Рефераты. Диагностика креативности школьников и ее учет в педагогической деятельности учителя

2. Айзенк, П. Проверь свой способности [Текст] А. Айзенк. М.,1972. - 121 с

3. Акимова, М.К. Способности и одаренность [Текст] / М.К. Акимова, В.Т. Козлова // Рабочая книга школьного психолога; под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 376 с. - ISBN 5-91874-061-5.

4. Анастази, А. Психологическое тестирование: в 2-х т. [Текст] / А. Анастази. - М., 1982. 240 с. - ISBN 5-272-00106-0

5. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В.И.Андреев. - Казань, 1988. - 236 с. - ISBN 5-7464-0029-7

6. Бернштейн, М.С. Психология научного творчества [Текст] М.С.Бернштейн // Вопросы психологии. - 1965. - №3. - С.35-38.

7. Библер, В.С. Мышление как творчество [Текст] / В.С.Библер // Введение в логику мысленного диалога. - М., 1975. - ISBN 5-642-879516-2

8. Блонский, П.П. Избранные психологические произведения [Текст] / П.П. Блонкий. - М.: Просвещение, 1964. - 287 с. - ISBN 5-957-846215-1

9. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б.Богоявленская. - М.: РГУ, 1983. - 302 с. - ISBN 5-234-167951-2

10. Богоявленская, Д.Б. Основные современные концепции творчества и одарённости [Текст] / Д.Б.Богоявленская. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 241 с. - ISBN 5-813-49134-6

11. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б.Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 371 с. - ISBN 5-973-16167-4

12. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству [Текст] / Д.Б.Богоявленская // Наука и жизнь, 1977. №1. - С.87-91.

13. Богоявленская, Д.Б. Диагностика становления творческой личности [Текст] / Д.Б.Богоявленская Психодиагностика и школа / Отв.ред. К.М.Гуревич. - Таллинн, 1980. - 180 с. - ISBN 5-167-24795-0

14. Богоявленская, Д.Б. Психолого-философский анализ творчества [Текст] / Д.Б.Богоявленская Междисциплинарный подход к исследованию творчества. М., 1990. - 215 с. - ISBN 5-371-67511-0

15. Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей [Текст] / В.А. Борзова, А.А.Борзов. - Самара: Самар. Дом печати, 1994. -315 c. - ISBN 5-871-94561-2

16. Брушлинский, А.В. Мышление и прогнозирование [Текст] / А.В. Брушлинский. М., 1979. - 230 с. - ISBN 5-914-64872-5

17. Брушлинский, А.В. Проблема развития в психологии и психология мышления / Принцип развития в психологии [Текст] / А.В.Брушлинский. - М., 1978. - 154 с. - ISBN 5-124-167845-5

18. Вишнякова, Н.В. Креативная психопедагогика: Монография - Ч.1 [Текст] Н.В.Вишнякова. - Минск, 1995. - 126 с. - ISBN 5-4862-354972-5

19. Вишнякова, Н.В. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии. Дис. …док.пед.наук [Текст]. - М., 1996.

20. Воронин, А.Н. Диагностика вербальной креативности // Методы психологической диагностики. Выпуск 2. [Текст] / А.Н.Воронин, Т.В.Галкина. - М., 1994. - 214 с. - ISBN 5-145-264875-4

21. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Психологический очерк [Текст]. - М., 1991. - 216 с. - ISBN 5-13479-5-3

22. Галкина, Т.В. Диагностика и развитие креативности [Текст] Т.В.Галкина, Л.Г. Алексеева Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н. Дружинина. - М., 1991. - 140 с. - ISBN 5-64213-412-4

23. Гaфитулин, М.С. Рaзвитиe твoрчeскoгo вooбрaжeния: Из oпытa рaбoты сo шкoльникaми нaчaльных клaссoв: Мeтoд. рaзрaбoткa пo испoльзoвaнию элeмeнтoв тeoрии рeшeния изoбрeтaтeльских зaдaч в рaбoтe с дeтьми [Текст] М.С. Гафитуллин. - Фрунзe, 1990. - С. 2-18.

24. Гильбух, Ю.З. Внимание: одарённые дети [Текст] / Ю.З. Гильбух. - М., 1991. - 80 с. - ISBN 5-07-002079-7.

25. Гильбух, Ю.З. Феномен умственной одаренности [Текст] / Ю.З. Гильбух, О.Н.Гарнец, С.Л.Коробко // Вопросы психологии. - 1990. - №4. - С.74-80.

26. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта [Текст] / Дж. Гилфорд // Психология мышления. / Под ред. А.М.Матюшкина. - М., 1965. - С.124-145.

27. Глотова, Г.А. Творческая одарённость личности. Проблемы и методы исследования [Текст] / Г.А.Глотова. - Екатеринбург, 1992. - 128 с. - ISBN 5-13468-5972-6

28. Григоренко, Е.Л. Экспериментальное исследование процесса выдвижения и проверки гипотез в структуре познавательной активности. Автореф. Дис. канд. Психол. Наук [Текст]. М. 1990.

29. Грузенберг, С.О. Психология творчества [Текст] / С.О. Грузенберг. - Минск, 1997. - 213 с. - ISBN 978-5-396-00095-7

30. Гуревич, К.М. Принцип коррекционности в методиках психологической диагностики научно-методические основы использования в школьной психологической службе психодиагностических методик [Текст] / К.М.Гуревич. - М., 1988. - 312 с. - ISBN 5-921-567423-5

31. Гурова, Л.Л. Творческая одарённость в развитии познавательных структур [Текст] Л.Л.Гурова Вопросы психологии. - 1991. - №6. - С.61 68.

32. Де Боно Э. Рождение новой идеи: О нешаблонном мышлении. Пер. с англ. Под ред. О.К.Тихомирова. - М.,1976. - 65 с. - ISBN 5--13465 2

33. Диагностические методы работы с одарёнными школьниками. Сборник статей / под ред. Г.В.Бурминской. [Текст]. - Воронеж, 1991. - 345 с. - ISBN 5-243-68591-2

34. Дорфман, Л.Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве [Текст] / Л.Я.Дофман, Г.В.Ковалева // Вопросы психологии. 1999. №2. - С.54-56.

35. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н.Дружинин. - М.: Изд. Центр «Академия», 1996. - 368 с. - ISBN 5-314-00121-7

36. Егорова, М.С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей (возрастной и генетический анализ) [Текст] /М.С.Егорова // Вопросы психологии. 2000. №1. - С.37-42.

37. Краткий тест творческого мышления: Фигурная форма [Текст] // Пособие для школьных психологов. / Под ред. Е.И.Щеблановой. М.: Интор, 1995. - 84 с. - ISBN 5-642795-3

38. Лернер, И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей [Текст] /И.Я.Лернер. -- M.: Просвещение, 1982. - 134 с. - ISBN 7-54216-957-2

39. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество [Текст] / А.М.Матюшкин. М.: Издательство МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. 184 с. - ISBN 5-134625-8

40. Психология и педагогика одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова [Текст]. - М., 2000. - 264 с. - ISBN 5-631-457821-1

41. Терехова, Г.В. Развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе: Метод. рекомендации по курсу "Уроки творчества" для учителей нач. кл. [Текст] / Г.В.Терехова. - Челябинск: Издво Челяб. гос. унта, 2002. - 201 с. - ISBN 5-123745-6

42. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] Е.В. Сидоренко. - СПб.: ООО «Речь», 2001. - 223 с. - ISBN5-841-795263-5

43. Стернберг, Р. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента [Текст] / Р. Стернберг, Е. Григоренко// Основные современные концепции творчества и одарённости / Под ред Д.Б. Богоявленской. М., 1997. 314 с. - ISBN 5-846253-5

44. Трик, Э.Х.Е. Основные направления экспериментального изучения творчества: Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления [Текст]. М.: Издательство МГУ, 1981. - 28 с. - ISBN 5-871-94562-3

45. Туник, Е.Е. Оценка способностей и личных качеств школьников и дошкольников [Текст] / Е. Е. Туник, В. П. Опутникова. - СПб. : Речь, 2005. - 104 с. - ISBN 5-9268-0345-4

46. Туник, Е.Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности [Текст]. СПб: Иматон, 1998. - 48 с. - ISBN 5-86239-035-7

47. Фетискин, Н.П. Психодиагностика детской одарённости [Текст] / Н.П. Фетискин. М. - Кострома, 2001. - 44 с. - ISBN 5-7591-0471-1.

48. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения [Текст] / А.В.Хуторской. - М., 2007. - 320 с. - ISBN 5-691-00577-4

49. Шумакова, Н.Б. Исследование творческой одарённости с использованием тестов Е.П. Торренса у младших школьников [Текст] / Н.Б.Шумакова, Е.И. Щебланова, Н.П.Щербо // Вопросы психологии. 1991. №1.

