Уровни
Диапазон баллов
Количество человек
Количество человек (в%)
Высокий
15 - 36
5
12,5%
Средний
37 - 46
24
60%
Низкий
47 - 65
11
27,5%
Таблица 7. Уровни выполнения теста «Нарисуй человека» Гудинаф - Харриса в экспериментальной группе (контрольный этап)
Количество человек (в %)
32 - 37
14
35%
Выше среднего
24 - 31
20
50%
16 - 23
6
15%
Ниже среднего
9 - 15
0
0%
0 - 8
Из таблицы 7 видно, что в экспериментальной группе на контрольном этапе нет ни одного ребёнка с уровнем развития сенсомоторики ниже среднего, тогда как на констатирующем этапе было 30% детей (см. табл. 1), с высоким уровнем развития сенсомоторики стало 35% детей (на констатирующем этапе не было ни одного ребенка с высоким уровнем). Наглядно полученные результаты отражены на рис. 9
Рис. 9. Представленность уровней психического развития детей в экспериментально группе (контрольный этап)
Таблица 8. Уровни выполнения теста «Нарисуй человека» Гудинаф - Харриса в контрольной группе (контрольный этап)
4
10%
22
55%
Из таблицы 8 видно, что в экспериментальной группе на контрольном этапе нет ни одного ребёнка с уровнем развития сенсомоторики ниже среднего, тогда как на констатирующем этапе было 30% детей, с высоким уровнем развития сенсомоторики стало 10% детей, повысился процент детей с уровнем выше среднего и со средний уровнем развития сенсомоторики.
Рис. 10. Представленность уровней психического развития детей в контрольной группе (контрольный этап)
Рис. 11. Представленность уровней психического развития детей в экспериментальной и контрольной группах (контрольный этап)
Анализируя результаты выполнения теста Гудинаф-Харриса на контрольном этапе, можно сказать следующее. Ни в экспериментальной, ни в контрольной группах не было детей с низким уровнем зрительного восприятия и двигательной координации ни на одном из этапов исследования. В экспериментальной и контрольной группах было 30% детей с уровнем ниже среднего. После формирующего эксперимента и в той, и в другой группе таких детей не стало. Вместе с тем, в экспериментальной группе стало 35% детей с высоким уровнем развития, а контрольной группе 10%; на констатирующем этапе в обеих группах детей с высоким уровнем развития не было.
Таблица 9. Уровни выполнения теста М. Безруких, Л. Морозовой для определения зрительно-моторной координации в экспериментальной группе (контрольный этап)
20 баллов и выше
34
85%
16 - 19
13 - 15
Из таблицы 9 видно, что в экспериментальной группе на контрольном этапе по уровню выполнения субтеста М. Безруких и Л. Морозовой с высоким уровнем развития зрительно-моторной координации 85% детей, со средним уровнем - 15% детей, с низким уровнем детей нет. Наглядно полученные результаты отражены на рисунке 12.
Рис. 12. Представленность уровней зрительно-моторной координации в экспериментальной группе (контрольный этап)
Таблица 10. Уровни выполнения теста М. Безруких, Л. Морозовой для определения зрительно-моторной координации в контрольной группе (контрольный этап)
10
25%
30
75%
Из таблицы 10 видно, что в контрольной группе на контрольном этапе по уровню выполнения субтеста М. Безруких и Л. Морозовой с высоким уровнем развития зрительно-моторной координации 25% детей, со средним уровнем - 75% детей, с низким уровнем детей нет.
Рис. 13. Представленность уровней зрительно-моторной координации в контрольной группе (контрольный этап)
Таблица 11. Средние арифметические показатели выполнения трёх тестов в экспериментальной и контрольной группах на контрольном этапе
№
Тесты
Экспериментальная группа
Контрольная группа
1
Гештальт-тест Л. Бендер
36,48
40,3
2
«Нарисуй человека» Гудинаф-Харриса
29,05
23,75
3
Субтест М. Безруких, Л. Морозовой
21,0
18,5
Сравнивая результаты выполнения детьми теста М. Безруких, Л. Морозовой, можно отметить следующее. Ни экспериментальной, контрольной группах нет детей с низким уровнем развития зрительно-моторной координации (см. табл. 9 и 10). В экспериментальной группе значительно меньше детей со средним уровнем (15%), чем контрольной группе (75%), зато намного больше детей с высоким уровнем (85% против 25% в контрольной группе).
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы мы применили методы статистической обработки - t-критерий Стъюдента (Microsoft Exel).
Вначале мы проверили равнозначность контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе. С целью определить рассеяние значений количественного признака генеральной совокупности вокруг своего среднего значения - проверили различия дисперсий обеих выборок. Была выдвинута гипотеза H0: различие дисперсии обеих выборок статистически незначимо. В результате расчетов мы получили следующие данные (табл. 12).
Таблица 12. Двухвыборочный F-тест для дисперсии (констатирующий этап)
48
Среднее
51,38462
51,41026
Дисперсия
58,61134
45,93252
Наблюдения
39
df
38
F
1,276031
P (F<=f) одностороннее
0,227996
F критическое одностороннее (F0,05)
1,716687
Вывод: F<F0,05, различие дисперсий статистически не значимо
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8