Рефераты. Дидактические основы интегрированных уроков в начальных классах

Схема 1 Научно-методическое содержание комплексного педагогического эксперимента разработки содержания, методов и технологий обучения Программы развития детей «Росток».

Соответствующие учебники и учебные пособия для начальной школы, разработанные до конца 2001 года:

1.Окружающий мир (1-6 классы) учебники и книги для чтения:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Дорога до школи

Біла стежка

Золоті хвилини

Промені

Вчимося спілкуватись

Природи лагідна краса

Краса людини

Краса, що створена руками

Літо до побачення

Осінь калинова

Зимова казка

Весняки

Рослини

Тварини

Людина

Мандруємо планетою

2. Письмо и развитие речи ( 1 класс ) Дзвіночок

3. Английский язык ( 1-3 классы )

4. Физическое воспитание (1-2 классы) До здоров'я кроком руш, З казкоюдо перемоги.

5. Эстетическое воспитание (1-2 классы) Світ мистецтва.

6. Математика (1-4 классы).

Научно-исследовательская работа педагогических коллективов экспериментальных площадок проводится по определенным научным направлениям (схема 2), что в совокупности отражают целостный, личностно-ориентированный подход к развитию личности ребёнка. Комплексно внедряя положительные результаты исследований в учебно-воспитательный процесс можно достичь существенного повышения возрастных личностных показателей развития ребёнка.

Апробация созданного учебно-методического обеспечения эксперимента продолжается. Программы учебники и учебные пособия дорабатываются в соответствии с требованиями Государственного стандарта начального общего образования. Все основные идеи, заложенные в содержании интегрированного курса «Окружающий мир» на этапе начальной школы развиваются далее в основной школе. В программе курса «Окружающий мир» для 5-6 классов приоритетными остаются идеи единства мира, взаимосвязей Земли и Вселенной, раскрываются солнечно-земные связи, взаимодействия земных сфер, неживого и живого в природе, обосновываются жизненно необходимые потребности человечества в охране природы.

Обобщая предварительные результаты апробации учебно-методического обеспечения Программы «Росток», можно сделать вывод: учебная литература реализует интегри

Схема 2 Распределение основных направлений исследований Программы развития детей «Росток»

в экспериментальных общеобразовательных учебных заведениях

рованный подход к обновлению содержания обучения в 1-6 классах. Эффективность такого подхода подтверждает исследования возрастной психологии о том, что 6-11 лет - это тот возраст, когда в сознании ребёнка мир ещё не делится на физические, химические и биологические явления, а представляется целостным и единым. Поэтому интеграция содержания обучения позитивно влияет на развитие ребёнка в указанном возрастном этапе. Интегрированные курсы тесно взаимодействуют между собой и с иными курсами содержательно и методически. Они построены на принципах личностно, деятельностно и культурно ориентированных подходах, играют значительную роль в разрешении проблем преемственности в обучении, развитии учащихся при переходе из одной ступени образования в другую.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проведенного теоретического и практического исследования проблемы интеграции содержания образования в начальной школе, одной из форм реализации которой является проведение интегрированных уроков, можно сделать вывод о том, что данная проблема довольно актуальная и разносторонняя, изучение которой на практике дает возможность подойти по новому к построению учебного процесса, к конструированию содержания обучения.

Реально попредметное разделение учебного материала не всегда достигает поставленных целей его изучения. Например, обнаруживая у себя склонности к математике и неумение правильно строить предложение, русский язык, как учебный предмет превращается в пытку для учащегося; одни и те же признаки появления весны дети из урока в урок повторяют на чтении, природоведении, рисовании, музыке. А необходимо ли это? Интеграция же содержания образования - это новый шаг в его обновлении, привитии интереса к изучаемым предметам.

Данная работа носит теоретический характер. Обобщая опыт зарубежной и отечественной школы она дает полный анализ проблемы интеграции в общем и интегрированным урокам как форме ее проявления. Знание теоретических основ поможет на практике творчески подойти к реализации данной темы.

Исследовательская работа непосредственно на практике показала реальные возможности для интеграции учебных предметов уже в начальной школе, подтверждая этим теоретические положения о соподчинении функций отдельных учебных дисциплин, об укреплении и концентрации учебного материала, об устранении дублирования в его изучении, о наличии достаточного объема учебного материала, который может быть изучен на базе других дисциплин.

ЛИТЕРАТУРА

1. Державний стандарт початкової загальної освіти // Початкова школа - 2001 - № 1. - С. 28 - 55.

2. Програми для середньої загальноосвітньої школи. 1 - 2 класи. - К.: Поч. школа. - 2001. - 296 с.

3. Андреев М. Интегративные тенденции в обучении. - София: Народна просвіта, 1986 - 176 с.

4. Зверев И.Д. Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. - М.: Педагогика, 1981. - 160 с.

5. Зорина Л.Я. Интегрированные предметы естественнонаучного цикла / Современная дидактика: теория - практике / Под научной редакцией И.Я Лернера, И.К. Журавлёва. - М.: ИТП и МИО РАО. 1993. - с. 125 - 140.

6. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО Л.И. Пискунова. - 2-е изд. испр. и дополн. - М.: ТИ Сфера, 2001. - 512 с.

7. Козловська І.И. Теоретико-методологічні аспекти інтеграції знань учнів професійно-технічної школи (дидактичні основи). Монографія / За ред. С.У. Гончаренко. - Львів: Світ, 1999. - 302 с.

8. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. - М.: 1982.

9. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. - М.: Наука, 1975. - 720с.

10. Малькова З.А., Вульфгон Б.Л. Современная школа и педагогика в капиталистических странах: Учебное пособие для пединститутов. - М.: Просвещение, 1975. - 268 с.

11. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. документов 1917 - 1873 / сост. А.А. Абакумов, Н.П. Кузин и др. - М.: Педагогика. 1974. - 560 с.

12. Педагогика: Навчальний посібник. - Харків: ТОВ Одісей, 2003. - 352с.

13. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С. Кукушина. - Серия “Педагогическое образование”. - Ростов н/Д.: Издательский центр “Март”, 2002. - с. 174 - 212.

14. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. - М.: гуманит. Изд. Центр ВЛАРОС, 2001. - с. 232 - 234.

15. Професійна освіта: Словник: Навч. посвбник /Уклад. С.У. Гончаренко та ін.; За ред.Н.Г. Ничкало. - К.: Вища школа, 200. - с. 122 - 129.

16. Современный словарь иностранных слов. Ок. 20000 слов. С-Петербург: Дует, 1994. - 732 с.

17. Сухомлинський В.О. Вибран. твори. В 5-ти томах. Том 3. Серце віддаю дітям. Народження громадянина. Листи до сина. - К.: Рад. школа. 1977. - 272 с.

18. Урсул Л.Д. Философия и интегративно-общенаучные процессы. - М., 1981. - 105 с.

19. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6-ти томах. / Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика. 1989.

20. Философский энциклопедический словарь. Гл. редакция: Л.Ф. Ильячев и др. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 848 с.

21. Бабарыга А. Интегрированные курсы в английской школе // Народное образование. - 1989. - № 5. - с. 92 - 93.

22. Безрук Г. Здосвіду проведення інтегрованних уроків //П. Школа. - 2000. - № 10. - С. 44.

23. Бех І. Інтеграція як освітня перспектива // Початкова школа. - 2002. - № 5. - С. 5 - 6.

24. Бугайов О.В. Диференціація навчання у сучасній середній школі // Рідна школа. - 1991. - № 8. - С. 7 - 16.

25. Варзанька Л.О., Барсук С.Л. та ін. Типи інтегрованих уроків мови та мовлення // Початкова школа. - 1996. - № 6. - С. 13 - 16.

26. Волощук І.Є., Левченко Г.С. До питання про інтеграцію і диференціацію у трудовому навчанні // Рідна школа. - 1991. - № 11. - С. 73 - 75.

27. Геніке Е.А. Чапко Е.Е. Как построить интегрированный курс // Географія в школе. - 1994. - № 4. - С. 40 - 43.

28. Головинский Е. Лазарев Д. Опыт ведения интегрированного курса естественных наук в школах Болгарии // Перспективы. - 1986. - № 4. - С. 18 - 24.

29. Голубь В.Т. Работа по развитию речи школьников на уроках природоведения // Начальная школа. - 1998. - № 7. - С. 34 - 38.

30. Гончаренко С.У. Інтеграція наукових знань і проблема змісту освіти // Постметодика. - 1994. - № 2 (б). - с. 2 - 4.

31. Гончаренко С.У., Мальований Ю.І. Інтегроване навчання. За і проти // г-та “Освіта”, № 15 - 16 від 15 лютого. - 1994.

32. Дедович В.М. Інтеграція знань про природу. Як це можна зробити вже сьогодні // Згідна школа. - 1995. - № 5. - с. 49 - 51.

33. Дорошенко Т. Інтеграція на уроках музики // Початкова школа. - 2003. - № 4. - С. 25 - 27.

34. Жукова Т.Н. Интеграционные тенденции в обучении грамоте // Начальная школа. - 2001. - № 9. - С. 37 - 40.

35. Иванова И.Н. Реализация идеи интеграции науки в системе базового образования // Начальная школа. - 1993. - № 2. - С. 51 - 53.

36. Ильченко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах // Начальная школа. - 1998. - № 9.

37. Ильченко В.Р. Навчальна технологія інтеграції змісту природничо-наукової освіти: досвід комплексного дослідження // Педагогіка і психологія. - 1995. - № 4. - С. 3 - 12.

38. Калініна Є. Інтегровані уроки з образотворчого мистецтва // П. школа. - 2002. - № 2. С. 37 - 38.

39. Колпакова Г.И. Межпредметные связи - одна из форм активизации учебно-воспитательного процесса // Начальная школа. - 1989. - № 10 - 11. - С. 29 - 31.

40. Колягин Ю.М. Алексенко О.Л. Интеграция школьного обучения // Начальная школа. - 1990. - № 9. - С. 28 - 31.

41. Косовська М. Інтеграція багатокомпонентного змісту початкової освіти в умовах реалізацій нових освітніх програм // Початкова школа. - 2003. - № 11. - С. 11 - 13.

42. Кошкина И.В. Целимбровская Г.Б. Интеграция в начальной школе. Уроки изобразительного искусства // Начальная школа. - 2003. - № 10. - С. 82 - 85.

43. Кравченко О.Н. Интегрированный урок по математике и природоведению // Н. школа Плюс - минус. - 2002. - № 5. С. 65 - 71.

44. Леонович Е.Н. Предмет русского языка и задачи развития речи // Начальная школа. - 2001. - № 4. - С. 97 - 104.

45. Лисенко Г. З досвіду проведення інтегрованих уроків // Початкова школа. - 1998. - № 8. - С. 46 - 48.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.