Рефераты. Индивидуальное задание на уроках "Окружающий мир" как средство повышения качества знаний у младших школьников

Возможные ответы:

Все предметы, которые нас окружают, являются телами.

Тела различаются по форме, размеру, цвету.

Тела состоят из веществ

Разные по форме и размеру тела могут быть сделаны из одного и того же вещества.

Одинаковые по форме и размеру тела могут быть сделаны из разных веществ.

Многие тела состоят из нескольких веществ.

Вещества могут быть жидкими, твердыми, газообразными.

А сейчас проверим, как вы умеете различать тела и вещества. Каждая команда получит задание (2 минуты).

Таблица 2

Тело

Вещество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 группа.

Придумайте и запишите в таблицу 2, тела и вещества.

2 группа.

Запишите в таблицу тела и вещества, из которых они сделаны.

Стекло * железо * стакан * гвоздь * тетрадь * ручка * бумага * пластмасса.

3 группа.

Запиши, из каких веществ сделаны изображенные тела.

Таблица 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прежде чем мы перейдем к заполнению второй колонки, предлагаю посмотреть вам опыт (растворение марганцовокислый калия в воде)

- попробуйте объяснить что происходит, возможно ли было окрашивание воды, если бы она была сплошная.

Учитель: заполним вторую колонку, в ней напишем, что хотим сегодня еще на уроке узнать (1 минута)

Из чего состоят вещества?

Как называются эти частички?

Как они взаимодействуют в веществе?

Учитель: в ходе урока попробуем ответить на эти вопросы.

2. Стадия осмысления.

Время: 25 минут.

Цель: получение новой информации и первичная систематизация.

Прием: чтение текста с пометками, выполнение тренировочных упражнений.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Учитель: возьмите на столе листы с текстом и, читая его, сделайте пометки у каждого предложения условными значками:

V - это я уже знаю

+ - это я узнал сегодня

- - непонятно, хочу спросить

! - это интересно

(обозначения на доске)

Чтение с пометками 5-6 минут

Первичная рефлексия:

Учитель: давайте обсудим прочитанный текст и отметим в таблице то, что подтвердилось V, то что хотели узнать и узнали, отмечаем +, то что не узнали- отметим -.

Учащиеся дают индивидуальные ответы.

Вторичная рефлексия.

Возьмите листы с таблицей и заполните колонки, вписывая строение вещества. Работайте вместе с членами своей группы.

Заполнение маркировочной таблицы.

Маркировочная таблица:

Таблица 4

V

+

Тела состоят из веществ

Вещества состоят из молекул. Молекулы состоят из атомов

Вещества могут быть жидкими, твердыми, состоят из атомов, твердыми, газообразными

Промежутки у твердых веществ маленькие, у жидких - большие, у газообразных - очень большие

Обсуждение заполнения таблицы.

Физминутка: покажите, как расположены молекулы в твердых, жидких, газообразных веществах.

Учитель: приготовьтесь в группах ответить на вопросы задания. Для этого достаньте из конвертов листочки с заданиями и вопросами. Выполните задания, запишите ответы и определите, кто на какие вопросы будет отвечать.

На подготовку ответов 10 минут.

1 группа.

Задание 1.

Опыт: растворить кусочек сахара в воде.

Вопрос: почему становится невидимым кусочек сахара, растворенный в воде?

Задание 2.

Следуя алгоритму, проставь номера тел и веществ.

Задание 3.

Сделай модель молекулы углекислого газа.

2 группа.

Задание 1.

Опыт: заварить пакетик чая.

Вопрос: почему мы чувствуем запах вещества?

Задание 2.

Следуя алгоритму, проставь номера тел и веществ.

Задание 3.

Сделай модель молекулы воды.

3 группа.

Задание 1.

Опыт: окрашивание воды - растворить в воде каплю чернил.

Вопрос: о чем говорит распространение окрашивания в разные стороны?

Задание 2.

