Психологи отмечают, что речь развивается лучше во время деятельности. Малыш, научившись ходить, может выполнять все больше действий. Он строит башни из кубиков, нанизывает кольца на пирамидку, вкладывает коробочки одна в другую, собирает и разбирает матрешку. В процессе действий с игрушками ребенок усваивает их названия и названия действий, которые можно с помощью этой игрушки производить. Поэтому детям раннего возраста больше подходят игрушки, развивающие простейшую конструктивную деятельность: крупные разноцветные кубики, легкие в сборе пирамидки, состоящие из нескольких колец; вкладывающиеся друг в друга коробочки разного размера и др. подобные игрушки, с которыми можно что-то построить, составить, перестроить.
Летом во дворе ребенок играет с песком: насыпает и высыпает песок совочком, лепит пирожки, с помощью формочек выкладывает из песка различные фигурки. Все эти действия, игры будут способствовать не только развитию моторики, но и речи, особенно, если рядом будет находиться взрослый, который прокомментирует все действия ребенка: насыпал, высыпал, налил, вылил, перелил.
Игрушка -- способ привлечения внимания ребенка, попытка вызвать у малыша направленный взгляд на новый для него объект (это может быть деревянная ложка, пустая банка, мамины бусы, яркий платок). Следуйте за направлением внимания малыша. Самые простые предметы могут превратиться для него в занимательную игрушку.
Особую роль в развитии малыша играют обучающие (дидактические) игрушки. Дидактические игрушки используют для развития и обучения ребенка. К сожалению, сейчас обучающие игрушки стоят дорого, а для полноценного развития малыша играть в них нужно часто.
В дошкольный период игра является основным источником познания и развития. Игра для ребенка - это не просто времяприпровождение, это способ существования. В игре осваиваются правила человеческого общения, основные умения и навыки. А игрушка для ребенка - с одной стороны это средство самовыражения, с другой - определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Ребенок не способен воспринимать игрушку неэмоционально, он пропускает через себя образ той игрушки, с которой играет. И поэтому очень важно обращать внимание на то, что она собой представляет и какие качества может сформировать.
И помните, детям важно, чтобы взрослые время от времени играли вместе с ними. У ребенка подчас не хватает фантазии, чтобы придумать новые игровые действия с любимыми игрушками, и он начинает скучать. Вот тут-то и должна вмешаться мама, предложив устроить кукольный день рождения с угощением для всех кукол, или игру «в зоопарк», в которой примут участие все мягкие игрушки.
Сколько бы ни было игрушек у вашего ребенка, и какими бы разнообразными они ни были, ваша задача - научить ребенка играть и через игру развивать собственный интеллект.
Когда покупаете игрушку, остановитесь, подержите ее немного в руках и подумайте, что будет чувствовать Ваш малыш, когда будет играть.
3 Игрушки в разные периоды жизни ребенка
Первый год жизни - это наиболее интенсивный период развития человека. За первые 12 месяцев ребёнок осуществляет огромный скачок в своём развитии, в котором можно выделить 3 качественно различных периода.
Первый период - новорожденность - занимает первый месяц жизни ребёнка. В конце первого месяца появляется зрительное сосредоточение на лице взрослого и обращённая к нему улыбка. Второй период продолжается от 1 до 6 месяцев. В конце этого периода возникают первые активные действия ребёнка, направленные на предмет. Третий период занимает вторую половину первого года жизни (примерно от 6 до 12 мес.). В этом возрасте у ребёнка формируется яркий интерес к предметам, он стремится активно манипулировать ими и на положение ведущей выходит манипулятивная деятельность с предметами. Общение со взрослым становится деловым - малышу нужны не только ласковые слова и внимание взрослого, но и игрушки и совместные игры. Каждый из этих периодов требует своих игрушек.
1) Игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию. Уже с 2-х месяцев для младенца возможно и весьма полезно взаимодействие с «заместителем человека и животных». Игрушки, обеспечивающие эту линию развития должны воспроизводить реальное лицо человека, по возможности привлекательное, выразительное или стилизованное. Прежде всего, это самые разные куклы определённого типа и размера. Подходят также игрушки, передающие внешний облик животного или птицы - пластиковые или мягкие игрушки (собачка, кошка, мишка, петушок и др., в том числе со звуковым эффектом). Очень хорошо подвешивать над кроваткой шарик с изображением лица или показывать такую же игрушку на стержне.
2) Игрушки, способствующие познавательному развитию. Для этого нужны яркие, динамичные предметы, вызывающие зрительное сосредоточение, удивление, интерес - это могут быть подвесные игрушки: объемные фигурки, погремушки, карусель музыкальная с 3-4 различными игрушками, колокольчики, бубенчики, «турничок». В 4-5 мес. они начинают специально тянутся к ним и вызывать их движение (или звук). С возрастом их движения становятся всё более энергичными и целенаправленными - малыш с удовольствием стучит по погремушкам и наслаждается производимым эффектом.
