3) морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.
Обычно принято считать, что главный признак орфограммы -- это несовпадение буквы и звука, написания и произношения. Но этот признак «срабатывает» лишь в тех случаях, когда учащиеся слы-шат слово и одновременно видят его буквенное изображение (при списывании, при анализе написанного). В процессе письма под дик-товку данный признак «не срабатывает», т.е. младший школьник не может по всех случаях обнаружить несовпадения звука и буквы.
Второй опознавательный признак орфограммы -- это сами звуки (звукосочетания, место звуков в словах, букны, буквосочетания), дающие наибольшее количество несовпадений, «опасные» звуки (буквы):
а) гласные о--а, и--е;
б) пары звонких и глухих согласных б--п, г--к, в--ф и т.д.;
в) сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу;
г) сочетания стн, сн, здн, зн (непроизносимые согласные);
д) сочетания нч, нщ;
е) согласные буквы б, г, в, д, з, ж на конце слова, которые могут обозначать глухие согласные звуки [п],[к],[ф],[т],[с],[ш];
ж) буквы я, е, ю, ё, обозначающие два звука.
В памяти детей накапливается набор тех звуков и звукосоче-таний (букв и буквосочетаний), которые могут представлять собой орфограммы и привести к ошибке. Такие «опасные» сочетания за-поминаются учащимися уже в период обучения грамоте.
Третий опознавательный признак орфограмм -- это морфемы в словах, сочетания морфем. Обнаруживая в слове морфему, учащийся целенаправленно ищет орфограмму, ибо уже знает, какие орфог-раммы могут встретиться в приставке, какие -- в корне, какие -- в окончании или на стыке морфем. Так, школьник знает из практики, что в приставке под- вообще ничего проверять не нужно, достаточно
только убедиться, что это приставка (например, в словах подставка, подвёз), так как приставки пад- или пот- в русском языке нет.
На основе опознавательных признаков орфограмм у учащихся формируются алгоритмы орфографических действий. Работа над первой группой опознавательных признаков орфограмм-- это фонетический уровень -
орфографической подготовки, направленной на развитие языкового чутья, речевого слуха.
Работа над второй группой опознавательных признаков в большей степени направлена на запоминание. В процессе этой работы у детей развивается внимание, своего рода бдительность в отноше-нии орфограмм.
Работая над третьей группой опознавательных признаков орфограмм, учащиеся подготавливаются к использованию граммати-ческой основы в проверке орфограмм, т.е. в решении орфографи-ческих задач.
Описанные три группы опознавательных признаков можно счи-тать общими для большинства орфограмм. Но кроме общих опоз-навательных признаков каждый тип орфограмм имеет еще и част-ные признаки, присущие только одному типу, иногда -- группе сходных орфограмм.
Приведем характеристики важнейших орфограмм, изучаемых в начальной школе.
№ п/п
Название орфограммы
Опознавательные признаки (общие и частные)
1
Безударные гласные в корне (проверяемые и непроверяемые)
а) отсутствие ударения; б) гласные а, о, и, е; в) место в слове
2
Звонкие и глухие со-гласные
а) парные согласные б--п, г--к, в--ф, д--т, з--с, ж--ш; б) место в слове (в корне, в абсолют-ном конце слова или перед согласным)
3
Непроизносимые со-гласные
а) «опасные» сочетания звуков или букв стн, здн, сн, зн и др.; б) место в слове
4
Разделительный ь
наличие звука Ц] после мягкого со-гласного, наличие гласных я, е, ю, ё
5
Разделительный ъ
а) наличие звука Ц] после согласного, на-личие гласных букв е, я, ю, ё (гласных звуков [э], [а], [у], [о] после [)]); б) место орфограммы: на стыке при-ставки, оканчивающейся на согласный, и корня
6
Раздельное написание предлогов, слитное на-писание приставок
а) наличие звукосочетания, которое может оказаться предлогом или при-ставкой; б) часть речи: глагол не может иметь предлога, предлог относится к имени существительному или местоимению
7
Заглавная буква в именах собственных
а) место в слове: первая буква; б) значение слова: название или имя
8
Заглавная буква в на-чале предложения
а) место в слове: первая буква; б) место в предложении: первое слово
9
Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу
наличие в слове сочетаний
10
ь на конце имен суще-ствительных после шипящих
а) наличие на конце слова всегда мяг-ких шипящих ч и щ или всегда твер-дых ш и ж; б) часть речи: имя существительное; в) род: мужской или женский
11
Безударные окончания имен существительных
а) место орфограммы: в окончании; б) наличие в окончании безударного е--и; в) часть речи: имя существительное
12
Правописание оконча-ний имен прилагатель-ных -ого, -его
а) наличие такого сочетания; б) их место: на конце слова; в) часть речи: имя прилагательное
13
Правописание безудар-ных личных оконча-ний глаголов
а) часть речи: глагол; б) место: в окончании слова; в) наличие знакомых окончаний ут -- ют, ат--ят, отсутствие ударения; г) время глагола: настоящее или буду-щее
Для успешного освоения способа проверки орфограммы опре-деленного типа надо знать:
1) природу данного орфографического явления, т.е. принцип, которому оно подчиняется;
2) орфографическое поле, необходимое для проверки;
3) опознавательные признаки данной орфограммы;
4) умения, необходимые для проверки орфограммы данного типа.