Следуя алгоритму, проставь номера тел и веществ.

Задание 3.

Сделай модель молекулы муравьиной кислоты

Следуя алгоритму, проставь номера тел и веществ.

1. Молоко 2. Камень 3. Капля ртути 4. Стекло

5. Растение 6. Глина 7. Кислород 8. Пузырёк воздуха

Рисунок 1.

Сделай модель молекулы

Рисунок 2.

Стадия рефлексии.

Время 10 минут.

Цель: систематизация информации.

Прием: постановка проблемного вопроса, составление кластера.

Форма работы: групповая.

Учитель: давайте наши знания попробуем показать на схеме строение вещества. Вещества состоят из молекул, молекулы из атомов. Посоветуйтесь в группах как это лучше сделать.

Итог урока: учитель отмечает группы, которые наиболее успешно работали, поощряя всех младших школьников класса.

Домашнее задание: стр.48-50, задание №2, №3.

Приложение Ж

Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению

Тема: Животный мир планеты Земля. Работа с детскими книгами о животных.

Цели:

Дидактические:

1) создать условия для расширения читательского кругозора учащихся через знакомство с творчеством писателей Евгения Ивановича Чарушина, Ивана Андреевича Куприна, Константина Паустовского, Виталия Бианки на материале их рассказов о животных;

2) содействовать закреплению и систематизации знаний о живой природе планеты Земля через работу с энциклопедической литературой;

3) способствовать познанию учащимися особенностей поведения диких и домашних животных и отношений человека с животными.

Развивающие:

1) стимулировать развитие познавательного интереса к животному миру, наблюдательности;

2) развитие навыков осознанного, выразительного чтения;

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию бережного, заботливого отношения к животным; воспитывать волевые черты характера.

Оборудование: книги о животных различных авторов, энциклопедии о животных, иллюстрации - фотографии животных.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Стимулирование учащихся на активную учебную деятельность

Учитель:

Я начинаю наш урок,

Надеюсь, он пойдет вам впрок.

Вы на уроке многое поймете,

И разум свой, конечно, разовьете

- Какие цели вы ставите перед собой на нынешнем уроке?

Примерные ответы детей:

- Хочу получить новую информацию о животных.

- Желал бы познакомиться с новыми авторами, которые писали книги о животных

- Мне интересно прочитать книги, которые написали наши ребята.

- Хочу поделиться с ребятами своими мыслями о природе

- Мне нравится свободная работа с энциклопедиями, когда мы

самостоятельно изучаем материалы о природе, и мне хотелось бы, чтобы на уроке была такая работа.

Учитель: Ребята, с каким настроением надо браться за работу, чтобы достигнуть положительных результатов? Давайте, определим свое настроение с помощью «кубика настроений».

Игра «Кубик настроений»

«Кубик настроений» представляет собой куб, выполненный из картона. Размеры ребер - 10 см. На каждой из граней этого куба имеются слова - определения положительного настроения, например: отличное, веселое, жизнерадостное и т. д. Учитель или ученик бросают кубик. Определяется то настроение, которое выпало на верхней грани куба)

ІІ. Актуализация ранее полученных знаний. Проверка усвоения знаний.

Работа организуется следующим образом: для проверки знаний, некоторым учащимся предлагается выполнить индивидуальные задания у доски, с остальными учащимися учитель ведет фронтальную беседу.

Учитель: Вспомните произведения, над которыми работали на предыдущих уроках литературного чтения?

Ответы детей: Это произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка: рассказ «Приемыш», сказка «Умнее всех», рассказ «Постойко» и рассказ А.И.

Куприна «Барбос и Жулька».

Учитель: Какой единой темой объединены эти произведения?

Ответы детей: Это рассказы о животных и их взаимоотношениях друг с другом и с человеком.

Учитель: Чем для вас были интересны и полезны прочитанные произведения?

