Рефераты. Использование баз данных математических задач в процессе подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ по математике

· повышение уровня знаний и их качественный прирост;

· сокращение времени, которое учитель тратит на подготовку к урокам;

· повышение интереса к урокам математики;

· улучшение дисциплины на уроках.

Приведем некоторые высказывания учащихся, которые улучшили свои знания по математике, поверили в свои возможности, благодаря умелому применению компьютеров на уроке.

«После того, как мы стали готовиться к ЕГЭ в компьютерном классе, у меня появилось понимание на уроках математики». Лена Б.

«Теперь я стал быстрее и правильнее выполнять задания Части 1. Раньше на это уходило гораздо больше времени». Антон Б.

«Я стал с удовольствием ходить на уроки математики». Вова З.

«Раньше я даже не пытался решать задачи уровня В, а теперь я их правильно решаю». Никита Х.

«У меня появилась уверенность в том, что я обязательно сдам ЕГЭ». Алиса Д.

Таким образом, в ходе исследования была создана база данных математических задач для подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ по математике. Созданная база данных содержит задачи, входившие в экзаменационные работы в 2002 - 2006 годах, а также задачи демонстрационного варианта 2007 года. Задания отвечают перечню контролируемых вопросов содержания, составленного на базе обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования.

В результате выполнения работы были выделены несколько форм и методов, используемых при подготовке учащихся 11-х классов к сдаче ЕГЭ по математике:

· тематическая подготовка;

· решение задач базового уровня;

· итоговый контроль учителем;

· задания для осуществления самоконтроля учащимися.

Средством обучения в данном случае является база данных «Задания для подготовки к единому государственному экзамену».

Полученные результаты эксперимента позволяют сделать следующий вывод: результаты пробного тестирования ЕГЭ до и после проведения эксперимента различны. Результаты учащихся после проведения эксперимента имеют тенденцию быть выше, чем результаты учащихся до проведения эксперимента. На основании этого можно утверждать, что предложенная методика положительно влияет на качество знаний учащихся.

Заключение

В результате проведенного исследования, получены следующие основные результаты.

1. Выделены теоретические аспекты работы с готовой базой данных и создания собственной базы данных математических задач (на примере системы управления базами данных MS Access);

2. Определена структура и содержание методических задач, ориентированных на использование базы данных математических задач на уроках и внеклассных занятиях для подготовки учащихся к ЕГЭ;

3. Разработана методика использования базы данных математических задач в процессе подготовки к сдаче ЕГЭ;

4. Частично проверена результативность разработанной методики на практике;

5. Проведена систематизация задач различных разделов школьного курса, для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ;

Результаты проведенного исследования подтверждают его гипотезу и позволяют сделать следующие выводы.

1. Использование в процессе преподавания информационных технологий, в том числе баз данных, помогает повысить эффективность подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ;

2. Для повышения эффективности подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ, целесообразно использовать в процессе преподавания информационных технологий, в том числе баз данных;

3. Наибольший эффект использования базы данных математических задач достигается при подготовке к урокам различных типов. внеклассным занятиям и проведении пробного тестирования;

4. Использование базы данных математических задач позволяет осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ.

Дадим характеристику дальнейшей возможной работы по теме исследования.

Преимущество базы данных над другими источниками задач - достаточно легкое изменение структуры, внесение дополнительных сведений, постоянное расширение функциональных возможностей.

В дальнейшем, возможно изменение базы данных: корректировка заданий, добавление новых задач, описание решений всех задач, создание большого количества тренировочных тестов и программ, осуществляющих автоматизированную проверку заданий.

Созданная база данных уже готова к использованию. Навыками работы с ней может легко овладеть каждый учитель, даже если он умеет обращаться с компьютером только на пользовательском уровне.

Кроме учителя и учеников на занятиях в школе при подготовке к ЕГЭ или при изучении тем школьного курса, база данных математических задач может использоваться и любым человеком для самообразования.

Библиографический список

1. Белошистая, А. В. Из опыта подготовки к ЕГЭ. [Текст] / А. В. Белошистая // Математика в школе. - 2005. - №3.

2. Болотов, В.А. Актуальное интервью: «Родители, чьи дети успешно сдали ЕГЭ, вздохнули с облегчением». [Текст] / В.А. Болотов //Математика в школе. - 2005. - №2.

3. Васенина, Е.А. Информатика для абитуриентов [Текст] / Е.А. Васенина. - Киров, 2002.

4. Веревченко, А.П. Информационные ресурсы для принятия решений [Текст] / учебное пособие / А.П. Веревченко, В.В. Горчаков, И.В. Иванов, О.В. Голодова - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 560 с.

5. Высоцкий, И. Аналитическая записка. О концепции и содержании ЕГЭ по математике. [Текст] / И. Высоцкий, Л. Звавич // Математика (приложение к газете «Первое сентября») - 2004. - №5.

6. Голицына, О.Л. Базы данных / Учебное пособие [Текст] / Голицына, О.Л., Н.В. Максимов, И.И. Попов - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.

7. Гусинский, Э.Н., Результаты и проблемы итоговой аттестации. [Текст] / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова // Директор школы. - 2006. - №9.

8. Денищева Л.О. ЕГЭ по математике в 2004 году. [Текст] / Л.О. Денищева //Математика в школе.- 2004. - №1.

