Важность овладения навыками описания предметов в плане подготовки к школь-ному обучению, трудности в усвоении этого вида развёрнутых высказываний оп-ределили необходимость изыскания наиболее адекватных путей и способов фор-мирования у детей с ОНОР навыков связной описательной речи.
Занятие по составлению описательных рассказов являлись частью нашей ком-плексной работы по формированию связной речи у детей с ОНОР. При этом стави-лись следующие задачи:
формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов, использовать для их определения адекватные фразы-вы-сказывания;
формирование обобщенных представлений о построении описания предмета;
овладение детьми языковыми средствами, необходимыми для составления связных высказываний в форме описания;
практическое усвоение навыков описания предметов путём тренировочных упражнений.
Обучение осуществлялось поэтапно и включало следующие основные виды ра-боты:
подготовительные упражнения к описанию предметов;
формирование первоначальных навыков самостоятельного описания;
описание предметов по основным признакам;
обучение развёрнутому описанию предмета (с включением различных при-знаков - микротем);
закрепление навыков описания, в том числе в процессе игровых и предметно-практических действий;
подготовку к обучению сравнительному описанию предметов;
обучение сравнительному описанию предметов.
Обучение описательной речи проводилось в связи с работой по формированию у детей грамматически правильной речи в следующем направлении:
систематические упражнения в правильном употреблении словоформ (падеж-ных окончаний существительных, прилагательных, некоторых глагольных форм);
формирование у детей практических навыков словоизменения;
упражнения в правильном построении фраз;
формирование навыков контроля за грамматической правильностью речи;
активизация и обогащение словарного запаса.
На занятиях по описанию предметов детям предъявлялся ряд предметов, относя-щихся к одной группе. Перед составлением описания дети называли все предметы. При этом особое внимание уделялось различию их по внешнему виду. Это помо-гало детям осуществлять выделение основных признаков объекта описания и спо-собствовало закреплению соответствующих сообщений и противопоставлений. Объект описания выбирался либо логопедом, либо самим ребенком (в зависимости от конкретных задач данного занятия и степени подготовленности детей).
В ходе обучения нами использовался ряд вспомогательных приёмов: жестовые указания на форму предмета, его детали; описание с опорой на рисунки. Эффек-тивным при обучении детей с ОНОР, по нашим наблюдениям, является приём па-раллельного описания логопедом и ребёнком двух однотипных игровых предме-тов, когда педагог, а вслед за ним ребёнок, составляют описание предмета по час-тям, называя одни и те же признаки. Приведём пример:
Логопед: Ребёнок
Это кошка У меня тоже кошка
… …
У меня кошка серая, с черными У меня кошка вся черная.
полосками. Лапки у неё белень- Лапки у неё беленькие.
кие. Шерсть у кошки мягкая, пу- Шерсть у кошки пушистая.
шистая. Уши у кошки маленькие Ушки у кошки маленькие, глаза
острые. Глаза у неё круглые, зе- зелёные… как огоньки. У неё
лёные. У кошки длинные усы… большие усы.
и т. д.
Указанный приём использовался нами в работе с детьми, которые испытывали наибольшие затруднения в запоминании последовательного плана-схемы.
Приём описания предмета по выполненному рисунку является эффективным для усвоения детьми с ОНОР навыков самостоятельного описания. После выполнения рисунка какого-либо предмета или игрушки ребёнку предлагалось дать его описа-ние по определённому плану. Рисунки выполнялись цветными карандашами или фломастерами в целях закрепления цветовых зрительных представлений. Затем они выставлялись на наборном полотне и дети поочерёдно рассказывали об изо-браженных предметах. Педагог давал краткий анализ высказываний детей (пол-нота информации о данном предмете, последовательность, ошибки в употреблении языковых средств).
Включение предметно-практических действий в процесс обучения связной опи-сательной речи, на наш взгляд, способствует закреплению представлений об ос-новных свойствах предметов, а также повышению интереса детей к занятиям. Вы-полнение детьми рисунков может проводиться под руководством воспитателя.
Описание предметов по памяти (предметы домашнего окружения, животные, растения) проводилось нами на отдельных занятиях по темам: «Моя любимая иг-рушка», «Наши верные друзья» и др. Описание по памяти может проводиться и на воспитательских занятиях, особенно на основе свежих впечатлений детей, напри-мер, после посещения зоопарка, живого уголка, коллективного труда по уходу за растениями, занятий по ознакомлению с природой.
Применяемые игровые формы работы предусматривали закрепление и развитие речевых навыков и речемыслительных действий, формируемых в процессе обуче-ния описанию. Они включали: упражнения в узнавании предметов по описанию, в сравнении предметов, составление вопросов по тексту описания, воспроизведение речевого образца, самостоятельное описание предметов.
Приводим краткое содержание отдельных игровых занятий.
Работа по сравнительному описанию двух предметов начиналась с использования следующих видов упражнений: дополнение предложений, начатых педагогом, нужным по смыслу словом, обозначающем признак предмета («У гуся шея длин-ная, а у утки…»); составление предложений по вопросам типа: «Каковы на вкус лимон и апельсин»; упражнение в выделении и обозначении контрастных призна-ков двух предметов, связанных с пространственными характеристиками (апельсин большой, а мандарин маленький; дерево высокое, а куст низкий; река широкая, а ручей узкий); последовательное выделение ряда признаков, отличающих между собой предметы одной группы (ель и берёза, белый гриб и мухомор). А также мы использовали приём параллельного описания (по частям) двух предметов - педа-гогом и ребёнком (описание коровы и козы, собаки и кошки и др.)