Примерные ответы детей:

Необходимо рекомендовать детям начинать свои ответы следующими предложениями:

- Из рассказа «Приемыш» я узнал…

- Этот рассказ показал мне…

- После прочтения этого произведения я стал…

- Из сказки «Умнее всех» мне стало известно, что …

- Рассказ «Постойко» научил меня….

- Я считаю, каждый человек, прочитав этот рассказ задумается над тем, что....

Индивидуальные задания

Из каких произведений следующие герои: Индюк, Постойко, Гусак, Петух, Аргус, болонка, Андреевна, водолаз, Боря, Матрена, Утка, кучер, смотритель, Индюшка, куры, Еж, Барбос, горничная. Распредели их в ячейки таблицы в соответствии с названием произведения

«Умнее всех»

«Постойко»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Кто лишний в данном списке, подчеркни: Соболько, Тарас, Мамин-Сибиряк, лебеди, Приемыш, Иван Куприн.

3. Пронумеруй заголовки рассказа «Приемыш» согласно его сюжетной линии:

Появление Лебедя у Тараса

Прощание с Тарасом

Приемыш и стада лебедей

Приемыш и Соболько

4. Задание №3 из учебника «Литературное чтение» 3 класс, с. 49

После беседы учащиеся проверяют правильность выполнения индивидуальных заданий.

III. Сообщение темы урока, постановка учебных задач

Учитель: Спасибо, ребята за ваши умные ответы, за ваши неравнодушные сердца. Я рада, что уроки наши не проходят зря, вы открыты для познания мира. Я думаю, что человек, который внимательно всматривается в мир живой природы, старается понять законы, по которым природа существует, растит в своем сердце добро и любовь. А значит, есть счастливое светлое будущее у самого человека и у его дома, который мы называем Природа.

Отсюда и тема нашего урока: «Животный мир планеты Земля. Работа с детскими книгами о животных»

- Мы продолжаем знакомство с животным миром нашей планеты. И сегодня этому знакомству будут способствовать:

1) авторские произведений о животных;

2) энциклопедические материалы о животных;

3) ваши собственные книги о животных;

и, конечно, наши учебники: Литературное чтение и Окружающий мир.

IV. Работа по теме урока

1. Проверка домашнего задания. Анализ оформления и содержания книг о животных, созданных детьми. Чтение сочинений учащихся.

Учитель: Начнем с ваших собственных книг. Давайте обратимся к выставке этих произведений. Рассмотрите представленные книги. Можно ли по внешнему виду книг определить тему, которой они посвящены? Ответ обоснуйте.

Ответы детей

Учитель: Выберите книгу, которую вам бы хотелось прочитать, свой выбор поясните. Почему вы выбрали именно эту книгу?

Чтение текста одной из книг (по выбору учащихся) Составление отзыва о рассказе.

Учитель обобщает ответы детей: Если рассказ вам понравился, выразите свое настроение аплодисментами.

2. Краткий обзор авторских книг о животных.

Учитель: К уроку вы читали книги о животных различных авторов. Давайте сделаем выставку этих книг. Представляйте книгу и ее автора. Ваша задача запомнить фамилии писателей, которые в своем творчестве затрагивали тему «Животные».

Дети рассказывают о прочитанных книгах и размещают их на выставке

Учитель: Ребята, откуда вы брали информацию для своих книг?

Ответы детей

Учитель: Как вы думаете, чем пользуются писатели, откуда у них столько богатой информации о представителях животного мира?

Учитель (обобщая ответы детей):Прежде чем на свет появлялось новое произведение, каждый из писателей на время становился натуралистом, чутким наблюдателем за повадками, особенностями поведения, средой обитания животных. Писатели, которые пишут нам о животных, хотят, чтобы человек не был равнодушным, не был черствым по отношению к своим неразумным братьям, хотят, чтобы человек сохранял ту гармонию окружающего мира, которая существует в природе.