50. Щебланова, Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников проблемы, методы, результаты исследований и практики [Текст] Е.И. Щебланова, Рос. акад. образования, Моск. психолог.-соц. ин-т. - М.; Воронеж МПСИ : МОДЭК, 2004. - 368 с. - ISBN. : 5-89502-542-0.

Приложение А

Тесты Торренса

1) Вербальные тесты.

Вербальные тесты включают семь заданий по 5 - 10 мин. каждое и занимают в целом 20 мин.

1. Задание «Спросить и угадать « -- это одна из наиболее ясных моделей творческого мышления, направленная на выявление любознательности, чувствительности к новому и неизвестному, способности к вероятностному прогнозированию. При его выполнении требуется задать вопросы к картинке с изображением какой-то ситуации, попробовать угадать, что предшествовало этой ситуации (ее причины) и что произойдет в дальнейшем (последствия). Любознательность выражается в количестве и качестве вопросов, отражающих способность испытуемого выйти за пределы изображенной на картинке ситуации, а выдвижение гипотез о причинах и последствиях событий моделирует научное творчество.

2. Задание «Усовершенствование игрушки « - одно из наиболее сложных и показательных наблюдений. Оно вызывает большой интерес у детей и обладает высокой степенью валидности.

3. Задание «Необычное использование» - модификация широко известного теста Гилфорда. В этом задании испытуемым бывает трудно преодолеть ригидность - уйти от тривиальных ответов. Ригидность проявляется в том, что испытуемый фиксируется лишь на одном способе действия, например, предлагает использовать коробки только в обычной функции: как емкости, в которые можно складывать предметы.

4. Задание «Необычные вопросы « - представляет вариант первого задания, но с более сильным акцентом на необычности вопросов.

5. Задание «Невероятные ситуации « требует воображения и фантазии. Испытуемый сталкивается с невероятной ситуацией и должен представить себе возможные выходы из нее. Хотя это задание -- одно из наиболее эффектных, многие дети находят его невыполнимым.

2) Фигурные тесты

Фигурные тесты состоят из двух заданий, на выполнение каждого из которых отводится по 10 минут, т. е. 20 мин. в общей сложности.

1. Задание «Нарисуй картинку» ~ оригинальный тест на использование определенного элемента в качестве отправной точки для создания картинки. Этот элемент представляет собой цветное пятно, форма которого напоминает довольно обычные предметы. Художественный уровень рисунков в тестах не оценивается, самое важное, - идея.

2. Задание «Незавершенные фигуры, « сконструировано автором из нескольких других тестов. Из гештальтпсихологии известно, что незаконченные фигуры вызывают стремление завершить их простейшим способом. Поэтому, чтобы создать оригинальный ответ необходимо противодействовать этому стремлению. Все десять фигур различаются между собой, но навязывают определенные устойчивые образы.

Интерпретация результатов тестирования

1. Беглость или продуктивность. Этот показатель не является специфическим для творческого мышления и полезен, прежде всего, тем, что позволяет понять другие показатели. Данные показывают, что большинство детей 1-8 классов выполняют от семи до десяти заданий, а старшеклассники - от восьми до десяти заданий. Минимальное количество выполненных заданий (менее 5-ти) встречается чаше всего у подростков (5-8 классы).

2. Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Иногда этот показатель полезно соотнести с показателем беглости или даже вычислить индекс путем деления показателя гибкости на показатель беглости и умножения на 100%. Напомним, что если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала и (или) низкой мотивации.

3. Оригинальность. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных.

Те, кто получают высокие значения этого показателя, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов.

4. Разработанность. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Низкие показатели - для отстающих, недисциплинированных и нерадивых учащихся. Показатель разработанности ответов отражает как бы другой тип беглости мышления и в определенных ситуациях может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество проявляется.

Приложение Б

Батарея тестов «Творческое мышление» Е.Е. Туник

Большинство тестов является модификацией тестов Гилфорда или Торренса.

Время проведения тестов 40 минут. Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет, проводятся в индивидуальной или групповой форме.

Субтест 1.Использование предметов (варианты употребления)

Задача: Перечислить как можно больше способов использования предмета, отличающиеся от обычного употребления.

Инструкция испытуемому: Газета используется для чтения, ты можешь придумать другие способы использования газеты. Что из неё можно сделать? Как её можно использовать?