Использование схем при составлении описательных рассказов помогло добиться хороших результатов. И мы пошли дальше: начали использовать схемы; иллюст-ративные панно при обучении детей не только составлению описательных расска-зов, но и пересказу, которому принадлежит особая роль в формировании связной речи. При пересказе совершенствуются структура речи, её выразительность, про-изношение, углубляется умение строить предложения и текст в целом.
Организуя занятия по обучению пересказу, придерживались строгого плана:
Организационная часть (цель - помочь детям сконцентрировать внимание, под-готовить их к восприятию текста);
Чтение текста (без установки на пересказ);
Разбор текста в вопросно-ответной форме (вопросы ставили так, чтобы дети могли ещё раз уточнить основные моменты сюжета, способы его языкового выражения);
Повторное чтение текста детьми (с установкой на пересказ);
Пересказ текста детьми (с опорой на наглядный материал);
Упражнения на закрепление языкового материала;
Анализ детских рассказов.
Не к любому художественному произведению можно составить схему или панно. Необходимо, чтобы в тексте присутствовали повторяющиеся сюжетные моменты, чтобы события развивались в логической последовательности, чтобы обязательно был главный герой, вступающий во взаимодействие с несколькими по очереди по-являющимися персонажами.
Исходя из этого, разработали конспекты занятий по обучению пересказу детей с ОНОР с опорой на иллюстративное панно, в том числе по теме «Пересказ сказки «Проказы старухи Зимы» в обработке К.Д. Ушинского». В центре фланелеграфа помещаем картинку с изображением старухи Зимы. Под ней в одном ряду после-довательно размещали картинки с изображением птиц, рыб, зверей, взрослых, де-тей. Так перед глазами детей появляется наглядный план пересказа.
Успешно справились дети и с пересказом довольно большой по объёму и количе-ству действующих лиц мордовской сказки «Как собака друга искала» (в обработке С.Фетисова). Главный персонаж - Собака (прикрепляли картинку в центре флане-леграфа) ищет друга, который бы никого не боялся. Первым она встретила зайца (появляется картинка с изображением зайца - первая в ряду). Ночью мимо них пробежала мышь (ставили картинку с изображением мыши под зайцем). Собака услышала, залаяла, заяц испугавшись, что может прийти волк, убежал. Собака ре-шила подружиться с волком - уж он-то, наверное, никого не боится (ставили кар-тинку с изображением волка в первом ряду). Ночью рядом оказалась лягушка (под волком прикрепляли лягушку), собака опять залаяла. Волк подумал, сто может прийти медведь (появляется картинка с изображением волка), испугался и ушел. Собака позвала медведя, но тот и дня с собакой не провёл: появился уж (прикреп-ляли его изображение под медведем), и медведь решил, что вслед за ним появится человек, и тогда ему, медведю, не поздоровится (прикрепляли изображение чело-века). В конце сказки собака наконец встречает верного друга - человека, который - уж точно! - никого не боится.
Итак, на иллюстративном панно-схеме дети видели всех действующих лиц сказки, причём в их связях друг с другом, поэтому при пересказе они основное внимание концентрировали на правильном построении предложений, на воспро-изведении в своей речи тех слов и выражений, характерных для произведения, ко-торое они пересказывали.
Иллюстративное панно просто необходимо при обучении детей пересказу сказки «Вершки и корешки» (в обработке К.Д.Ушинского). Текст сказки четко делился на две части: сначала мужик и медведь сажали и делили репу, затем сеяли пшеницу и тоже делили её. Детям обычно трудно запомнить, что кому досталось в первой части сказки, что - во второй. Наглядное панно всё расставляет по своим местам.
Вверху фланелеграфа прикрепляли картинки с изображением мужика и медведя. Выросла репа - мужик взял корешки, а Мише отдал вершки (под мужиком при-крепляли картинки с изображением самой репы, под медведем - её ботву). По-спела пшеница - мужик взял себе вершки, а Миша - корешки (рядом с репой при-крепляли картинку с колосками, а около картинки с ботвой репы поместили изо-бражение тонких корней колоса пшеницы).
Миролюбов А.А., Рахманов И.В., Цейтлин В.С. Общая методика обучения описательной речи в средней школе. - М., 2003г.На последующих занятиях иллюстративные панно заменили моделированием сюжета произведения с помощью условных схем, которые помогали детям учиться составлять план пересказа. На более поздних этапах использовали про-стые схемы-рисунки, которые составляют сами дети. Так, при пересказе рассказов К.Д.Ушинского «Гуси», «Петушок с семьёй» они сами зарисовывали простые схемы, отражающие последовательность описания внешнего вида петушка и гу-сей.
Сначала учили детей пересказу традиционными приёмами. Из семи детей с ОНОР ни один ребёнок не назвал все пять характеристик внешности петушка. Максимум названных признаков - 4; минимум - 1-2.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9