Рефераты. Дистанционное обучение

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Одноуровневая система высшего образования

Понятие высшего образования: любое систематическое образование общей продолжительностью не менее двух лет, осуществляемое на базе среднего (полного) общего образования.

Понятие системы образования: совокупность преемственных образовательных программ и государственных стандартов.

Сущность одноуровневой системы: подготовка специалиста с высшим профессиональным образованием, функционал которого задан на входе системы и не может быть изменен в процессе обучения. Образовательная функция системы. Сроки обучения.

Тема 2. Ступенчатая система высшего образования

Понятие системы: подготовка специалистов, квалификационный функционал которых задается на входе каждой ступени системы в зависимости от выбранного заведения (ПТУ - техникум - вуз). Образовательная функция. Срок обучения.

Тема 3. Многоуровневая система высшего образования

Понятие системы: система ориентирована на предоставление личности образовательных услуг, позволяющих ей уже в процессе обучения самостоятельно выбирать индивидуальную траекторию получения необходимого образования.

Отличия многоуровневой системы от остальных:

· для личности - свобода выбора

· для государства - специалист за короткие сроки

· для вуза - вуз самостоятельно конструирует технологии обучения

Тема 4. Индивидуальная образовательная траектория в многоуровневой системе высшего образования

Индивидуальная образовательная траектория представляет собой образовательно-профессиональную программу (ОПП), конструируемую студентом, включающую в себя курсы и практикумы, затребованные студентом.

Структура основной профессиональной образовательной программы:

· общекультурный блок: формирование научно-обоснованной картины мира, этической, эстетической, правовой, экономической, художественной, коммуникативной, соматической культуры, культуры труда.

· психолого-педагогический блок: объективные закономерности процесса обучения, воспитание и проблемы педагогической науки, мировая и отечественная практика в учреждениях образования, семье.

· общепредметный блок: предметное образование по выбранному направлению

· специальный предметный блок: овладение основными понятиями, законами и закономерностями, теориями, их связями в структуре предметного знания

Тема 5. Понятие технологии дистанционного обучения

Дистанционное обучение по А.В. Хуторскому. Дидактические основы дистанционного обучения: оперативное получение информации, разнообразие информации, коммуникативность (обучаются студенты друг с другом и с педагогом в любом месте земного шара), мотивированное интерактивное и индивидуализированное педагогическое воздействие, комфортное психофизическое воздействие, экономическое преимущество.

Отличительные признаки: физическое разделение учителя и учащихся на большую часть учебного процесса; использование общеобразовательных мультимедийных средств и электронных ресурсов; обеспечение телекоммуникаций между учителем и учащимися, а также между учащимися; продуктивный характер образовательного процесса.

Особенности интернет-образования:

· полное дистантное обучение - обучение с помощью электронной почты, чат - взаимодействия, видеосвязи

· очно-дистантное обучение - сочетание очных и дистантных занятий

· дополнение к очной форме обучения - урок с использованием материалов из сети Интернет.

Тема 6. Типы дистанционных школ

Типы дистанционного обучения:

· «Школа - интернет»

· «Школа - Интернет - Школа»

· « Учитель - интернет - учитель»

· «Ученик - Интернет - Центр»

· «Ученик - Интернет - ……»

Тема 7. Принципы дистанционного обучения

Продуктивная ориентация обучения (ученик, получивший информацию в интернет, создает собственные творческие проекты), индивидуализация обучения (организация проектов, олимпиад осуществляется на основе индивидуализации обучения), открытость содержания образования и учебного процесса, приоритет деятельностного содержания перед информационным (используя интернет ученик может получить информацию с разных сайтов в несколько раз больше, чем в учебнике), интерпретация педагогических и телекоммуникативных технологий, принцип оптимального сочетания очных и дистанционных форм деятельности учащихся, деятельностные критерии оценки.

Дополнительные принципы

Принципы гуманистической педагогики

Дидактические принципы традиционной системы обучения

Принципы, отражающие специфику дистанционной формы обучения

Принцип самоактуализации личности

Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения

Принцип системности

Принцип взаимоуважения, открытости в отношениях между преподавателем и студентами

Принцип научности, посильной трудности

Принцип учета специфики предметной области

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения с учетом задатков, интересов и способностей каждого обучаемого

Принцип сознательности, творческой активности учащихся

Принцип интерактивности

Принцип уважения достоинства личности в процессе общения участников совместного учебного процесса

Принцип наглядности

Принцип гибкости и маневренности учебного процесса и учебно-методического комплекса

Принцип культуры коммуникации

Принцип доступности обучения

Принцип корпоративности, командного подхода к организации деятельности в сетях

Принцип опоры на положительные качества личности

Принцип создания положительного эмоционального фона

Принцип информационной и психологической безопасности

Принцип самостоятельного конструирования знаний

Принцип устойчивой мотивации познавательной деятельности студентов

Принцип рефлексии собственной деятельности и деятельности партнеров

Тема 8. Методика работы со студентами при дистанционном образовании

В условиях дистанционного обучения у студентов должны сформироваться такие навыки, как: умение ставить учебную цель; формулировать информационный запрос; искать адекватные источники информации; грамотно извлекать информацию; владеть приемами просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения; использовать приобретенную информацию и знания в собственной письменной речи; развить визуальную, двигательную и словесно-логическую память.

Этому способствует методика работы с дидактическими блоками интернет-уроков. Каждый интернет-урок включает: домашнее задание, лабораторную работу, контрольную работу, учебный тренажер, систему оценивания, электронный журнал.

Эффективность освоения дистанционных образовательных программ обусловлена тем, что каждый интернет-урок содержит:

- методические рекомендации по усвоению учебного материала;

- систему открытого планирования всех тем и разделов;

- последовательное изложение материала, содержащего ссылки на другие учебные материалы;

- терминологический словарь;

- мультимедийные объекты: видео- и аудиофайлы, графические объекты;

- интерактивные тесты;

- тренажеры по предметам;

- комплексные домашние задания;

- справочники;

- архивную и энциклопедическую информацию;

- библиографические ссылки;

- систему поиска информации.

Вопросы для обсуждения на практических занятиях:

1. В каком режиме происходит сдача экзамена государственного образца и зачетные работы при использовании данной модели (рис. 1.)?

2. Каким образом строится телеконференция?

3. Какие сведения содержит электронный журнал?

4. Можно ли считать создание учениками веб-страниц дистанционным обучением?

5. Разработайте план страницы образовательного сайта, предназначенной для учащихся другого ВУЗа.

6. Разработайте демонстрационную версию занятия по курсу, вводное занятие по курсу, занятие-консультация, чат-занятие, веб-занятие и т.д. (по выбору студента).

Дидактический материал к практическому занятию

Курс дистанционного обучения.

Электронный учебник

Общие сведения о курсе

Личные дела студентов

Информационно-

справочные материалы

Документация учебного процесса

Практические, лабораторные работы

Телеконференции

Задания (индивидуальные, групповые)

Текущие объявления

Чаты

Контрольные задания, тесты

Web-квесты, web- сайты

Совместная деятельность учащихся

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.