Результаты контрольного эксперимента в контрольной и экспериментальной группах отражены в секторной диаграмме.
- высокий уровень, - средний уровень, - низкий уровень
Динамика сформированности экологической культуры у детей экспериментальной группы отражена в столбиковой диаграмме:
Сравнительный анализ показателей обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы в ходе эксперимента значительно повысился уровень сформированности экологических знаний. Количество детей с высоким уровнем развития возросло в 4 раза. (В экспериментальной группе по завершению исследования уже 4 ребёнка имели высокий уровень развития, а вначале был 1 ребёнок). Средний уровень возрос в 1,5 раза. Стало 6 детей, а было 4. Детей с низким уровнем не стало вообще.
В контрольной группе также можно наблюдать небольшой прогресс, но он не настолько ощутим. С высоким уровнем развития как был, так и остался один ребёнок. Со средним уровнем развития количество детей возросло в 1,2 раза (было 5 человек, стало 6). С низким уровнем развития уменьшилось лишь в 1,3 раза, было 4 человека, стало 3.
В процессе работы в экспериментальной группе были замечены следующие изменения:
- дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно- следственные связи в природе;
- у них возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них;
- появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленные на сохранение ценностей природного мира.
Дети стали добрее, научились сопереживать, радоваться, волноваться, овладели навыками ухода за животными и растениями.
Заключение.
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством и проблема экологической культуры, духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью.
Воспитание экологической культуры включает в себя следующее:
- надлежащее отношение к окружающей природе, правильное понимание и видение;
- гуманное отношение к природе (нравственное воспитание).
Гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир уникален и неповторим. Он нуждается в нашей заботе. Это отношение и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка.
Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем. А то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны её беречь и заботиться о ней, уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых.
Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает её разрушения и загрязнения. Иными словами экологическая культура рассматривает совокупность взглядов на природу и осознанное отношение к ней, в надлежащем поведении и во всей практической деятельности.
При формировании экологического сознания и экологической культуры у детей дошкольного возраста большую роль имеет игра.
Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями. Взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие.
Игра - это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения соответствующих различным ситуациям людей поведения. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.
В игровой деятельности дети усваивают правила поведения в природе, нравственные нормы, развивается ответственность, бескорыстная помощь и сострадание.
Важную роль играет коллективная игра. Это дает воспитателю возможность сделать диагностику отношений детей к природе. к другим детям, к взрослым, а также условия для понимания степени сформированности этических качеств личности.
В игре, примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствует развитию у ребенка экологической этики.
Среди воспитательных задач, которые решают педагоги с помощью игры, немаловажное значение имеет создание благоприятных психологических условий для погружения в мир природы.
Таким образом:
· В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умения и желание активно беречь и защищать природу;
· Игры помогают ребенку увидеть неповторимость не только определённого живого организма, но и экосистему, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой системы, так и за её пределами.
· В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Библиография
1. Азаров Ю.П. Игра и труд. - М.: Знание, 1973.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.
3. Байкова Л.А. Технология игровой деятельности. - Рязань, 1994.
4. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983.
5. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. -М.,Просвещение, 1973, с.44
6. Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей. - Дошкольное воспитание, 1965, № 5
7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956
8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.
9. Геллер Е.М. Наш друг - игра. - Минск: Народна асвета, 1979.
10. Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. - М.: Педагогика, 1971.
11. Гайдамак А. Социально-экологический идеал // Дошкольное воспитание, 1990, № 1, с. 71
12. Гиляров А. Человек и животные. Этика отношений // Наука и жизнь, 1976, № 12, с.132
13. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. - М., 1967.
14. Как знакомить дошкольников с природой /Под. ред.. П.Г. Саморкуовой.- М., просвещение, 1983, с.42, 74
15. Лихачёв Б.Т. Экология личности / Педагогика.- 1993, № 2, с.19-21
16. Локк Дж. Мысли о воспитании // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. - М., 1974, с.86
17. Николаева С.Н., Комарова И.А.. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Изд. ГНОМ и Д, 2003. - 100 с. - 8 п.л.
