Методы и приемы педагогического воздействия
Методы перевоспитания
Назначение
Конкретные
способы и приемы
Переубеждение
Коренное изменение оправдательных мотивов неправильного поведения, формирование социально ценных
Общественное мнение, переубеждение словом, делом, примером, создание социально ценного индивидуального жизненного опыта
Переучивание
Устранение отрицательных привычек, нездоровых потребностей, неправильных действий. Изменение жизненного опыта
Запрет, контроль, проверка выполнения требований, включение в активную социально ценностную деятельность, поддержка положительных проявлений
Взрыв
Разрушение отрицательных качеств, негативного стереотипа поведения
Нагнетание отрицательных переживаний до предела, доведение до абсурда негативного в поведении подростка
«Реконструкция» характера
Внесение определенных корректив в духовный мир ребенка, сохраняя ценное, устраняя отрицательное
Система перспектив, выделение ведущего положительного качества, составление программы реконструкции
Переключение
Изменение направленности, переориентация на следование положительному примеру
Методы и приемы организации социально ценной деятельности
Поощрение и наказание
Стимулирование положительного поведения, сдерживание отрицательного
Система поощрений и наказаний с поправкой на трудновоспитуемость
Самоисправление
Развитие активности подростков в перестройке и переделке своего характера
Самоанализ, самооценка, самоприучение, самоупражнение, самоосуждение, самонаказание
Разумеется, работа с запущенными в воспитательном отношении детьми представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения. Но результат обычно целиком оправдывает затраченное время и силы. При этом всегда надо помнить: легче предупредить возникновение отрицательных привычек и проявлений личности, нежели потом ликвидировать уже укоренившиеся привычки и проявления, корригировать личность. И если мы сумеем правильно поставить воспитательную работу со школьниками с первых дней их пребывания в школе и нейтрализовать отрицательное (в иных случаях) влияние семьи, то не будет ни трудных детей, ни неудач, ни провалов в деле формирования личности.
2.2. Анализ опытной работы по индивидуализации воспитания старшеклассников
Экспериментальная работа проводилась с целью рассмотрения динамики изменения некоторых нравственных качеств тогда, когда проводится специальная индивидуализированная работа. Экспериментальная работа заключалась в том, что после проведения диагностики были продуманы дела коллективные и личностные с целью повышения уровень выбранных качеств. Опытная работа по индивидуализации воспитания осуществлялась в школе № 30 в 9Д классе. Опытная работа проводилась в несколько этапов. Первым этапом была диагностика уровня воспитанности учащихся с позиции изучения их индивидуальных особенностей. Вторым этапом опытной работы было проведение специальных дел по самопознанию каждого школьника, коллективных дел и использование различных методов индивидуализации воспитания. Третьим этапом была проверка результатов проведенной работы.
1 этап. Коллективу класса можно дать следующую характеристику. Класс состоит из 26 учащихся, 13 девочек и 13 мальчиков, возраст 15 лет, второгодников нет. Класс сформирован с 5 класса, классный руководитель не менялся. В классе можно выделить 5 микрогрупп. В каждой примерно одинаковое количество человек. В основном во всех группах дети одного пола. Данные группы можно увидеть путем наблюдения за классом. Класс не является конфликтным, но бывают ссоры, взаимопомощь бывает в классе только тогда, когда об этом просят, на лодырей и нарушителей дисциплины не обращают внимания, к ним равнодушны.
Характеристика составлена по методике изучения коллектива школьников и изучению уровня воспитанности.
Наряду с изучением коллектива мы выделили нравственные качества отдельных учащихся:
- старательность
- честность
-дружелюбие
- воспитанность
- аккуратность
Из исследуемого коллектива выделили 6 учащихся: Куклин Павел, Пушкарев Максим, Карабалинова Маргарита, Вьюгова Анна, Лупул Оксана, Бородина Екатерина.
У этих же учащихся были выделены следующие способности: сообразительность, талант, ум, спорт. Среди мотивов, ориентирующих деятельность личности данных учащихся, можно назвать целеустремленность, уверенность в себе, инициативность, взаимопомощь, настойчивость, трудолюбие.
Далее был изучен уровень воспитанности школьников. При этом использовались методики по изучению особенностей взаимоотношений с родителями, по изучению взаимоотношений в коллективе и мнения родителей о своих детях. Кроме того, использовались методики из научно-методического сборника под редакцией А.В. Гаврилина и Л.И. Новиковой «Личность в воспитательной системе школы»
Ф.И. уч-ся
Отношение к труду
Отношение к дружбе
в кл. кол.
Отношение к этическим нормам
Отношение к людям
Бородина Е.
высокий
средний
Васение П.
Вьюгова А.
низкий
Злобин А.
Карабалинова М.
Казакова Е.
Кислицын А.
Куклин П.
Лаптев А.
Лупул О.
Малекина В.
Михалкин Г.
Норкин М.
Пинегина Е.
Пузанков С.
Пушкарев М.
Репин М.
Урванцева Н.
Федосимова К.
Фирюлина Н.
Чаплыгин Ф.
Шалагинова Н.
Шило Н.
Шурыгина А.
Шпанцев А.
Юферев С.
Высокий
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10