9. Денищева, Л.О. О структуре экзаменационной работы. [Текст] / Л.О. Денищева, К.А. Краснянская // Математика в школе. - 2005. - №2.

10. Единый государственный экзамен 2002 [Текст] / Контрольные измерительные материалы: Математика / Л.О. Денищева, Е.М. Бойченко, Ю.А. Глазков и др. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 127 с.

11. Единый государственный экзамен: [Текст] / Контрольные измерительные материалы: Математика / Л.О. Денищева, Е.М. Бойченко, Ю.А. Глазков и др.; М-во образования РФ - М.: Просвещение, 2003. - 191 с.

12. Единый государственный экзамен 2007. Математика. [Текст] / Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2007. - 272 с.

13. ЕГЭ - это возможность преодолеть «обезличку» школ. [Текст] // Директор школы. - 2005. - №9.

14. Зеленов, С. От чего зависит успех на едином экзамене. [Текст] / С. Зеленов // Директор школы. - 2005. - №7

15. Информатика. Базовый курс [Текст] / Под редакцией С.В. Симоновича. - СПб.: Питер, 2005.

16. Лаппо, Л.Д. ЕГЭ 100 баллов. Математика. [Текст] / Пособие для подготовки к единому государственному экзамену и централизованному тестированию/ Л.Д. Лаппо, М.А. Попов - М.: Экзамен, 2005.

17. Магомедгаджиева, А.М. Теоретическая модель использования информационных технологий на уроках математики в инновационных учебных заведениях. [Текст] / А.М. Магомедгаджиева // http://www.bitpro.ru.

18. Методическое письмо «О преподавании математики в средней школе с учетом результатов единого государственного экзамена 2005 года». [Текст] // Математика. - 2006. - №6.

19. Неискашева, Е. ЕГЭ: за и против. [Текст] / Е. Неискашева // Математика в школе. - 2003. - №4.

20. Никифорова, М.А. Преподавание математики и новые компьютерные технологии. [Текст] / М.А. Никифорова // Математика в школе, 2005. - №6.

21. Об ошибках учащихся в ходе единого государственного экзамена. [Текст] // Математика в школе. - 2003. - №4.

22. Перевозчикова, М.С. Практикум по программному обеспечению ЭВМ. Реляционные базы данных. Система управления базами данных Access: ч.V [Текст] / М.С. Перевозчикова, М.В. Петухова. - Киров: Изд-во ВГГУ, 2005.

23. Писаревский, Б.М. Динамика ЕГЭ. [Текст] / Б.М. Писаревский // Математика в школе - 2003. -№9

24. Результаты ЕГЭ по математике в 2005 году в г.Кирове. [Текст] / Статистический сборник./Департамент образования Кировской области. Центр оценки качества образования. - Киров. - 2005.

25. Семакин, И. Информатика, 11 класс [Текст] / И.Семакин, Е. Хеннер. - М.:  БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

26. Семенов, П. Методика подготовки к единому государственному экзамену. [Текст] / П. Семенов. // Математика. - 2006. -№5, №7, №8.

27. Ситникова, И.В. Тестовые задания (ЕГЭ) по математике: в помощь выпускнику средней школы. [Текст] / И.В. Ситникова - Киров, 2004. - 36 с.

28. Смирнов, В. Каким быть ЕГЭ по математике? [Текст] / В. Смирнов // Математика. - 2004. - №20.

29. Старцева, Н. А. Информационные технологии на уроках математики. [Текст] / Н. А. Старцева // http://www.websib.ru.

30. Тесты. Алгебра и начала анализа. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. [Текст] - М.: Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр тестирования». - 2005.

31. Угринович, Н. Информатика и информационные технологии, 10-11 классы [Текст] / Н. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.

32. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Математика [Текст] / Л.О. Денищева, Ю.А. Глазков и др. - М.: Интеллект-Центр, 2005. - 224 с.

33. Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации: №24-ФЗ от 20.02.03.

34. Франкфурт, Б. О едином государственном экзамене. [Текст] / Б.Франкфурт, А. Семенов. //Математика. - 2004. - №5.

Приложение 1

Создание базы данных

1. Программные и аппаратные средства реализации баз данных

База данных - совокупность определенным образом организованной информации на какую-то тему (в рамках некоторой предметной области) [31].

Например:

· База данных книжного фонда библиотеки;

· База данных кадрового состава учреждения;

· База данных законодательных актов в области уголовного права;

· База данных современной эстрадной песни.

· База данных математических задач

Рассмотрим, что же такое база данных и как её создать на примере базы данных математических задач.

База данных (БД) - организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти ЭВМ, постоянного обновления и использования.

В большинстве случаев базу данных можно рассматривать как информационную модель некоторой реальной системы, например сборника задач по математике. Такую систему называют предметной областью базы данных и информационной системы, в которую она входит.

Сама по себе база данных не может обслужить запросы пользователя на поиск и обработку информации. БД - это только «информационный склад». Обслуживание пользователя осуществляет информационная система.

Информационная система - это совокупность базы данных и всего комплекса аппаратно-программных средств для ее хранения, изменения и поиска информации, для взаимодействия с пользователем.

База данных - структурированная совокупность взаимосвязанных данных в рамках некоторой предметной области, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти ЭВМ и постоянного применения [15].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.