Рефераты. Формирование личности в коллективе

Проявляя социальную активность, каждый воспитанник вос-принимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвер-диться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уро-вень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.

Воспитательный коллектив, по определению И.Ф.Козлова, специально исследовавшего творчество А. С. Макаренко, -- это на-учно организованная система воспитывающей детской жизни. Орга-низация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для фор-мирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нрав-ственной свободы. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации лично-сти, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.[4,41]

Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В условиях коллектива она стимулирует про-явление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи. Через участие в трудовых делах воспитанники включаются в экономические отношения и становятся их актив-ными участниками. Школьники узнают об экономических про-блемах предприятий, арендных и подрядных коллективов. Позна-ние практической экономики, соединенное с участием в труде на предприятиях, в трудовых коллективах, обеспечивает воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду.

Коллективная жизнедеятельность школьников открывает прак-тически неограниченные возможности для реализации физиче-ского и художественного потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует со-держательный обмен духовными ценностями, формирование эс-тетического отношения к действительности, овладение широ-ким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию воспитан-ников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмос-феры и ее сотворчества.

Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм жизнедеятельности. Прежде всего это реализу-ется через участие в школьном самоуправлении и много-образной общественной жизни. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.

Но сегодня содержание воспитательной работы посте-пенно перестраивается в отношении коллектива. Он больше не считается главным дисциплинарным органом, подспорьем воспи-тателя в решении возникающих проблем. Да, несомненно, детей нуж-но воспитывать жить вместе, сотрудничать, сообща решать возни-кающие проблемы. Но ни один свободный, независимый человек не подчиняется никакому коллективу. Этим принципиально от-личается взгляд на демократическое воспитание и воспитание кол-лективистское, способное, как теперь многие признают, лишь по-давлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы.

Устремленность школы в демократическое будущее -- залог обнов-ления содержания и способов воспитания, открывающего пути от:

-- нивелирования личности к ее разностороннему развитию;

-- заучивания догм к познанию и преобразованию мира;

-- авторитарности и отчужденности к гуманности и сотрудничеству.

Как практически должно быть организовано воспитание для осу-ществления этих идей? Сегодня мало сообщить воспитаннику: чело-век должен получить умственное, нравственное, эстетическое и т. д. воспитание. У него неизбежно возникают практические вопросы -- для чего это нужно, что это дает? В зарубежных воспитательных сис-темах именно эта практическая сторона выходит на первый план и слу-жит мощным стимулом положительного отношения к содержанию воспитания. Воспитатель должен знать ответ на этот вопрос и уметь убедительно объяснить своим воспитанникам преиму-щества воспитания, чтобы у них не осталось и тени сомнения.

1.3.ВКЛЮЧЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВ

Организованность коллектива во многом определяется тем, какую позицию занимает в нем каждый из учащихся, и какова его активность в общих делах. Способность личности действовать так, чтобы укреплять организованность коллектива, характеризует его оптимальную включенность в организацию.

В социальной психологии при изучении малой группы место человека в системе психологических отношений с дру-гими людьми рассматривается на уровнях социальных ста-тусов, ролевого поведения и жизненных позиций личности -- исходных элементов социального опыта, которые в опреде-ленной мере отражают социально-психологическую характе-ристику личности в группе. Для изучения организованного коллектива в этой характеристике необходима и другая точ-ка отсчета, которая бы не только определяла место лично-сти в организационной структуре, но показала, как эта лич-ность непрерывно персонифицирует на себя организован-ность и осуществляет необходимые для сохранения органи-зации действия. Понятия микросоциологического уровня объ-яснений этой персонификации не дают.

Термин «включенность личности в организацию» сходен с рядом социально-психологических понятий, отражающих положение личности в коллективе, поэтому необходимо их соответствующее разведение. Так, ролевая концепция лич-ности, характеризующая роли как «предписанные ... соци-альной организацией права и обязанности личности, которые вытекают из ее социального положения», сосредоточивает внимание на «объективной стороне деятельности и поведе-нии личности...», когда «творческое начало в этой деятель-ности сводится исключительно к активности приспособления, адаптации»[11,72]. Включенность же пред-полагает успешное выполнение своей роли в группе, прояв-ление большей инициативы, чем та, которая ожидается от личности.

