Дети-сироты раннего возраста страдают в связи с разлукой с матерью и другими близкими взрослыми. Кроме того, среда дома ребенка эмоционально бедна и однообразна, в связи с чем у них формируются такие синдромы как эмоциональная депривация, госпитализм, задержка психического развития, психоречевая задержка.
Можно выделить линии развития, которые на 2-м году жизни формируются наиболее интенсивно. Это понимание речи взрослого и развитие активной речи; сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; развитие движений; развитие навы-ков самостоятельности.
Второй год жизни -- это сензитивный период в развитии речи, когда наблюдается особая чувствительность к речевому обуче-нию, когда речевое развитие протекает очень интенсивно. На 2-м году ребенок начинает подражать словам и фразам взрослого, понимать его речь. Растет его активный словарь, ребенок овладевает граммати-ческим строем языка, начинает пользоваться речью.
Работа по развитию речи на втором году жизни должна проходить по нескольким направлениям: развитие звуковосприятия и слуховой дифференциации, стимулирование речевых реакций, развитие артикуляционного аппарата, расширение пассивного словаря и понимание речи взрослого, формирование активного словаря, работа над звукопроизношением.
Большой потенциал в развитии речи у детей второго года жизни имеет дидактическая игра. Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей. Истоки её в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями. В потешках, игровых песенках, в играх "Ладушки", "Сорока-белобока", в играх с пальчиками воспитатель привлекает внимание ребёнка к окружающим предметам, называет их.
В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей раннего возраста.
Дидактическая игра, кажущаяся взрослым лишенным какого-либо смысла, для ребенка раннего возраста - настоящая работа. Во время этих игр у ребенка вырабатываются важные качества, необ-ходимые для успешного умственного развития. У детей исподволь воспитывается способность сосредоточиться на том, что им показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подра-жанию, воспитатель побуждает их воспроизводить по-казанные действия, сказанные слова.
Очень важно помнить, что игры должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для даль-нейшего воспитания.
Таким образом, к организации дидактической игры детей второго года жизни, особенно в первом полугодии, со стороны воспитателя требуется большое внимание. В связи с этим в практической части данного педагогического проекта нами было проведено исследование. Цель исследовательской деятельности состояла в том, чтобы проверить достоверность выдвинутых нами теоретических положений, а именно, что возможно систематизация теоретического материала и эмперического исследования позволит разработать и поэтапно реализовывать систему дидактических игр, направленных на развитие речи детей второго года жизни.
Обследование уровня речи детей исследуемой группы проходило по методике М.Аксариной, Н.М.Щелованова. Обследование включало в себя несколько диагностических процедур: изучение понимания речи и пассивного словаря; изучение активного словаря.
В процессе исследования стало известно, что из 100% детей исследуемой группы: 41,7% детей имеют низкий уровень развития речи; 41,7% детей, имеют средний уровень развития речи; 16,6% детей - имеют высокий уровень развития речи.
Все вышеизложенное определяет необходимость разработки и реализации системы дидактических игр, направленных на развитие активного и пассивного словаря детей исследуемой группы.
Предлагаемая система дидактических игр разработана по методике доктора психологических наук Е.А.Бондаренко. Данная система хороша тем, что достаточно подробно разработана, представлены методические рекомендации к проведению игр и упражнений.
Таким образом, цель данного педагогического проекта - выполнена, а гипотеза исследования - подтверждена, действительно, систематизация теоретического материала и эмперического исследования позволила разработать и поэтапно реализовывать систему дидактических игр, направленных на развитие речи детей второго года жизни.
Список литературы.
Бондаренко Е.А. Дидактические игры для детей от года до трех лет. - М.: АСТ, 2003.
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение.- М.: Педагогика, 1990.
Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра. Кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1988.
Васильева Н. Творческие проявления у детей раннего возраста в игре. // Мой кроха и Я. - 1997. - № 2. - С.37-41.
Введение в психодиагностику: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др. Под ред. К.М.Гуревича - М.: Издательский центр « Академия », 1997
Возрастные и характерологические особенности детей, лишенных родительского попечительства: Методические рекомендации / Сост. Е.Н.Костина. - Екатеринбург: объединение Дворец молодежи, 2004.
Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях /Под ред. Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова. - М.: Медгиз, 1960.
Вопросы педагогики раннего детства /Под ред. Н.М.Аксариной, Е.И.Радиной. - М.: Просвещение, 1964.
Вроно Е.М. Несчастливые дети - трудные родители: наблюдения детского психиатра. - М.: Семья и Школа , 1997.
Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1998.
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. Е.И.Рдиной, М.И.Поповой. - М.: Просвещение, 1972.
Ермолаева М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников// Дошкольное воспитание.- 1995. - № 9.- С. 34-38.
Крулехт М.В. Педагогическая технология // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 4.- С.36-42.
Куприянова Н.Б., Федосеева Т.Н. Игры и занятия с детьми до трех лет. - М.: Медицина, 1970.
Лидак Л.В. Специфика общения в сюжетно-ролевых играх // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А.Урунтаева - М.: Академия, 1997.
Менжерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 1982.
Никонова О.В. Своеобразие дидактических игр и их педагогический потенциал // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 4. - С.13-19.
Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.: Посвещение, 1986.
Рузская А.Г. Развитие общения ребенка с взрослыми и сверстниками // Хрестоматия / Сост. Г.А.Урунтаева - М.: Академия, 1997.
Тонова И. Младенец тренируется без устали. // Мой кроха и Я. - 1999.- № 4. - С. 23-25.
Эльконин Д.Б. Детская психология. Учпедгиз РСФСР - М.: 1960.
Приложение № 1 .
Список детей исследуемой группы.
№
Ф.И.ребенка
Возраст
Диагноз
1
Плотников Коля
1г 9 м
Гемофилия и СССР
2
Корчинский Макс
Поражение ЦНС, спастический тетрапарез, двигательные нарушения тяжелой степени
3
Иванов Паша
СССР
4
Иваницкая Аня
1г 7 м
5
Салимова Маша
1 г 6 м
СССР, папиллома языка
6
Фирсова Света
1г 3 м
СССР, сходящиеся содружественное косоглазие
7
Булдаков Сеня
1г 6 м
Полидактимия 1-го пальца правой руки, СССР
8
Гвоздев Никита
1г 8 м
Врожденная аномалия развития, расщелина твердого и мягкого неба
9
Кубрина Саша
1г 2 м
10
Александров Алеша
1г 11м
11
Виноградов Андрей
12
Бураков Вова
1г 4 м
СССР, гипотрофия
Сокращения: СССР - смешанные специальные расстройства развития, в
том числе и задержка психоречевого и сенсорного развития.
Приложение № 5.
Сравнительная гистограмма уровня развития речи детей
исследуемой группы.
Приложение № 6.
Конспект проведения дидактической игры «Музыкальные игрушки».
Программное содержание: Формировать умение образовывать глаголы от названия музыкальных инструментов (барабан -- барабанит); обыгрывать игру на музыкальных инструментах с помощью движений. Закрепить в речи названия музыкальных инструментов. Побуждать высказываться, делиться личными впечатлениями. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Способствовать эмоциональному отклику на происходящее, создать хорошее настроение.
Материал: Музыкальный домик, музыкальные инструменты, игрушечный заяц, кукла-мальчик.
Ход:
Воспитатель: Ребята, кто у меня в руках? (Зайка). Поздоровайтесь с ним.
Зайчик рад всех вас видеть и приглашает в гости. (Воспитатель провожает детей к зайчику в гости, дети рассаживаются).
Воспитатель:
Зайка этот не простой.
Зайку сделали из плюша,
У него большие уши
И особенный талант,
Этот зайка музыкант!
Зайчик живёт в музыкальном домике. Слышите, играет музыка? У него здесь много музыкальных инструментов. Зайка говорит, что кто отгадает загадку, тот будет играть на музыкальной игрушке.
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит!
А всего-то три струны!
Что такое? Отгадай-ка!
Это наша … балалайка.
Эту загадку отгадал … (называется имя ребёнка), он будет играть на балалайке.
Воспитатель предлагает ребёнку выйти «на сцену», поиграть, а музыкальный руководитель в это время может подыграть ребёнку; другие дети хлопают артисту.
Воспитатель: Вот какой музыкант! На чём ты играл? Ребята, на какой музыкальной игрушке играл …?
Слушайте другую загадку.
Очень весело поёт,
Если дуете в неё.
Ду-ду-ду,
Да-да-да,
Так поёт она всегда.
Не палочка, не трубочка.
А что же это? (Дудочка).
… (имя ребёнка) отгадала. Иди, сыграй на дудочке, а мы тебе похлопаем. На какой музыкальной игрушке играла? Как она называется? Ребята, на чём играла …?
Воспитатель: Ребята, а здесь, у зайчика, ещё много музыкальных игрушек!
Что это? (Колокольчик). А что делает колокольчик? Колокольчик звенит! (воспитатель побуждает к обыгрыванию колокольчика с помощью движений, одновременно приговаривая: зве-нит, зве-нит, зве-нит).
Что это? (Погремушка). Что делает погремушка? Погремушка гремит! (обыгрывание).
Что это? (Бубен). Что делает бубен? Бубен стучит! (обыгрывание).
Что это? (Барабан). Что делает барабан? Барабан барабанит! (обыгрывание).
Теперь я всем раздам музыкальные игрушки. Что у тебя? А у тебя? И т. д.
Сейчас мы будем все вместе играть на музыкальных игрушках, и у нас получится оркестр! (Дети играют, в сопровождении русской народной мелодии). Как весело и громко у нас получается! У меня такое хорошее настроение! Ой, да я попляшу! Ну-ка, сыграйте ещё раз! Вот как попляшу!
Устала. И вы устали, и музыкальные игрушки устали. Где лежали? (В домике). Как лежали инструменты? (аккуратно, красиво). И вы их положите красиво, аккуратно.
Ой, кто-то стучит! Кто же пришёл? Пойдёмте, посмотрим. Андрюша (кукла) пришел. Расскажите, у кого в гостях вы были? В каком домике он живёт? На каких инструментах играли? Как играли? Что делала я, когда вы играли? Вам понравилось? Тогда давайте все вместе попляшем, и Андрюша тоже!
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7