18. Николаева С.Н.. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., перераб. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 224 с. - 14 п.л.
19. Николаева С.Н.. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. - М.: Новая школа, 1996. - 51 с. - 2,5 п.л.
20. Николаева С.Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу. / Начальная школа. - М.,1993, 9. - С. 6-11.
21. Никандров Н.О. О новых учебниках природоведения. / Начальная школа. - М.,1993, 9. - С. 72-74.
22. Новосёлова С.Л. Истоки: Базисная программа развития ребёнка-дошкольняка. - М., 1997.
23. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. - М.: Изд. «Просвещение»,1990. - 112с.
24. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. - Избр. Произв. М., 1953
25. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.,1982
26. Эстетическое воспитание в семье. М., 1963.
27. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М.: Знание, 1999. - с. 28.
28. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экология /Авт. Сост. Чижевский А.Е. М.: «Издательство АСТ-ЛТД», Олимп, 1988, с.
Приложения
Приложение
Тематика экологических игр
Содержание экологического об-разования, позволяющее знакомить детей с объектами и явлениями живой и неживой природы, их многообразием и доступными для восприятия дошколь-ника связями и отношениями, является основанием для использования игр по следующим темам.
«Где живая и неживая природа?».
«Соседи по планете» (живая природа).
«Кто с кем дружит», «Кто кого боится».
«Кому где нравится», «Кто где живет».
«Что где растет».
«Кому что нужно».
«Что такое?», «Кто такой?».
«Почему так бывает?» (связь живой и неживой природы).
«Почему мы такие разные?».
«Как можно и как нельзя» (пра-вила поведения в природе).
«Мы все нужны друг другу».
«Природное -- рукотворное».
*Угадай, какой ты зверь»
Дидактическая задача. Уточнить и закрепить знания детей об особенно-стях внешнего вида, повадках, приспо-собленности животных к окружающей среде; учить классифицировать живо-тных.
Оборудование. Картинки с изображе-нием животных.
Игровое действие. Отгадать, какое животное изображено на картинке.
Игровое правило. Отвечать на вопро-сы, которые помогают ребенку выяс-нить, «какой он зверь», можно только «да», «нет», «может быть».
Ход игры. Воспитатель прикрепляет на спину ребенку картинку с изображе-нием животного. Затем предлагает всем детям посмотреть, каким «зверем» он стал. «Зверь», задавая вопросы, касаю-щиеся внешнего вида животного, осо-бенностей его движения, повадок, сре-ды обитания, пытается выяснить, кто он.
Игра повторяется несколько раз с заменой картинки, изображающей жи-вотного, и заменой отгадывающего ре-бенка.
Игру можно варьировать, предлагая детям картинки с изображением птиц, рыб и других представителей фауны, постепенно подводя их к выделению характерных признаков различных групп животных.
Усложняя игру, можно исключить наглядность (картинку) и предложить отгадывать «на основе представлений».
«Грибная полянка»
Цель. Закреплять знания о дарах природы (о съедобных и несъедобных грибах), выяснить, в каких именно мес-тах в лесу растут грибы; проводить ра-боту по словообразованию (под бере-зой - подберезовик, под осиной - подо-синовик); формировать умение нахо-дить съедобные грибы по дидактичес-кой картине, видеть красоту осеннего леса; воспитывать эстетическое вос-приятие окружающего мира.
Материал. Большая дидактическая картина с изображением осеннего леса, нарисованные грибы большого форма-та, вставленные в картину, корзинки, сделанные из цветной бумаги, костюм Гриба-лесовика.
Эту игру можно проводить после за-нятия по конструированию, на котором дети сделали из бумаги корзиночку.
Правила. В лес идти только с корзиночкой. Собрать не меньше трех грибов (об-ращаем внимание на то, что грибов одно-го вида на дидактической картине долж-но быть несколько, если один грибник на-шел, например, белый гриб, то и другим предоставляется возможность найти та-кой же). Гриб-лесовик награждает детей красными картонными кружочками за каждый правильно названный гриб или за интересный красочный рассказ о гри-бах: победителем считается тот, кто в про-цессе игры наберет больше кружков.
Ход.
