Рефераты. Дидактические основы интегрированных уроков в начальных классах

Основные принципы программы «Искусство»:

- всеобъемлющая связь национальных и общечеловеческих художественных ценностей;

- единство обучения, воспитания и развития учащихся, учебной и внеучебной работы;

- целостность знаний и представлений, эмоционально-ценностного отношения, умений и творчества;

- системность и последовательность, доступность и преемственность;

- дифференциация и индивидуализация обучения, вариативность форм, методов, технологий.

Полицентрическая интеграция предусматривает выделение двух доминантных содержательных линий (предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство», которые объединяются в тематический цикл на основе общей духовно-мировоззренческой ориентации и обогащаются элементами других содержательных линий - синтетических искусств. Общим для всех видов искусств является отражение закономерностей человеческого бытия в художественных образах, универсальность эстетического восприятия мира и художественного мышления, которые различаются только языковыми средствами.

Освоение теоретических знаний (средств художественной выразительности, форм, жанров, стилей и пр.) и технических умений является необходимым средством постижения содержания искусственных ценностей, но не самоцель.

Разработка технологий интегрированных уроков, прежде всего вступительных и обобщающих в пределах каждой темы, зависит от соответствия и объёма родственных тематических и художественно-эстетических элементов. Осуществляется учителем или двумя учителями, что работают согласованно.

Таким образом, интеграция знаний и представлений учащихся осуществляется на таких уровнях:

- духовно-мировоззренческий (через общий тематизм, отражающий фундаментальную связь всех видов искусства с жизнью);

- эстетико-искусствоведческом (через обобщённость и родственность искусствоведческих понятий, универсальность эстетических категорий;

- психолого-педагогическом (через технологию интегрированных уроков различного типа).

Содержание программы включает также условно выделенные сквозные компоненты:

1) восприятие, аналіз, интерпретация произведений искусства;

2) практическая художественно-творческая деятельность учащихся;

3) эстетико-искусствоведческая пропедевтика (усвоение понятий и терминов).

В приложении 4 предложен итоговый урок во 2 классе по программе данного курса

Реализация идеи создания интегрированных учебных курсов является довольно сложной. Во-первых, следует определиться, каким образом методически представить ребёнку целостную картину мира. Тут необходимо рассмотреть прежде всего её границы, уровни, составляющие компоненты, структуру, поскольку мы имеем дело с фактом возрастных психологических возможностей школьников в усвоении тех или иных научных знаний. Во-вторых, в соответствии с этой целью необходимо скоординировать форму представления системы научных знаний в интегрированных курсах. По-другому, целостную картину мира мы должны спроектировать в систему понятий и фактов, которые бы содержались в дидактически оформленном виде в каждом учебном предмете, и, более того, в методических разработках уроков по теме, что изучается. Так, например, курс, объединяющий чтение и русский язык - предметы близкие по структуре, - даёт слишком малый выигрыш в познании мира, а значит, вряд ли целесообразен в начальной школе. Его реализация в среднем и старшем звене может дать иной эффект. Опыт же изучения интегрированного курса «Природоведение», включающего сведения из географии, биологии, ботаники, физики и других дисциплин показывает, что учащимся начальных классов можно привить основы целостного представления об окружающем природном мире. Как правило, дети на уроках природоведения работают легко и с интересом усваивают обширный по объёму фактологический материал.

Часто создатели интегрированных курсов не придерживаются этих двух фундаментальных условий, а значит, такие курсы не могут считаться полной мерой интегрированными. Скорее, это определённый уровень, на который должны подняться «межпредметные» связи. Так, вычленяются ситуации, когда необходимо взаимное использование знаний и умений с различных предметов. При нахождении таких разделов в двух программах учитель устанавливает последовательность их изучения. Главная цель такого «интегрированного курса» научить учащихся рассматривать одни и те же явления, проблемы в различных ситуациях и системах. Тут всё сводится только к тому, что каждый предмет таким способом интеграции приобретает большей широты, смысловой и информационной насыщенности. Вследствие этого учащиеся достигают глубокого уровня понимания учебной темы.

Казалось бы, найден способ постижения нужной целостности, системности, изучаемых в школе знаний. Но сразу же возникает вопрос о том, кто сможет этот курс практически вести. Само создание таких учебных курсов потребует разносторонне квалифицированного коллектива авторов. Его же преподавание требует не только высочайшей квалификации, но и весьма широкой эрудиции. Кто подготовит такого учителя? Кто заинтересует морально и материально учителя, ведущего такой сложный многопредметный учебный курс? Пока эти вопросы не будут решены, этот способ интеграции реальных сдвигов не принесёт.

В начальной школе роль интегрирующего звена осуществляет сам учитель, который обучает детей всему: и арифметике, и грамоте, и начальному пониманию природы, и многому-многому другому. В меру своих сил и возможностей он реализует эту функцию. Думается, что к способам интеграции можно отнести и обучение по принципу «один учитель», когда один учитель преподаёт в младших классах.

