Рефераты. Дистанционное обучение

В приведенных выше определениях, кроме того, целостно не обозначено и то, что интерактивное взаимодействие может происходить не только между обучающимися и преподавателем, но и между самими обучающимися, со средствами обучения. Главное - процесс происходит в специфической дидактической системе, где субъекты образовательного процесса разделены в пространстве и во времени.

Анализ приведенных выше определений дистанционного обучения позволил сделать вывод, что наиболее полным и близким к рассматриваемой проблеме является определение дистанционного обучения, данное А.А. Андреевым [см.: 2.1.]: «Дистанционное обучение можно определить, как целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе».

Не более ясная ситуация и с понятием «дистанционное образование». Поэтому прежде чем приступить к выявлению сущности данного словосочетания, определимся с понятием «образование», которое в истории отечественной педагогике претерпело несколько интерпретаций. Образование рассматривалось как совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности (до 50-х годов ХХ века); позже - как процесс и результат совершенствования способностей.

«Образование - это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, - говорится в Федеральном Законе РФ «Об образовании», - сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенным государством уровня (образовательного ценза)» [см.: 1.2.].

Многие ученые при характеристике категории образования рассматривают его как систему, процесс, результат. Следовательно, дистанционное обучение можно рассматривать как новую форму обучения, а дистанционное образование, соответственно, как результат, как систему, как новую форму образования.

На основе историко-педагогического анализа эволюции форм получения образования в условиях информатизации общества мы пришли к выводу, что в идеале дистанционное образование можно рассматривать, как некоторую синтетическую форму, в которой будет сконцентрировано все лучшее и к которой при совершенствовании и развитии будут стремиться все известные в настоящее время формы получения образования.

Сторонники достаточно широкого определения, например, представитель заочной школы МИФИ - авторы программы развития дистанционного образования в системе среднего профессионального образования в 2000-2005 году, трактуют дистанционное образование, как любое обучение на расстоянии. С этой точки зрения традиционное заочное образование и обучение по переписке с полным правом могут быть названы разновидностями дистанционного образования. Другая достаточно распространенная крайность в трактовке - сведение дистанционного образования к образованию с применением компьютеров и новых информационных технологий (НИТ). При этом, с одной стороны, границы дистанционного образования предельно сужаются, а, с другой стороны, стираются, поскольку любое применение новых информационных технологий в учебном процессе дает повод говорить о «внедрении дистанционного образования». Такое мнение широко распространено среди руководителей учреждений среднего профессионального образования.

Интересным представляется мнение О.П. Околелова [см.: 3.9.], который считает, что «дистанционным образованием является учебный процесс в виртуальном пространстве, при котором субъекты образования (обучающиеся, преподаватель, тьюторы и др.) имеют пространственно-временную связь, а процесс обучения осуществляется на персональном компьютере с помощью телекоммуникаций». При этом под виртуальным процессом обучения понимается «целостная совокупность поступательно сменяющих друг друга в виртуальном пространстве образовательных ситуаций, в ходе разрешения которых учащимся и происходит его образование, воспитание и развитие».

Нельзя не представить и мнение В.Ф. Горнева, который указывает на то, что термин «дистанционное образование» не отражает существа вопроса и вносит семантическую неясность при обсуждении проблемы, так как образование есть результат обучения, но не форма получения знаний. Обучающие технологии должны обеспечить необходимый уровень знаний, умений, навыков, и можно говорить только о методах получения знаний, т.е. об обучающих технологиях. Автор усматривает отличия в указанных формах обучения только в соотношении времени общения преподавателя с обучающимися, причем установленных норм здесь нет. Органическое введение информационных технологий в процесс обучения позволяет изменить это соотношение без снижения уровня знаний, поэтому предлагается употреблять термин «компьютерно-ориентированные обучающие технологии».

Одновременно с рассматриваемыми высказываниями авторов часто трактуют дистанционное образование и как совокупность образовательных услуг. В «Концепции создания и развития дистанционного образования в России» (Постановление Госкомвуза России № 6 от 31 мая 1995 г.) приводится следующее определение: «Дистанционное образование - это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.д.).