Формирование согласованности восприятия и действия (руки и глаза) происходит в простых действиях (ребёнок хватает доступные предметы, стучит ими, трясет и катает, перемещает подвижные части). Для этого нужны: простые погремушки прозрачные и с перекатывающимися шариками цветные (жёсткие и мягкие), колокольчики для раскачивания, геометрические формы - шары, кубы.
Для более сложных действий полезны игрушки, составленные из двух объектов, требующие координации рук: погремушки и игрушки с подвижными частями, игрушки с кнопками, со звуковым или световым эффектом, игрушки комбинированные с липучкой и с зеркалом, игрушки с наполнителем (горошком, шуршащей бумагой), открытые коробки с кубиками и шариками для вынимания и вкладывания, игрушки-вкладыши (по 2-3 формочки с явными различиями в размерах).
3) Игрушки, способствующие развитию моторики и движений. Это могут быть: мячи - резиновый, большой надувной; прозрачный и перекатывающимися внутри шариками; из мягкого материала с мелодией; надувные цилиндры для отталкивания ножками, кольца и специальные игрушки для кусания.
На втором году жизни взрослый становится для ребёнка образцом человеческих предметных действий. Общение со взрослым уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, выполнение одного и того же дела. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. Это уже не просто неспецифические манипуляции с вещами, а предметная деятельность, связанная с овладением культурными способами действий с предметами. Очевидно, что для такой деятельности нужны специальные игрушки.
4) Игрушки, способствующие познавательному развитию ребёнка
Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых: становление орудийных действий, развитие наглядно-действенного мышления, развитие познавательной активности, формирование целенаправленности действий ребёнка. Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.
Орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи - ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов: совочки, лопаточки, метелочки, грабельки, сачки для «вылавливания» игрушек из ванны, удочки с магнитом для «ловли рыбок», игрушечный телефон, часы, сумочка и пр. кукольная утварь.
Наглядно-действенное мышление. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. К этому типу относятся традиционные народные и автодидактические игрушки, т.е. сами подсказывающие способ игры. Это: пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу, вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания матрёшки - 3-4 местные, столики с отверстиями, колышки, крупные пазлы и мозаики, кубики крупные пластмассовые и деревянные, шнурок и бусины для нанизывания и т.д.
Познавательная активность. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия, и сюрпризный момент. Это могут быть: коробочки с секретом; детские музыкальные центры; механические игрушки; клавишные игрушки; игрушки с сюрпризом, требующие установление связи между своим движением и появлением чего-то нового, материалы для игр с водой и песком: брызгалки, формочки, совочки и пр.
Целеустремлённость и настойчивость. Для осуществления подобных действий подходят следующие игрушки: фигурные пирамидки, предполагающие создание какого-либо объекта - собачки, ёлочки, снеговика и пр., пособия, предполагающие составление изображения из нескольких частей (кубики, разрезные картинки и др.), составные игрушки - машинки, домики и пр., строительные наборы, бусы для нанизывания, шнуровки и застёжки.
5) Игрушки, способствующие социально-личностному развитию
Данное направление представлено главным образом развитием речи как основного средства общения, и процессуальной (предметной) игры, подготавливающей появление ролевой.
Речевое развитие. Игровые пособия, способствующие речевому развитию, должны давать материалы для узнавания, понимания и называния каких-либо предметов, действий или сюжетов. Это могут быть: картинки с изображением животных и людей, сюжетные картинки с изображением действий, наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей, элементарные виды детского домино и лото, последовательности картинок, изображающие сюжеты детских сказок, наборы фигур (деревянные или картонные), изображающие персонажи известных сказок, игрушечный телефон.
Предметная (процессуальная) игра. Игра ребёнка раннего возраста осуществляется с реалистическими игрушками, моделирующими знакомые ребёнку предметы. Это, прежде всего куклы, среди которых могут быть: тряпичные - гибкие, (высота - 30 - 40см), пластиковые - гибкие, кукла-голыш с набором одежды, кукла в одежде, маленькие «пупсики» в разных позах.
Для игры в куклы маленькому ребёнку нужна кукольная утварь: набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюльки и пр.), мебель и оборудование для кукол (кроватка, ванночка, стульчик), «продукты питания» - наборы овощей, фруктов, «предметы гигиены» для кукол - расчёски, щётки, мыло и пр., игрушечные животные - маленькие и средних размеров с выразительной внешностью.
Наряду с реалистическими игрушками нужны предметы неопределённого назначения, например, шарики, колечки или брусочки разных цветов и размеров, кусочки ткани или паралона и пр.
6) Игровые пособия, способствующие физическому развитию. Это: мячи (разных размеров), обручи, спортивное оборудование (качели, горки, кольца, лесенки, шведская стенка), скамеечки для ходьбы, коврики с разной поверхностью.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5