Принцип мобильности обучения.
Он заключается в создании информационных сетей, баз и банков знаний данных для дистанционного обучения, позволяющих обучающемуся корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении при отсутствии соответствующих услуг в вузе, где он учится. При этом требуется сохранение информационного инвариантного образования, обеспечивающего возможность перехода из вуза в вуз на обучение по родственным или другим направлениям.
Принцип интерактивности.
Особенность этого принципа состоит в том, что он отражает закономерность не только контактов студентов с преподавателями, опосредованных средствами новых информационных технологий, но и студентов между собой. Опыт показывает, что в процессе дистанционного обучения интенсивность обмена информацией между студентами больше, чем между студентом и преподавателем. Поэтому для реализации в практике дистанционного обучения этого принципа, например при проведении компьютерных телеконференций надо обязательно сообщать электронные адреса всем участникам этого процесса.
Принцип самоактуализации.
В условиях дистанционного обучения главное - это раскрытие интеллектуального, творческого потенциала личности. В дистанционной форме этот принцип особенно чувствителен, поскольку здесь, если не используется видеоконференция, обучающийся не виден и чувствует себя более раскованным. Одни, не считаясь с чувствами партнеров, могут сделать обидное замечание, другие, оскорбившись - уйти из сети, и преподавателю придется прилагать специальные усилия, чтобы разбираться в возникшем конфликте.
Принцип личностно-ориентированного подхода.
Опора на положительные качества личности обучающегося, на поощрение, а не наказание в какой-то ни было форме. Подчеркнем особую значимость данного положения для дистанционной формы обучения. Дело в том, что в очном общении мимика, жесты, интонация иногда могут нивелировать отрицательную эмоцию на реакцию преподавателя. В дистанционной форме эти возможности отсутствуют, и потому особенно важно в каждом контакте с обучающимися стараться поощрять их сильные стороны и стимулировать к самостоятельному поиску ошибок, рефлексии и преодолению возникающих трудностей. Даже если в дистанционной форме используются видеоконференции или видеосвязь, ощущение расстояния, отдаленности все равно остается. Преподаватель не все время находится в поле зрения слушателей, так же как и партнеры по учебному процессу и только при систематическом общении с участниками общего учебного процесса возможно оптимальное соотношение личного и коллективного, преодоление барьера социализации [см.: 2.11.].
Методы обучения. До сих пор приоритет остается за объяснительно-иллюстративными и репродуктивными методами, которые вполне коррелируют со структурой деятельности обучения: введение нового материала, его закрепление, воспроизведение (запоминание) и применение. Такое соотношение видов деятельности было адекватно целям формирования послушных исполнителей. В соответствии с определившейся в современной дидактике тенденцией, направленной на реализацию задачи формирования свободной творческой личности, на учебный процесс, в котором обучающийся является не объектом, а субъектом познавательной деятельности, приоритет должен быть за самостоятельными видами деятельности, самостоятельной активностью обучающихся по поиску, обработке, осмыслению и применению необходимой информации. Это вовсе не означает, что объяснительно-иллюстративные методы, фронтальные виды работ изгоняются из учебного процесса. Речь идет о смещении акцентов, о приоритетах.
Думается, во власти педагога шире и смелее внедрять такие подходы к обучению, которые основываются на деятельности сотрудничества, на методе проектов, в том числе и телекоммуникационных, на разноуровневом обучении по ряду предметов. Глобальное мышление должно стать одной из целей образования, развития человека.
Организационные формы обучения. Очевидным становится тот факт, что очная система занятий как единственная форма вступает в противоречие с перспективными методами и средствами обучения. Работа в малых группах, работа над проектами, работа по разным уровням не может уложиться в строгий регламент занятий. Она требует более гибких форм организации занятий.
Хотелось бы подчеркнуть главную мысль: успех образования зависит от желания студента учиться, от его самостоятельной активности. Потребность же в обучении и активность обучающихся обусловлены адекватностью целей образования потребностям развития общества.
Таким образом, можно отметить, что технология образования заочного обучения зависит от принципов, методов и форм. Формы обучения должны гарантировать качество образования, чему должна способствовать ниже приведенная программа.
2.2 Учебная программа как средство дистанционного обучения
Необходимость изучения курса обусловлена требованиями современности, так как курс по выбору «Система заочного образования в России» поможет сформировать знания студентов в системе высшего образования и технологии дистанционного обучения, столь необходимой при заочной форме обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9