2.4. ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Возрождение национальной системы образования требует новых теоретических подходов как к определению содержания ( программное обеспечение учебного процесса ), так и к разработке новых технологий обучения. Широкое применение новых технологий выступает общими теоретическими критериями определения новизны содержания школьного образования.

Указом № 116 от 12.04.1996 Министерства образования Украины был утверждён комплексный эксперимент разработки содержания, методов и новых технологий обучения - Программа развития детей « Росток ».

Цель эксперимента заключалась в повышении уровня физического, психологического, морального, интеллектуального «духовного и творческого развития учащихся в процессе организации их активной творческой деятельности на основе интеграции, гуманитаризации и экологизации содержания и методов обучения, новых педагогических технологий, реализующихся в новом научном и учебно-методическом обеспечении учебно-воспитательного процесса школы.

На базе экспериментальной площадки - сумской классической гимназии - под научным руководством Т.И.Пушкарёвой, кандидата педагогических наук, была проведена серия научных исследований по проблеме интеграции, гуманизации и гуманитаризации образования, разработан пакет нормативных документов по деятельности экспериментальной площадки. Развёрнута работа над экспериментальным учебным планом, авторскими программами, новыми учебниками и учебными пособиями для начальной и средней школы.

Комплексная Программа развития детей «Росток» выполняется в соответствии с положением Национальной доктрины развития образования Украины и практически реализует требования Государственного стандарта начального общего образования. Вышеназванные документы устанавливают приоритетные направления научных исследований в образовании ХХI столетия и новые образовательные стандарты, содействующие упорядочиванию и повышению эффективности научных исследований, творческому поиску педагогов-практиков в процессе создания новых образовательных технологий, направленных на эффективное развитие ребёнка.

Направления исследования в комплексном педагогическом эксперименте разработки содержания, методов и технологий обучения Программы развития детей «Росток» базируется на приоритетных направлениях государственной политики в сфере образования, освещённых в законах Украины «Про освіту». Про загальну середню освіту, в Национальной доктрине развития образования Украины, Государственном стандарте начального общего образования и отражают определенные изменения в подходах общества и развитию личности, а также учитывают основные достижения развития отечественной и зарубежной педагогической мысли.

Научно-исследовательская работа в Программе «Росток» осуществляется по таким основным направлениям:

научные основы интеграции знаний учащихся в процессе изучения интегрированных курсов начальной и средней школы;

преемственность обучения во время перехода с дошкольного учреждения в начальную школу и из начальной в среднюю школу на основе интеграции содержания обучения;

воспитание экологической культуры учащихся, на основополагающих интеграции содержания обучения;

интегрированный подход к формированию здорового способа жизни учащихся;

эстетическое воспитание учащихся на основе интеграции предметов художественно-эстетического, гуманитарного и природно-математического циклов в начальной и средней школах;

профориентация учащихся на основе комплексной диагностики их развития в условиях профильного обучения.

Основой научно-методического обеспечения любого педагогического эксперимента является его концепция или же иначе говоря его основная идея, отражённая в определенной системе взглядов. Концептуальные положения Программы развития детей «Росток» впервые были опубликованы в 1998 г.

Научно-методическое содержание программы «Росток» и её обеспечение отражает схема 1.

Цель эксперимента: повышение уровня физического, психологического, морального, интеллектуального, духовного и творческого развития учащихся в процессе организации их активной творческой деятельности на основе интеграции, гуманитаризации и экологизации содержания, методов и педагогических технологийобучения, реализирующихся в новом научном и учебно-методическом обеспечении педагогического процесса школы. Поскольку целью Программы «Росток» является комплексное развитие ребёнка основополагающим постулатом исследований явилась формула С.Л.Рубинштейна Развитие +Обучение+Воспитание

Обучение:

- деятельностно-ориентированное;

-личностно-ориентированное

Основные направления исследования: интеграция знаний о мире в процессе деятельностно и личностно ориентированного обучения

Результаты:

разработаны новые курсы для начальной и 5-6 классов средней школы с их полным учебно-методическим обеспечением;

созданы новые учебные пособия для традиционных предметов и новых спецкурсов начальной школы;

- в процессе реализации нового учебно-методического обеспечения достигнут высокий уровень познавательной активности учащихся.

Воспитание:

деятельностно-ориентированное;

личностно-ориентированное.

Физическое воспимтание осуществляется на основе научной разработки проблемы. Интегрированный подход к формированию учащихся здорового образа жизни с использованием нового учебного пособия До здоров'я кроком руш.

Эстетическое воспитание реализуется в процессе преподавания предметов эстетического цикла, интегрированной основой которого являются предметы, художественный труд, Театр

Экологическое воспитание осуществляется через решение научно-педагогической проблемы «Формирование экологической культуры учащихся на основе интегрированного подхода.

Моральное воспитание осуществляется через внедрение «Системы кураторства» на идеях личностно, деятельностно и культурно ориентированного подходов к воспитанию ребенка как ученика, как члена семьи, члена детского коллектива, жителя своего города или села, гражданина своей страны, человека мира.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.