Действительно, дистанционное образование как особая сфера человеческой деятельности, которое появилось в середине XX века, в связи с бурным развитием компьютеров и телекоммуникационных технологий, в настоящее время служит целям непрерывного образования, и главной ценностью его являются не знания, умения, навыки, а информация. По мнению Г.П. Ильина, возникла небывалая образовательная ситуация: «…основной проблемой становиться не усвоение огромного и постоянно увеличивающегося объема знаний или хотя бы ориентация в потоке все возрастающей информации, а проблема прямо противоположная: получение, создание, производство уникального знания, в котором назрела личностная потребность».

Важным отличительным признаком дистанционного образования является его функционирование в условиях Единого информационного образовательного пространства. Информационно-образовательная среда дистанционного образования представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированного на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

Важнейшей деятельностной характеристикой дистанционного образования является особые отношения и связи ее участников, которые в рамках этих отношений осуществляют взаимодействие друг с другом, тем самым создают необходимые предпосылки отнесения их отношений к дистанционному образованию как совокупному предмету деятельности.

Реально защищенным в социальном отношении может быть инициативный и образованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий и социального заказа. В контексте тенденций развития глобального образования эффективность системы образования (прежде всего профессионального) должна проявляться в ее способности не только вооружать знаниями обучающегося, но, и это, главное, формировать потребность в непрерывном и самостоятельном овладении ими, развивать умения самообразования, вырабатывать свой индивидуальный творческий стиль.

Образование должно в итоге стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно, обеспечивать широким массам людей возможность получения не только среднего и высшего профессионального образования, но и дополнительного профессионального образования.

Российские ученые указывают на то, что в процессе развития и интеграции отечественной системы дистанционного образования в глобальное образование необходимо диверсифицировать структуры образовательных программ, что даст возможность каждому построить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям. Именно таким образом можно создать содержательную основу для перехода к принципам «образование в течение всей жизни» и «образование для всех».

Подводя итог анализу основных понятий, определим смежные научные области, с позиции которых изучаются и используются термины «дистанционное образование» и «дистанционное обучение». Таковыми являются:

· экономика - дистанционное образование как образовательная услуга;

· эргономика - дистанционное образование как наилучший вариант обучения доступный каждому;

· педагогика - дистанционное образование как форма, метод обучения, процесс получения образования, как система обучения;

· технология - дистанционное образование, как инновационная технология обучения, оригинальный вариант технического совершенствования процесса обучения;

· лингвистика - буквальный перевод «дистанционное образование».

Таким образом, дистанционное образование можно определить как комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии, в рамках которого используется дистанционное обучение.

Нельзя не обратить внимание на характерные черты дистанционного образования. Анализ отечественных и зарубежных литературных источников показывает, что исследователи дистанционного образования в целом единодушны в их определении. К ним относятся:ни образовательная ситуация: "нностью его являются не знания, умения, навыки, а информаци навыками, необходимыми для обми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучествления пдеятельности обучающихся по ов

1. Гибкость: обучаемые в системе дистанционного образования (СДО) в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Обучаемый имеет возможность на организацию своего обучения в необходимом временном ритме, необходимом ему для освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам.

2. Модульность: в основу программ дистанционного образования положен модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям.

3. Параллельность: обучение может проводиться с одновременным осуществлением профессиональной деятельности или учебной в другом заведении.

4. Асинхронность: процесс обучения, осуществляемый с использованием дистанционных технологий, протекает по удобному для обучающего и обучаемого расписанию или графику независимо от времени.

5. Экономическая эффективность: средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное образование обходится на 50% дешевле традиционных форм образования. Опыт отечественных негосударственных центров дистанционного образования показывает, что их затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60% от затрат на подготовку специалистов по дневной форме. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий дистанционного обучения на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств, например, в выходные дни.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.