Воспитатель. Сегодня мы с вами пойдем в сказочный осенний лес за гри-бами. Пойдем? (Да.) С чем нужно ходить в лес за грибами? (С корзинкой?) Возь-мите свои «корзиночки», оденьтесь по-нарошку. Все готовы? (Под музыку идем «в лес». На стене висит большая карти-на с изображением осеннего леса.) Вот мы и в лесу. Как хорошо здесь! Посмот-рите, каким красивым убранством встречает нас лес! Подумайте, как мож-но его красоту описать словами.
Пока дети думают, воспитатель или его помощник могут переодеться в костюм Гриба-лесовика (так, чтобы дети этого не видели). Дети могут вы-сказывать свои впечатления воспита-телю. Вдруг появляется Гриб-лесовик.
Гриб-лесовик «Здравствуйте, дети! Вы в гости ко мне пожаловали?» (Ответы) «Вам нравится мой лес? Чем он вам нра-вится?» (Дети высказываются, старают-ся употреблять как можно больше об-разных выражений?) Почему вы пришли в лес с корзинками? (Потому что мы пришли собирать грибы) А знаете ли вы, что не всякий гриб можно есть? (Отве-ты) Как называются грибы, которые можно есть? (Съедобные) А которые нельзя есть? (Несъедобные) Вы сможете найти в нашем «лесу» съедобные грибы? (Ответы) Найдите и назовите их. (Дети находят «грибы» на картине, называют их, а Гриб-лесовик уточняет, где любит расти тот или иной гриб, почему подберёзовик, подосиновик носят такие имена).
На картине выставлены не только съедобные грибы, но и несъедобные, дети «собирают грибы» в свои «корзинки». В конце игры Гриб-лесовик вместе с детьми рассматривает, что они собрали, хвалит и награждает тех, кто справился с заданием.
Игра-загадка «Лес».
(старшая группа)
Цель. Учить детей отгадывать загад-ки, закреплять навыки доказательства, раз-вивать навыки описательной речи.
Материал для игры. Объемные и плоскостные игрушки, изображающие расте-ния и животных леса.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть в необычную игру: он бу-дет загадывать загадки, а дети -- отгады-вать. Если точно и правильно отгадают и докажут отгадку, то этот предмет появится на столе.
Загадки: Что за дерево: и зиму, и лето зелено? (Дети отгадывают и доказы-вают отгадку. Появляется ель.)
И еще: Зимой и летом одним цветом. (После объяснения на столе появляются ель, сосна.)
Воспитатель продолжает:
На лесной опушке стоят подружки.
Платьица белены, Шапочки зелены.
(После отгадывания и объясне-ния на столе появляются несколько березок.)
-- Что же у нас получилось? -- спрашивает воспитатель.-- (Лес.) Что еще растет в лесу, кроме де-ревьев? - Читает загадки:
Вдоль лесных дорожек много белых ножек. В шляпках разноцветных, издали приметных. Собирай, не мешкай! Это... (Сыроежки.)
Я в красной шапочке расту среди корней осиновых, меня узнаешь за версту, зовусь я... (Подосиновик.)
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет,
Всяк поклон отдает. (Земляника.)
(После каждой отгадки на столе появляются то грибы, то ягоды.)
-- В лесу живут разные звери и птицы. Узнайте, какие:
Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж.)
Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый -- краса! А зовут ее... (Лис а.)
Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая. (Сорока.)
Загадки могут быть и о других животных и птицах, либо несколько загадок об одном животном или об одной птице.
-- Получился настоящий лес! Сколько в нем деревьев, грибов, ягод; разных зверей и птиц!
Теперь дети сами загадывают загадки про лес и его обитателей.
Они вспоминают известные загадки, придумывают свои. (В запасе у воспитателя должны быть игруш-ки, которые появятся на столе после отгадывания детских зага-док.).
В заключение воспитатель пред-лагает загадку про лес:
Богатырь стоит богат,
Угощает все ребят:
Ваню -- земляникой,
Таню -- костяникой,
Машеньку -- орешком,
Петю -- сыроежкой,
Катеньку -- малинкой,
Васю -- хворостинкой. (Лес.)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10