Рефераты. Игрушки (промышленные товары)

7) Игрушки, способствующие социально-личностному развитию

Эта главная для дошкольного возраста линия развития осуществляется главным образом в ведущей деятельности этого периода - сюжетно-ролевой игре.

Воображение. Для осуществления этих видов игры нужны: «признаковые» игрушки, открытые для фантазии ребенка, и допускающие различные названия и способ использования (способные служить заместителями разных предметов и персонажей); простые маленькие куколки (пупсики, солдатики); куклы неопределенного пола и возраста (без лица); пальчиковые куклы и куклы для театра; мелкие фигурки животных (мягкие и пластичные); предметы неопределенного назначения (брусочки, шарики из разного материала, кусочки ткани).

Произвольность. Для этих видов игр нужны: наборы кукол разного пола и размера; кукольная мебель, посуда, одежда; наборы для игры в доктора, парикмахера, магазин и пр.; детали костюма и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и повязка врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочки и пр.); транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить); куклы и утварь для игры в семью; атрибуты для игры в парикмахера, доктора и пр.; настольно-печатные игры; дидактические игры разных видов, адекватные возрасту.

Общение. Это так называемые «Игрушки-подружки», способные стать любимыми: куклы и животные с привлекательной внешностью и яркой индивидуальностью: плюшевые мишки, киски, собачки, куклы небольшого размера и с выразительной, художественной внешностью, удобные для действий ребёнка и легко «одушевляемые».

Приобщение к общественной жизни. Наиболее типичной для дошкольника формой приобщения к общественной жизни является участие в праздниках. Участие в праздниках связано с многочисленными праздничными атрибутами, к которым относятся: елочные украшения, флажки, шарики, свистки, трещотки, колпачки, шляпки, гирлянды и пр.

Весьма полезными могут быть также игрушки, отражающие различные моменты окружающей взрослой жизни: куклы в разных костюмах, соответствующих разным ситуациям, атрибуты разных профессий и труда взрослых, модели современных технических средств, игрушечные машинки разных типов и др.

4 Выбираем игрушку

Подбор игрушек - дело серьёзное и ответственное. От его успеха зависит настроение ребёнка и прогресс в его развитии. Однако, как правило, развивающие возможности игрушки, её педагогическую «полезность» родители либо вовсе не учитывают, либо целиком доверяются прилагаемой аннотации, в которой производитель пишет всё, что хочет. При выборе игрушек важно учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект для развития ребёнка.

Оценивая игрушку, необходимо опираться на следующие критерии:

1. Первым и необходимым требованием к игрушке является её потенциальная возможность стать предметом соответствующего действия (деятельности) ребёнка. Выбирая забаву для ребенка, нужно представить, что Ваш ребёнок будет с ней делать.

2. Для того, чтобы игрушка стимулировала осмысленную детскую активность (т.е. способствовала развитию), она должна отвечать интересам ребёнка, соответствовать его потребностям, быть увлекательной и привлекательной. Соответствие интересам и смыслам самого ребёнка - важнейшее требование к игрушке, которое, собственно и делает её игрушкой. Только в этом случае она вызовет желание действовать с ней. В то же время, действуя с игрушкой, ребёнок реализует какой-либо способ игровых действий, что отвечает задачам развития.

3. Чтобы игрушка несла свою развивающую роль, она должна быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребёнка. Предметы, предполагающие, пусть и полезные, но только стереотипные, однообразные действия могут стать материалом для упражнений, тренировок, но не игры. Если материал детской игры будет хотя и привлекательным, но жёстким, предполагающим строго определённый способ употребления (как например заводные, механические или некоторые электронные игрушки), то игра будет просто упражнением или времяпрепровождением, но не образовательной активной, творческой деятельностью.

Чем более определённой и завершённой является игрушка, тем меньше она оставляет простора для детского творчества. Сложные и завершённые игрушки предопределяют характер детских действий и приковывают ребёнка к известным стереотипным движениям. Игрушки более простые и менее определённые допускают широкий спектр игровых действий. Соответственно, материал игры должен быть достаточно простым и вместе с тем гибким, допускающим усложнение, вариативность и упрощение поставленных задач. Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена игрушки как мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте, чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций и не могут наскучить ребёнку. Следовательно, открытость для разнообразных действий, гибкость и простота - важное требование для хорошей, развивающей игрушки. Таким образом, действия ребёнка с игрушкой должны соответствовать возрасту, задачам развития и быть осмысленными и вариативными.

4.1 Критерии отбора

1. Простота и доступность. Иногда взрослым кажется, что чем больше разных свойств и качеств содержит игрушка, тем лучше. К примеру, пластмассовый слоник на колесах, который одновременно и паровозик, и телефон. Казалось бы, такая универсальная игрушка открывает самые разнообразные возможности для деятельности ребенка. Но -- подобное «разнообразие» лишь дезориентирует малыша. Он не знает, что нужно делать-- возить слоника, кормить его или разговаривать по телефону. Причем, полноценно выполнить все эти действия невозможно. На таком слоне ничего не перевезешь -- на него ничего не положишь и никого не посадишь, телефонная трубка все время падает, да и слоном его считать не совсем правильно, ведь это все-таки телефон, причем, на колесах. Гораздо полезнее в этом отношении было бы «разъединить» функции и предложить ребёнку три разных и понятных по своему назначению и по способу действия предметы.

