Такая систематически проводимая работа по формированию орфографической зоркости на основе графического и цифрового обозначения дает положительные результаты.
3.5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ
Наряду с описанными выше средствами, такими, как различного вида таблицы, памятки и алгоритмы, для организации работы по развитию орфографической зоркости используются и другие средства, например, сжатые опоры - карточки орфограмм, которые особенно полезны для детей с развитой зрительной памятью. Карточки - опоры изготавливаются из картона и имеют форму прямоугольников, на которых изображены различные орфограммы с помощью кружков и линий различного цвета. Эти наглядные опоры включены в вышеназванную таблицу нумерации орфограмм. (См. приложение). Знакомство с карточками, как и с номерами орфограмм, осуществляется постепенно по мере изучения орфографических правил.
Обращение к карточкам-опорам позволяет организовать с детьми игры, развивающие орфографическую зоркость. Например:
Игра "Соответствия".- Соедини мелом записанные на доске слова с выставленными карточками.- Найди лишнюю карточку (вместе с нужными карточками выставляются и лишние карточки).
Игра "Кто больше?"Учитель показывает схему-карточку - дети называют слова с указанной орфограммой.
Игра "Узнай меня".- Дается краткая морфологическая и слоговая характеристика слова, и указываются в нем типы орфограмм.
Например:в глаголе 3 слога, 2-й ударный (Дан глагол: рисуем)
в глаголе 4 слога, 3-й ударный (Дан глагол: поливает)
Достаточно прочной базой для формирования орфографической зоркости у детей, испытывающих трудности в усвоении русского языка и имеющих отклонения в развитии, является работа с тренажером, используемым на протяжении последних двух лет обучения.
Он представляет собой отпечатанное для каждого ребенка учебное пособие, содержащее 530 слов с различными орфограммами, в том числе с безударными гласными. Так как это пособие является обучающим, проверяющим и тем самым развивающим у детей самостоятельность, уверенность в собственных силах, оно позволяет ребенку провести самоанализ и самооценку, т.е. по достоинству, объективно самому оценить свой труд, следствие чего неудачи ребенка не влияют на общественное мнение и не травмируют его.
3.6. Диагностика орфографической зоркости
Многих учителей начальных классов волнует проблема грамотного письма учащихся.
Анализ диктантов, проводимых по раз-ным темам, заставил задуматься над развитием орфографической зоркости де-тей. Итак, для выявления и развития сформированности орфографической зоркости нами был проведен анализ работ по двум позициям: количество ошибок; классификация ошибок по орфограммам.
Итоги контрольных диктантов, которые были проведены дало возможность выявить и ус-тановить причины неграмотного письма (причины были у каждого ребенка свои). Вот некоторые из них:
* незнание правил;
*знание правила, по неумение их при-менять;
*дети мало и плохо читают, при чтении допускают ошибки;
* отсутствует положительная мотива-ция:
* плохо развита память, мыслительные процессы протекают медленно;
Наиболее типичные ошибки показаны в таблицах №1.2,3.
Таблица №1
Слова
Написали правильно (чел.)
Допустили ошибки в написании (чел.)
Определили правильно состав слова (чел.)
Допустили ошибки в определении состава слова (чел.)
Проходить
31
59
15
75
Прохожий
44
46
18
72
Поход
29
61
Посадить
40
50
21
69
Поливать
26
64
-
90
Просмотреть
30
60
23
67
Повязать
33
66
22
68
Заплатить
14
49
Побледнеть
Пропуск гласной на стыке приставки и корня (чел.)
Пропуск согласной на стыке приставки и корня (чел.)
Ошибочное удвоение согласной на стыке приставки и корня (чел.)
Пропуск или ошибочное употребление Ъ (чел.)
Приобрели
42
Поиграли
Рассвет
Отцвели
53
Пересказ
28
Расцвели
Подъезд
58
Подземный
4
Таблица №2
Правильно написали (чел.)
Правильно выделили суффиксы (чел.)
Смешение а, о в суффиксах (чел.)
Смешение е, и в суффиксах (чел.)
Смешение твердых и мягких согласных (чел.)
Ошибки на смешение ш, щ в суффиксая
Березовый
39
51
Вазочка
37
Зритель
62
Братец
41
24
Раздумывать
48
Чудовище
Зернышко
20
Лисенок
Таблица №3
Ошибки на ударный гласный
Ошибки на проверяемые ударные гласные
Смешение е, и
Ошибки непроверяемые гласные
Неправильное употребление звонких и глухих согласных
Ошибки на удвоен. согласные
Увидел
Покраснел
Волна
56
Земляной
Забежал
Собака
Вопрос
43
Робкий
Морковь
Комиссия
52
Миллион
63
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16