выполнять задания самостоятельной работы. Так же разработали методические рекомендации по обучению элементам теории множеств.
Урок 2
Тема урока: Способы задания множеств
Цель урока: учить задавать множество путем перечисления его элементов или общим свойством его элементов; научить обозначать множества при письме.
Задачи урока:
- отрабатывать навыки устного счета,
- повторить алгоритм сложения и вычитания чисел в пределах ста, действия с именованными числами, преобразование именованных табличное и внетабличное умножение и деление;
- закреплять навыки решения задач.
Ход урока
1. Организационный момент
- С каким понятием познакомились на предыдущем уроке?
- Что мы называем множеством? (Множеством в математике называется совокупность нескольких предметов (элементов), объединенных по какому- нибудь признаку.)
- Что называем элементами множества?
- Какие множества вы составили дома?
- Перечислите элементы своего множества.
2. Проверка домашнего задания
4 ученика работают по карточкам, остальные дети упражняются в устном
счете.
Вариант I
3 * 5= 9 * 3= 3 * 8 =
4 * 3= 6 * 2= 2 * 9 =
12:3= 15:5= 21:7 =
18:6= 24:8= 12:4 =
Вариант II
6 * 3= 3 * 7= 9 * 3 =
3 * 4= 8 * 2= 2 * 7=
27:9= 18:9= 21:7 =
18:2= 24:8= 15:3 =
Актуализация знаний и постановка темы урока
- Назовите элементы множества цветов, растущих у нас в классе. (Бегония, фикус, пальма и т. д.)
- Девочки, назовите элементы множества одежды.
- Мальчики, назовите элементы множества спортивных игр. (Футбол, волейбол, баскетбол, теннис, бадминтон и т. д.)
- Представители от девочек и мальчиков выйдите к доске и запишите названные элементы множества.
- Можно ли по этой записи определить, что перед нами - множество?
Если дети скажут «да», то спросить: «Сколько всего множеств вы видите на доске?» Скорее всего дети ответят: «Два». Тогда учитель говорит:
- А я вижу одно множество - множество слов, записанных учениками на доске. Как же быть? Попробуем найти ответ в учебнике?
4. Знакомство с новым материалом
Упражнение №1.
Найди общее свойство всех предметов, изображенных на рисунке [21, 4].
По ходу работы учитель задает вопросы:
- Какие предметы можно добавить в эти множества?
- А какие предметы добавить нельзя?
- Покажите множество предметов:
а) предметы имеют форму прямоугольного параллелепипеда;
б) предметы одинакового цвета;
в) предметы цилиндрической формы;
г) стеклянные предметы;
д) инструменты;
е) одежда.
- А теперь ответьте на вопрос, верно ли ваши одноклассники записали элементы множеств одежды и игр на доске?
- Как исправить ошибку? (Поставить фигурные скобки.)
{Платье, шарф, юбка, кофта, топик, свитер}
{Футбол, волейбол, баскетбол, теннис, бадминтон}.
5. Физкультминутка
6. Повторение с включением нового материала
№ 5 - первичное закрепление с проговариванием вслух.
1) Перечисли множество девочек класса, сидящих в первом ряду.
2) Перечисли множество вторых классов в твоей школе.
3) Придумай множество, в котором легко перечислить элементы.
№ 6 - самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Задай множество общим свойством его элементов:
а) А - множество арабских цифр (или однозначных чисел);
б) В - множество однозначных четных чисел;
в) С -- множество гласных букв русского алфавита [21, 5].
Упражнение № 7 - выполнить коллективно.
Задай множество перечислением:
А- множество букв в слове «крот».
В - множество нечетных однозначных чисел.
С - множество двузначных чисел, кратных 10.
D - множество трёхзначных чисел, больших 603, но меньших 608 [21, 6].
Упражнение № 10 - решение задач у доски с комментированием.
В один день Ира прочитала 21 страницу1 во второй -- в 2 раза больше, чем в первый, а в третий -- на 15 страниц меньше, чем во второй день. Сколько страниц прочитала Ира за 3 дня? [21, 6]
Примерный ответ учащегося у доски:
- Надо узнать, сколько страниц прочитала Ира за 3 дня, т. е. найти целое. Чтобы найти целое, надо сложить части. Первая часть известна - 21 страница. Вторая и третья части неизвестны. По условию во второй день Ира прочитала в 2 раза больше, чем в первый, значит в первом действии узнаем, сколько страниц прочитано во второй день.
1) 21 * 2 = 42 (стр.) - прочитала Ира во второй день.
Ученик записывает на доске первое действие, а второй ученик с места объясняет как выполнить умножение. Третий учащийся комментирует пояснение к первому действию.
- Во втором действии узнаем, сколько страниц прочитала Ира в третий день. По условию известно, что в третий день было прочитано на 15 страниц меньше, чем во второй.
2) 42 - 15 = 27 (стр.) - прочитала Ира в третий день.
Ученик с места комментирует прием вычитания, другой - запись пояснения.
- Теперь, чтобы найти целое, сложим три части:
3) 21+42 + 27 = 90 (стр.)
- Удобнее сложить все единицы - получаем 10; дальше складываем десятки. Записываем ответ: Ира прочитала 90 страниц.
№ 11 - сложение и вычитание именованных чисел.
- Какую операцию нужно выполнить, чтобы найти результаты данных выражений? (Преобразовать более крупные единицы измерения в более мелкие. Затем найти результат, записав в столбик, и вновь преобразовать в более крупные единицы.) [21, 6].
7. Устный счет
1. Установите закономерность и допишите по пять чисел в каждом ряду.
а)4, 8, 12, 16... б)7,14,21,28...
Ответы:
а)... 20, 24,28, 32, 36; б)... 35,42,49, 56,63.
2. Упражнение № 8 [21,6].
Вычисли устно:
7 + 8= 12-5= 27 + 43 =
16 + 4= 39-9= 36+ 17 =
8+ 15= 42-8 = 50-32 =
21 +34= 36-14= 85-39 =
- Что общего в примерах каждого столбика? (В первом столбике надо найти сумму, во втором столбике - разность, в третьем - и сумму и разность.)
Игра «Минутка»: за 30 с. найти значение этих выражений. Примеры, в которых допущены ошибки, решаются у доски с объяснением способа вычисления.
3. Найти значения выражений:
30 * 7 = 24* 4 = 540: 9 =
360:60= 71: 3= 75: 25=
- Как мы называем такое деление и умножение? (Внетабличное.)
- Как называются числа при делении?
- Как называются числа при умножении?
- Как найти неизвестный множитель?
- Как найти неизвестный делитель?
- Как найти неизвестное делимое?
4. Вопросы по теме «Множества».
- Сорванные цветы поставили в вазу. Как можно назвать множество цветков, поставленных в вазу? (Букет.)
- За нашей школой растут яблони, вишни, сливы, груши. Как можно назвать множество фруктовых деревьев, которые растут за школой? (Сад.)
8. Итоги урока
- Что означает выражение «множество задано»?
- Какие способы задания множеств вы знаете?
Домашнее задание.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10