2.Стимуляция активных действий. «Полезность» игрушки -- далеко не единственный критерий оценки. Она обязательно должна приносить малышу радость и удовольствие. Соответствие интересам самого ребёнка -- важнейшее требование к игрушке, которое, собственно и делает её игрушкой. Однако главным привлекающим фактором для ребёнка является возможность что-либо с ней делать. Только в том случае, если она вызывает желание действовать с ней (разбирать и собирать, передвигать различные части, возить, извлекать новые звуки), малыш хочет скорее взять её в руки и начать игру.

Кроме того, развивающая роль игрушки заключается в ее способности быть не просто привлекательной, но и открытой для разнообразных форм активности ребёнка. Игра -- это сфера образов, условностей, скрытых возможностей. Это, прежде всего, проба своих способностей и выяснение свойств предмета, с которым играешь. Если же в игре с тем или иным предметом предполагается строго определенный способ употребления (как, например, заводные, механические или некоторые электронные игрушки), то игра будет просто упражнением или времяпрепровождением, но не образовательной активной, творческой деятельностью. Игрушки более простые и менее определённые допускают широкий спектр игровых действий. Таким образом, открытость для разнообразных действий, гибкость и простота -- важное требование для хорошей игрушки.

3. Поощрение самостоятельности. Игровые действия ребёнка должны быть самостоятельными. Возможность или невозможность самостоятельного действия зависит от некоторых незначительных и незаметных для взрослых деталей. Например, типичная и очень интересная для маленьких детей коробочка с сюрпризом: стоит нажать на кнопку, как из коробочки выскакивает зайчик или котёнок. Но всё дело в том, где расположена эта кнопочка. Если она находится сверху (и нажимать нужно вниз) -- всё в порядке, малыш будет самостоятельно с удовольствием играть и радоваться внезапному выпрыгиванию зайчика. Но если эта кнопочка помещена спереди, и для её нажатия необходимо удерживать коробочку другой рукой (иначе она сдвигается назад) самостоятельная игра для ребёнка становится невозможной -- необходима помощь взрослого, который удерживает коробочку или сам вызывает появление зайчика.

Наличие не только «загадки», но и подсказки, вызовет интерес и желание действовать. Предмет игры выбран правильно, если он содержит понятные ребенку ориентиры для его самостоятельной деятельности. В качестве примера можно привести такие известные народные игрушки как пирамидки, матрёшки, вкладыши, которые сами «подсказывают» правильный способ действия.

4. Этика, эстетика, культура. К социальным особенностям игрушки относится, прежде всего, этический аспект, который наиболее тесно связан с её воспитательной функцией. Игрушка должна по возможности вызывать добрые, гуманные чувства.

Важный момент в оценке игрушки -- её связь с окружающей общественной жизнью. Показательно, что игрушки каждого поколения детей существенно различаются (в особенности куклы, бытовая утварь, транспорт). Очевидно, что, пользуясь ими, дети осваивают различные общественные модели. Через игру дошкольники привыкают к орудиям труда, предметам домашнего обихода, мебели, одежде, машинам, принятым в современном для них обществе. Поэтому «современность» игрушки, её способность воплотить в себе и передать детям «дух своего времени», должны учитываться при оценке.

Кроме того, важным достоинством игрушки является её связь с культурными традициями своего народа. Особенно богата в этом отношении отечественная традиция (дымковская, гжельская, сергиево-посадская деревянная игрушка). И, конечно же, важно оценивать технические качества игрушки. На первый план здесь выходят прочность и безопасность.

Таковы самые общие требования, которые необходимо учитывать при выборе игрушки для ребёнка.

4.2 Мягкая игрушка

Пожалуй, самым популярным и распространённым видом детских игрушек является так называемая мягкая игрушка, т. е. изображения различных животных (мишек, собачек, белочек и пр.), сделанные из мягкого материала (плюша, ваты, паралона и пр.) Такие игрушки принято дарить детям на праздники, ими украшают комнату. Игрушечные прилавки и детские комнаты обычно завалены всевозможными зверями - огромными (буквально с человеческий рост) и крохотными (с напёрсток), пушистыми и гладкими, звучащими и молчащими, страшными и симпатичными, гибкими и твёрдыми. Среди этих игрушечных животных можно обнаружить, наверное, всех представителей фауны земного шара. Помимо традиционных мишек и кисок появилось значительное число экзотических видов - громадные бегемоты, плюшевые крокодилы, тряпочные змеи, страшные пауки, и обаятельные динозавры - всех не перечислить.

Как выбрать среди этих звериных залежей то, что нужно конкретному ребёнку? Для ответа на этот вопрос недостаточно ориентироваться только на привлекательность и внешнее обаяние пушистого зверя. Конечно же, многие плюшевые мишки или собачки очень милы и могут украсить любое помещение. Часто такие зверята становятся любимцами не только детей, но и взрослых - их носят и возят с собой в качестве амулетов и дарят в качестве сувениров. Но мягкая игрушка для ребёнка, даже если она очень приятна на вид - не только украшение, сувенир или амулет, но, прежде всего, игрушка, т.е. предмет и средство игры. Значит, чтобы выяснить ценность того или иного плюшевого зверя, важно понять, как дети играют с мягкими игрушками, и какую роль они играют в жизни ребёнка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.