Рефераты. Интеграция математических и экономических знаний

Темы курса экономики

Разделы курса математики

Кривая производственных возможностей.

Составление и решение уравнений и систем уравнений.

Анализ функций.

Спрос, предложение, равновесие.

Построение и анализ серии графиков в одной системе координат.

Составление и решение уравнений.

Определение наибольшего значения функции на отрезке.

Анализ функций.

Эластичность спроса и предложения.

Составление и решение уравнений и систем уравнений.

Планиметрия с тригонометрией.

Выручка, издержки, прибыль, рентабельность.

Составление и решение уравнений и систем уравнений.

Определение наибольшего значения функции на отрезке.

Банки: проценты по вкладам и проценты за кредит.

Составление и решение уравнений.

Прогрессии.

Показатели экономической динамики (приросты, темпы роста и прироста).

Составление и решение уравнений.

Темп инфляции; расчеты в текущих и приведенных ценах.

Составление и решение уравнений.

Сравнительное преимущество: обмен, внешняя торговля.

Составление и решение уравнений.

Конечно, приведенным списком возможности составителя задач не исчерпываются. Зачастую задачи не вписываются ни в предложенную выше, ни в какую-либо другую схему. Простор для творчества в области создания школьных экономико-математических задач огромен. Это творчество может оказаться полезным для тысяч учителей и для миллионов школьников.

Вернемся к вопросу о роли математики на уроках экономики. Экономика и математика связаны между собой уже тысячелетия. Само появление чисел, создание систем счисления и всего того, что ныне составляет основу математики, было вызвано к жизни задачами практики, производства, обмена и торговли. И по мере становления и развития математики укреплялись ее связи с экономикой. Поэтому неудивительно, что и современная экономика широко использует математические методы.

Взаимодействие математики и экономики приносит обоюдную пользу: математика получает широчайшее поле для многообразных приложений, а экономика - могучий инструмент для получения новых знаний.

Современная экономика с ее огромным количеством разнообразных взаимосвязей между основными ее структурами представляет широкую возможность для использования одного из основных понятий математики - понятие функции. Дело в том, что многочисленные величины, характеризующие экономические процессы, существуют не изолированно друг от друга, а, наоборот, очень тесно друг с другом связаны. Таковы цена товара и спрос на него, прибыль фирмы и объем ее производства, затраты ресурсов и объем выпуска продукции, размер кредита, выданного банком и плата за его использование, и т.д.

Во многих ситуациях, где возникают тесно связанные между собой переменные величины, как правило, найдется место для функции.

Удовлетворение неограниченно растущих потребностей людей происходит, в основном через производство, под которым мы понимаем процесс создания различных видов экономического продукта и материальных благ в том числе. Задача максимального удовлетворения потребностей человека приводит к тому, что все общество в целом, отдельное хозяйство и каждая семья должны выбирать наилучшие варианты хозяйствования, сопоставляя сегодняшние затраты труда с его результатами в экономической и социальной сферах.

Следует еще раз отметить одно очень важное обстоятельство: изучение элементов экономики, должно происходить в рамках стандартной программы по математике, соответствующей данному возрасту и не требовать привлечения нового математического материала.

Интегрированный урок

План урока.

Тема урока: Ценовая эластичность.

Цели урока:

Обучающая: изучение понятия эластичности спроса по цене, ценовые факторы, влияющие на изменение эластичности, вывод формул и практическое применение при решении задач.

Развивающая: развитие внимания, памяти, речи, логического мышления при решении задач, умения анализировать поведение продавца в условиях изменения цен и получения выручки.

Воспитательная: воспитание самостоятельности, коллективизма, ответственности, научного отношения к решению жизненных проблем в условиях рынка.

Оснащение урока:

1. Комплект формул.

2. Карточки-задания.

3. Информация на стендах.

4. Презентация (формулы, таблица соотношения цены и выручки, задачи).

Тип урока: интегрированный.

Межпредметные связи: математика, экономика.