Социально-психологическое понятие «статус личности» также не может в полной мере дать объяснение организа-ционных отношений и взаимодействия человека в организа-ционной социальной общности, поскольку социометрический статус отражает только положение члена группы в системе межличностных отношений, определяемое числом предпоч-тений, отданных остальными членами группы по деловому и эмоциональному критерию, тогда как организованность коллектива в основном характеризуется отношениями нор-мативными -- системой ответственных отношений и взаимо-действия во взаимозависимой деятельности.[11,75]

Наиболее близким понятием, составляющим социально-психологическую характеристику личности, является «пози-ция личности» -- «отношение человека к системе норм, пра-вил, шаблонов поведения...»[11,81]. Конечно, пози-ция личности в определенных аспектах характеризует ее ак-тивность в организационной системе. Но вместе с тем орга-низационные отношения и взаимодействие членов коллекти-ва, находясь в постоянном видоизменении, как раз предпо-лагают отход от шаблонов, направленных на сохранение и поддержание организации (или, наоборот, на внедрение дез-организации).

Включенность следует понимать как адекватное или не-адекватное участие личности в жизнедеятельности коллек-тива, в реализации его целей. В случае адекватного участия у учащегося проявляются инициатива, активность, стремле-ние внести как можно больший вклад в коллективные дела, действовать так, чтобы поддержать «организационный дух» коллектива. В случае же неадекватного участия проявляет-ся либо безотчетное следование за коллективом («Я, как другие»), либо равнодушное отношение к нему вплоть до негативного («Ну, я вам покажу, вы меня еще узнаете...»).

Включенность как участие в делах коллектива опреде-ляет и линию поведения учащегося: он высказывает свое мнение, делает критические замечания товарищам, побуж-дает сверстников к выполнению обязанностей, участвует в голосовании при выборе актива, выполняет конкретные дела, общественные поручения и т. п. При этом оказывается, что линия поведения во многих ситуациях как раз и характери-зует его включенность.

Включенность -- это не просто принадлежность челове-ка к коллективу. Это и самодеятельность его в нем. Это не только накопление возможно большего числа актов поло-жительного поведения в коллективе, а такое состояние, при котором член коллектива всеобщий принцип коллективизма применяет в конкретных делах. Он делает больше, чем от него ожидают.

Необходимость вырабатывать внутренние условия это-го общего нравственного принципа для того, чтобы раскры-вать простор для самодеятельности и инициативы учащихся хорошо понимали А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский. Так, В. А. Сухомлинский, формируя социальную ориенти-ровку у детей Павлышской школы, придавал огромное зна-чение осмыслению и переосмыслению нравственных ценно-стей с целью воспитания. Он писал, что она заключается в том, чтобы человек, стремясь к творчеству во имя полноты своей «...духовной жизни, выражал это стремление в своей деятельности, в поступках, в поведении, во взаимоотношени-ях с людьми, в жизненных конфликтах. А где источник это-го стремления? Он в том переживании радости творчества для людей, которое рождает труд, одухотворенный возвы-шенной идеей. Исключительно важно, чтобы человек в годы отрочества и юности каждый день, образно говоря, черпал все новые и новые силы в этом источнике. Если этот источ-ник есть, наш воспитанник -- не пассивный объект воспита-ния, а активный борец...»[16,48]. В. А. Сухомлинский приводит ряд примеров, подтверждающих это. В школе учился один из «равнодушных» подростков. Но вот коллектив заметил, что он любит маленьких детей: играет с ними, мастерит для них игрушки и т. п. Ему помогли устроить площадку для игр с малышами, посадили сад и назвали его хорошим сло-вом «Радость», и усилия подростка стали действительно при-носить ему радость творческого труда...

Рассмотрим более подробно вопрос о включенности лич-ности в рамках организационных свойств коллектива. Такое рассмотрение важно, потому что включенность, будучи ре-зультатом хорошей организации коллектива, в то же время сама представляет собой аспект организации. Под вклю-ченностью личности мы будем понимать не только полное принятие индивидуумом целей, мотивов и ценностей органи-зации, но и проявление таких его личностных черт, которые способствуют укреплению коллектива как организованной системы.

В психологии интенсивно исследуются проблемы эффек-тивности коллектива, т. е. такой его активности, при кото-рой учитываются не только затраты «совокупных сил» чле-нов коллектива, но и «усиление» группы (К. Левин), коллектива (А. В. Петровский с сотрудниками) как социальной ор-ганизации.

Полная включенность в организацию должна совмещать в себе, во-первых, собственную активность личности, во-вто-рых, пристрастность к активности других членов, в-третьих, знание и предвидение активности всех членов организации, что является основой проявления активности и самого инди-вида. Иными словами, личность при полной включенности ее в организацию можно рассматривать как модель организа-ции в целом, как один из показателей качества внутренних групповых социально-психологичских процессов, как показа-тель уровня развития группы вообще.

С этой точки зрения саму личность можно характеризо-вать как организованную и неорганизованную, и в целом это позволяет говорить об организованном поведении лично-сти в коллективе. Следовательно, включенность следует рас-сматривать как механизм связи личности и коллектива.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.