В результате теоретического анализа мы пришли к выводу, что развитие у детей зрительно-двигательной координации обеспечивает формирование у них навыков письма, крайне необходимых для успешного обучения в школе.
2. Исследование мелкой моторики и зрительно-двигательной координации с детьми дошкольного возраста
2.1 Диагностика уровня развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации на констатирующем этапе
В начале 2008-2009 учебного года в четырех группах детей: двух экспериментальных и двух контрольных были проведены следующие тесты:
1. Тест «Нарисуй человека», предназначенный для оценки психического развития детей 3-7 лет.
Этот тест может быть использован для измерения:
1) зрительной перцепции;
2) тонкой моторики;
3) уровня развития сенсомоторики;
4) примерной оценки уровня умственных способностей;
5) успешности обучения в школе в течение первых лет;
6) определения школьной зрелости;
7) уровня концентрации внимания.
Тестирование проводилось в виде игры. Соблюдалась стандартность процедуры тестирования: подбиралась одинаковая бумага, одинаковые карандаши.
Оценка рисунка проводится по 37 пунктам: 17 содержательным, которые связаны с характеристикой деталей, и 20 формальным, которые касаются пропорций частей тела.
2. Зрительно-моторный гештальт-тест Лоретты Бендер, предназначенный для оценки уровня развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей. Гештальт-тест Бендер оценивает развитие способности детей к копированию (перерисовыванию) различных геометрических фигур и их сочетаний. Как показали специальные исследования, незначительное, на взгляд взрослого человека, изменение расположения стимульной фигуры (например, её поворот на 45 градусов) делает её копирование крайне трудным для детей одного возраста и не влияет на ответы детей другого возраста. Так, в норме ребёнок двух лет может успешно воспроизвести вертикальную линию; трёхлетний может скопировать окружность и прямой крест, имея перед собой образец; в четыре года - прямоугольник; наконец, в пять лет - квадрат, треугольник и косой крест, а также вполне опознаваемую схематическую фигурку человека; дети более старшего возраста постепенно обнаруживают способность воспроизводить всё более сложные комбинации фигур, учитывая их взаимное расположение, количество элементов и размеры. В сравнении с задачей рисования задача копирования в меньшей степени задействует творческие способности ребёнка, но предъявляет значительно более жёсткие требования к навыкам контроля деятельности.
Эти методики мы использовали чтобы: выявить существование значимых корреляций между степенью сформированности у детей способности к копированию геометрических фигур и интеллектуальными способностями и измерить зрительную перцепцию, тонкую моторику, уровень развития сенсомоторики, примерно оценить уровень умственных способностей, уровень успешности обучения в школе в течение первых лет, определить уровень школьной зрелости и уровень концентрации внимания.
Результаты диагностики представлены в таблицах 1-4, на рисунках 1-6 (Показатели в баллах - в приложениях 3-6).
Таблица 1. Уровни выполнения теста «Нарисуй человека» Гудинаф - Харриса в экспериментальной группе (констатирующий этап)
Уровни
Диапазон баллов
Количество человек
Количество человек (в %)
Высокий
32 - 37
0
0%
Выше среднего
24 - 31
7
17,5%
Средний
16 - 23
21
52,5%
Ниже среднего
9 - 15
12
30%
Низкий
0 - 8
Из таблицы 1 видно, что в экспериментальной группе на констатирующем этапе со средним уровнем развития сенсомоторики 52,5% детей, с уровнем выше среднего 17,5% детей, с уровнем ниже среднего 30% детей. Наглядно полученные результаты отражены на рис. 1.
Рис. 1. Представленность уровней психического развития детей в экспериментальной группе (констатирующий этап)
Таблица 2. Уровни выполнения теста «Нарисуй человека» Гудинаф - Харриса в контрольной группе (констатирующий этап)
10
25%
18
45%
Из таблицы 2 видно, что в контрольной группе на констатирующем этапе со средним уровнем развития сенсомоторики 45% детей, с уровнем выше среднего 25% детей, с уровнем ниже среднего 30% детей. Наглядно полученные результаты отражены на рис. 2.
Рис. 2. Представленность уровней психического развития детей в контрольной группе (констатирующий этап)
Рис. 3. Представленность уровней психического развития детей в экспериментальной и контрольной группах (констатирующий этап)
Из таблиц 1 и 2, а также по рисунку 3 мы видим, что в экспериментальной и контрольной группах нет детей с высоким и низким уровнем выполнения теста «Нарисуй человека» Гудинаф - Харриса. В экспериментальной группе у большинства детей средний уровень развития сенсомоторики (52,5%), в контрольной группе с оценкой выше среднего и ниже среднего практически одинаково (25% и 30%).
Таблица 3. Уровни выполнения гештальт-теста Бендер в экспериментальной группе (констатирующий этап)
Количество человек (в%)
15 - 36
5
12,5%
37 - 46
47 - 65
25
62,5%
Из таблицы 3 мы видим, что уровень развития зрительно-двигательной координации у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе на констатирующем этапе низкий (62,5%); присутствует значительное количество детей с среднем уровнем (25%); с высоким уровнем 12,5%. Наглядно полученные результаты отражены на рис. 4.
Рис. 4. Представленность уровней зрительно-двигательной координации в экспериментальной группе (констатирующий этап)
Таблица 4. Уровни выполнения гештальт-теста Бендер в контрольной группе (констатирующий этап)
14
35%
26
65%
Из таблицы 4 мы видим, что уровень развития зрительно-двигательной координации у детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе на констатирующем этапе, также как и у детей экспериментальной группы, в основном низкий (65%); детей со средним уровнем развития больше, чем в экспериментальной группе на 10% - 35%; детей с высоким уровнем развития зрительно-двигательной координации нет. Наглядно полученные результаты отражены на рис. 5.
Рис. 5. Представленность уровней зрительно-двигательной координации в контрольной группе (констатирующий этап)
Рис. 6. Представленность уровней зрительно-двигательной координации в экспериментальной и контрольной группах (констатирующий этап)
Из таблиц 3 и 4 видно, что в экспериментальной группе на высоком уровне 5 человек, а в контрольной группе нет ни одного. На среднем уровне в обеих группах количество человек незначительно отличается (ЭГ - 10 человек, КГ - 14), а на низком уровне в экспериментальной группе на одного человека меньше (25 человек).
2.2 Содержание работы по развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации на формирующем этапе
В течение одного года мы проводили с детьми старшего дошкольного возраста (40 человек) естественный эксперимент, задачи которого заключались в следующем:
1. Формировать графические навыки, подготовить руку ребёнка к овладению письмом:
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8