На основе программы построены учебники «Русский язык» для первых-четвертых классов под редакцией Рамзаевой и А.В. Поляковой.
Рассмотрим как в этих учебниках реализуется процесс формирования орфографической зоркости младших школьников.
Орфографические правила по программа изучаются во втором - четвертом классах. (связи с распределением учебного материала по фонетике и графики второй класс словообразованию и морфологии четвертый класс). Прочному усвоению материала, как подчеркнуто в программе, способствует повторение поэтому значительное место отводится повторению тем, которые изучаются несколько этапов. Учебники включают такое содержание имеют такую структуру и такие задания которые активизируют мыслительную деятельность создают условия для раскрытия их творческих способностей. Сведения по орфографии в учебниках даны строго в соответствии с программой и предполагает большой объем теоретического материала и обучение правописанию на грамматической основе. Решающая роль в учебниках отводится теоретическим знаниям а на их основе строятся орфографические упражнения. Упражнения строятся на таких принципах
1. Большой объем словарного материала
2. преобладание упражнений с грамматическими заданиями
3. большое количество вопросов, подготавливающее учеников к восприятия нового материала
4. при изложении материала широко применяется индукция
5. присутствие достаточного числа упражнений на побор собственных примеров.
Учебники строится с учетом единообразия требований к содержанию, структуре, подбору дидактического (языкового) материала, мето-дам, приемам, формам его анализа и обобщения, системе учеб-ных заданий, которые определяются дидактическими принципа-ми и типическими свойствами методической системы обучения, направленного на общее развитие младших школьников. Особен-ности учебника обусловливают определенную организацию про-цесса обучения и педагогического руководства учебно-познава-тельной деятельностью школьников.
Главная функция нашего учебника -- это руководство всеми видами познавательной деятельности учащихся, развитие наблю-дательности, мышления, практических действий, что отвечает основной цели развивающего обучения. При этом значительная роль отведена проблемному методу изложения знаний, проблем-ным заданиям. Знания не даются в готовом виде. Мысль уче-ника направлена на поиск, «добывание» знаний путем система-тических наблюдений за языковыми фактами, их сравнения и обобщения полученных выводов. Для методического аппарата учебника для 4 класса характерны: проблемность, вариантность, индивидуализация учебных заданий; показ коллизий в изучае-мом материале; наличие репродуктивных и творческих заданий; соединение в учебном материале рационального и эмоциональ-ного; предоставление учащимся максимума инициативы и само-стоятельности в «добывании» знаний; направленность на само-стоятельное установление связей между фактами и явлениями языка; применение учебных заданий разной степени сложности с организацией дозированной помощи для оптимального продвижения детей с различными потенциальными возможностями в учении и развитии.
Способы и методические приемы обучения русскому языку, соответствующие принципам развивающего обучения, во многом определяются учебником. Подчеркиваем еще раз исключитель-ное значение приема сравнения, который способствует разви-тию учащихся, осмысленному усвоению ими знаний и форми-рованию навыков.
В процессе изучения программного материала необходимо неуклонно добиваться осмысленного усвоения детьми граммати-ческих знаний, так как это имеет большое значение для разви-тия учащихся.
Задания учебника во многом рассчитаны на самостоятель-ное выполнение. Важно, чтобы каждый ученик обдумывал за-дание, пытался его выполнить, осознавал процесс выполнения и причины своих затруднений, ошибок. При выполнении заданий повышенной трудности учащимся предлагаются варианты помо-щи, что связано с реализацией одного из свойств методической системы развивающего обучения -- свойства вариантности, учи-тывающего прежде всего индивидуальные особенности школь-ников.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16