Основные понятия для изучения: понятие ценовой эластичности спроса и предложения, коэффициент эластичности, эластичный и неэластичный спрос, изменение эластичности при наличии заменителей, необходимых благ, соотношения расходов в семейном бюджете и времени.

Ход урока

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

2. Изучение нового материала:

Понятие эластичности спроса по цене.

Факторы, влияющие на изменение эластичности.

Решение задач.

3. Закрепление нового материала. Проверка усвоения основных понятий темы.

4. Домашнее задание.

5. Подведение итогов урока.

План-конспект урока.

1. Понятие эластичности спроса по цене

На предыдущем уроке мы установили, что величина спроса на товар находится в обратной зависимости от цены. Допустим, произошло повышение цен на молоко и “Пепси-колу” в 2 раза. Но величина спроса на эти товары снизится в разной степени: от “Пепси-колы” покупатель быстрей откажется, чем от молока. Поведение покупателей в условиях снижения или повышения цен характеризуется показателем “ценовая эластичность”.

Ценовая эластичность - это степень изменения величины спроса на товар при изменении цены.

Количественное значение определяется коэффициентом эластичности, который показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса при изменении цены на 1%.

Ер =

Ep=; Ep=

Значение коэффициента эластичности изменяется относительно единицы:

Если Ер > 1, то спрос на товар эластичный, т.е. изменение величины спроса происходит в большей степени, чем изменение цены. Покупатель быстро реагирует на незначительное снижение или повышение цен. Например, увеличение цены на ювелирные изделия заставит покупателей отказаться от предметов роскоши.

Если Ер < 1, то спрос на товар неэластичный, т.е. изменение цены на товар происходит в большей степени, чем величина спроса. Покупатель слабо реагирует на незначительное снижение или повышение цен. Например, увеличение цены на хлеб не заставит покупателей отказаться от этого жизненно важного продукта.

Если Ер = 1, то эластичность считается единичной, т.е. величина спроса и цена изменяются в равной степени.

Эластичность в различных точках кривой спроса проиллюстрирована на плакате.

2. Неценовые факторы, влияющие на изменение эластичности

Наличие заменителей у данного товара. Если есть заменители, то спрос эластичный (мыло-порошок, автобусы - троллейбусы). Если нет заменителей - спрос неэластичный (электроэнергия).

Степень необходимости товара для потребителей. Жизненно важные товары - спрос неэластичный (продукты питания, жильё). Предметы роскоши (украшения, автомобили) - спрос эластичный.

Доля расходов на товар в семейном бюджете. Дешёвые товары (соль, спички, мыло) - спрос неэластичный. Дорогие товары (мебель, телевизор) - спрос эластичный.

Фактор времени. Спрос в долгосрочном периоде эластичен, т.к. люди постепенно находят заменители подорожавшему товару. Спрос, ограниченный коротким промежутком времени, неэластичен (цветы к празднику 8-ое Марта).

Информация об эластичности или неэластичности спроса на товар очень важна для продавца, т.к. от этого зависит размер выручки или дохода от продаж. Выручка подсчитывается умножением цены за единицу товара на количество проданного товара. Поведение продавца можно проанализировать при решении практических задач.

3. Решение задач на определение коэффициента эластичности

Задание №1. Соотношение цены и величины спроса задано таблицей. Определить коэффициент эластичности. Дать оценку действиям продавца.

Варианты

Цена за единицу продукции P

Объём продаж Qd

Выручка

P·Qd

Исходное положение

50 руб.

20 шт

1000 руб.

Измененное положение

60 руб.

15 шт.

900 руб.

Решение:

Ер = ; Ep =====1,25>1

Вывод: Спрос эластичный. Действие продавца не верное, т.к. в условиях эластичного спроса выгоднее снижать цену, а не повышать.

Варианты

Цена за единицу продукции P

Объём продаж

Qd

Выручка

P·Qd

Исходное положение

40 руб

20кг

800 руб

Измененное положение

45руб.

18 кг

810 руб

Решение:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.