Сейчас я предлагаю вам оказаться в роли исследователей живой природы, а форма этого исследования - свободная работа с энциклопедическими материалами, с материалами учебника «Окружающий мир». Выбор материала состоялся. Прошу приступить к работе.

(Научно-популярные издания, энциклопедии, словари природы готовились к уроку детьми и учителем заранее. Детьми индивидуально был осуществлен выбор материала, с которыми они хотели бы работать. Суть работы состоит в том, чтобы выбрать информацию об одном из животных, творчески ее обработать и приготовить материал о животном для всех учащихся класса)

3. Работа учащихся с энциклопедическими материалами и материалами учебника «Окружающий мир» 3 класс

Физкультминутка (Минутка тишины)

Учитель:

К нам приходит тишина,

Нам сейчас нужна она,

В тишине мы отдохнем,

Отвечать теперь начнем

4. Проверка выполнения работы

Проверка осуществляется выборочно. Учитывается желание детей, представить подготовленный рассказ о животном.

V. Обобщение и систематизация изученного материала

Индивидуальная работа по предложенным тестам

1. Отметь верное

Животные - это живые организмы, т.к. обладают следующими признаками живого:

питаются,

дышат,

мыслят,

растут,

двигаются,

раздражаются,

развиваются,

создают предметы, необходимые для своей жизнедеятельности.

2. Отметь верное.

Выделяют следующие царства живых организмов:

бактерии;

грибы;

животные;

растения;

млекопитающие;

звери.

3. Распредели данных представителей на две группы:

1 группа - Растения,

2 группа - Животные:

Хвощи, папоротники, простейшие, кишечнополостные, моллюски, черви, иглокожие хордовые членистоногие, цветковые, водоросли, хвойные.

4. Распредели данных представителей на две группы

1 группа - Позвоночные животные,

2 группа - Беспозвоночные животные.

Рыбы, насекомые, раки, земноводные, птицы, пресмыкающиеся, моллюски, медузы, черви, млекопитающие.

Игра-соревнование «Кто больше животных знает» (Названия животных дети записывают в течении 1 мин.)

Взаимопроверка. Обсуждение результатов работы.

VI. Работа над новыми литературными произведениями.

Учитель: Молодцы, ребята, теперь я уверена, что вы действительно много знаете о животных. А узнаете ли вы, о каком животном идет речь в следующем рассказе?

1. Слушание. Учитель читает рассказ В. Бианки

2. Проверка восприятия текста

Учитель:

- О каком животном идет в рассказе речь?

- По каким признакам догадались? (Демонстрирует иллюстрацию)

3. Знакомство с некоторыми сведениями из биографии В. Бианки.

Виталий Бианки родился в Петербурге. От отца - ученого-орнитолога Виталий перенял талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира хранителя коллекций находилась прямо напротив музея, и дети - трое сыновей - часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Как хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных зверей. Настоящие были дома: в квартире хранителя расположился небольшой зоопарк. Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем. А своим главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки. Одну из них я вам сейчас прочитала.

4. Работа с детскими книгами о животных

Учитель: Далее нам предстоит окунуться в мир чтения. Сначала приготовим наш зрительный аппарат, проведем гимнастику для глаз.

(Гимнастика для глаз)

Учитель: Давайте прочитаем отрывок из рассказа И. Куприна «Ю-Ю». С каким и утверждениями людей автор не согласен, и, в чем пытается убедить своих читателей автор данного произведения?

Ответы детей.

Выборочное чтение.

VII. Подведение итогов урока

Учитель: Наш урок подошел к концу. Выполнены ли задачи, которые мы ставили перед началом урока.

Учитель оценивает работу детей. Дети анализируют свои достижения.

1. Рефлексия

Учитель: Сохранилось ли у вас то настроение, с каким начинали работу? Если да, давайте поблагодарим друг друга аплодисментами.

2. Домашнее задание

Учитель: Какое задание, связанное с темой сегодняшнего урока, вы бы хотели выполнить. Запишите его.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.