Инструкция зачитывается устно. Время выполнения теста 3 минуты. Ответы записывают испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.

Оценивание: результаты выполнения теста оцениваются в баллах.

Имеются три показателя:

1) Беглость (беглость воспроизведения идей) - суммарное число ответов. За каждый ответ даётся 1 балл, все баллы суммируются.

Б=1* n

n = число уместных ответов; Б = беглость

2) Гибкость - число классов (категорий) ответов.

Все ответы можно отнести к различным классам. Например, ответы типа: сделать из газеты - шапку, корабль, игрушку и так далее, можно отнести к одному классу - Создание поделок и игрушек.

Следует приписать каждому ответу номер категории из списка приведённого в методики Е.Е. Туник, затем, если несколько ответов будут относиться к одной категории, то учитывать первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую категорию только один раз. Затем следует подсчитать число использованных ребёнком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесённых к новой категории, которой нет в списке категорий). Кто-то может дать много ответов, то есть иметь высокий показатель по фактору беглость, но все ответы могут относиться к одной категории, например к категории №12 - Создание поделок, игрушек.

За одну категорию даём 3 балла.

Г=3 *m

Г - показатель гибкости, m - число использованных категорий.

Ответам ни подходящим ни к одной категории присваивается новая категория и , соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведённым списком категорий.

2) Оригинанальность - число ответов с необычным употреблением понятия, в данном случае оригинальным считается ответ, данный 1 раз на выборке объёмом 30 - 40 человек. 1 оригинальный ответ - 5 баллов.

Все баллы за оригинальные ответы суммируются.

Op= 5 *k,

Op - показатель оригинальности, k - число оригинальных ответов.

Строгий подсчёт суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, то есть перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае предлагается проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчёт в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.

T1=Б1+Г1=Op1=n+3*m+5*k

Где Т1 - суммарный балл по 1 субтесту, Б1 - беглость по 1 субтесту, Г1 гибкость по 1 субтесту, Op1 - оригинальность по 1 субтесту, n - общее число уместных ответов, m - число категорий, k - число оригинальных ответов

Следует обратить особое внимание на термин уместные, адекватные ответы. Первое - следует исключать из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции - очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и так далее, помимо специально оговорённых в категории 1. Но в этом случае надо исключать только самые очевидные способы использования газеты, по сути только вышеприведённые. Второе - следует исключать повторяющиеся (полностью) дублирующие друг друга ответы.

Субтест 2. Заключения

Задача: Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

Инструкция испытуемому: Вообрази, что случиться, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке.

Время выполнения субтеста 3 минуты.

Оценивание: результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах:

Имеются два показателя:

1) Беглость (беглость воспроизведения идей) - общее число приведённых следствий. 1 ответ (1 следствие) - 1 балл.

2) Оригинальность - число оригинальных ответов, число отдалённых следствий. Здесь оригинальным считается ответ приведенный только 1 раз (на выборке 30 - 40 человек).

1 оригинальный ответ - 5 баллов

Op=5*k

Op - показатель оригинальности, k - число оригинальных ответов

Т2=n+5*k

Т2 - Суммарный показатель 2 субтеста.

Как и в первом субтесте следует обратить внимание на исключение неуместных (неадекватных) ответов; а именно: повторяющихся ответов и ответов не имеющих отношение к поставленной задаче.

Субтест 3. Слова

Задача: Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определённым слогом.

Инструкция испытуемому: 1 часть. Придумай слова, которые начинаются на слог - «По», например «Полка».

Время 2 минуты.

Часть 2. Придумай слова, которые оканчиваются на слог «Ка», например «Сумка».

Время 2 минуты.

Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах.

Имеются два показателя:

1) Беглость - общее число приведённых слов. 1 слово - 1 балл.

Б=n

n - общее число слов.

Как и раннее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитываются неадекватные слова - в данном случае слова, которые не начинаются или не оканчиваются на заданный в инструкции слог.

2) Оригинальность. Число оригинальных слов, приведенных один раз на выборку 30 - 40 человек - k.

Op=5*k

k - число оригинальных слов. Op - показатель оригинальности.

T3=n+ 5*k

T3 - суммарный показатель третьего субтеста.

Субтест 3. Словесная ассоциация

Задача: привести как можно больше определений для общеупотребительных слов.

Инструкция испытуемому: Приведи как можно больше определений для слова - книга. Например - красивая книга - какая ещё бывает книга?

Время выполнения субтеста - 3 минуты.

Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по 3 показателям:

1) Беглость - суммарное число приведённых определений - n. 1 определение - 1 балл.

Б=n

Б - показатель беглости.

2) Гибкость - число приведённых классов - категорий ответов. 1 категория - 3 балла

Г=3*m

Г - показатель гибкости, m - число категорий ответов (в методике Е.Е. Туник приводится 12 категорий). Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются 1 раз и получают - 3 балла. В принципе, максимально возможный балл - 12х3=36 баллов (в случае, когда в ответах присутствуют все 12 категорий, что на практике встречается исключительно редко, а также отсутствуют ответы, которым присваивается новая категория). Как и в субтесте 1 ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимально полученное число баллов может увеличиваться.

3) Оригинальность - число оригинальных определений - в нашем случае - k.

Оригинальное определение - приведённое всего 1 раз на выборке из 30 40 человек. 1 оригинальное определение - 5 баллов

Op=5 *k

Op - показатель оригинальности, k - число оригинальных определений.

Т4=n + 3* m +5 *k

где Т4 - суммарный показатель 4 Субтест

Субтест 4. Составление изображений

Задача: Нарисовать заданные объекты, пользуясь определённым набором фигур.

Инструкция испытуемому: Нарисуй определённые объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять их размеры и положения в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.

В первом квадрате нарисуй лицо, во втором - дом, в третьем - клоуна, а в четвёртом - то, что ты хочешь. Подпиши четвёртый рисунок.

Испытуемому предъявляется набор фигур (изображённый в методике на рисунке 1) и образец выполнения задания.

Время выполнения всех рисунков - 8 минут.

Длина стороны квадрата = 8 сантиметров (для тестового бланка).

Оценивание: Оценивание производится по двум показателям.

1) беглость - гибкость. В данном показателе учитываются:

n1 - число изображённых элементов (деталей), 1 деталь - 0.1 балла; n2 число использованных классов фигур (из четырёх заданных, a, b, c, d), 1 класс фигур - 1 балл; n2 - изменяется от 0 до 4; n3 - число ошибок, ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии, 1 ошибка 0.1 балла

Б=? (0.1n1i + n2i - 0.1* n3i)

i - номер рисунка.

Затем баллы Б (беглость) суммируются по 4-м рисункам.

2) Оригинальность. k1 - число оригинальных элементов рисунка.

Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы или необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное расположение элементов друг относительно друга. 1 оригинальный элемент - 3 балла.

В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов.

k - оригинальность четвёртого рисунка (по теме и содержанию) может встречаться 1 раз на выборку 30 - 40 человек.. k может принимать значения 0 или 1.

За оригинальный сюжет = 5 баллов (относится только к рисунку 4)

Op = 5 *k + ?3 *k1i

Op - оригинальность, i - номер рисунка (от 1 до 4)

Т4 = Б + Op

Б - беглость, Op - оригинальность, Т5 - суммарный показатель 5 Субтест.

Субтест 5. Эскизы

Задача: в квадратах теста приводится множество одинаковых фигур (кругов); каждую из фигур надо превратить в различные изображения.

Инструкция испытуемому: добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. Дорисуй эти картинки. Рисовать можно внутри круга и снаружи круга. Подпиши название каждого рисунка.

Время выполнения задания - 10 минут.

Тестовый бланк состоит из листа стандартной бумаги (формат А-4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры кватрата 5х5 см, диаметр каждого круга ~1.5 см.

Оценивание: оценивание проводится по 3 показателям:

1) Беглость - число адекватных задаче рисунков.

n - Число рисунков (изменяется от 0 до 20). За 1 рисунок - 1 балл

Б=n

Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликат), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал - круги.

2) Гибкость - число изображенных классов (категорий) рисунков. Например, изображение различных лиц относится к одной категории, изображения различных животных так же составляет одну категорию.

m - число категорий, за одну категорию - 3 балла.

Г= 3*m

3) Оригинальность . k - число оригинальных рисунков; оригинальным считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке 30-40 человек) 1 оригинальный рисунок - 5 баллов.

Ор=5*k

Ор - показатель оригинальности.

Т5=n+3*m+5*k

Где Т6 - суммарный показатель 6 Субтест.

При подсчете баллов по 6 Субтест следует учитывать все рисунки вне зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись.

Субтест 6 Спрятанная форма

Задача: Найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении.

Инструкция испытуемому: Найти как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке?

Время выполнения Субтеста 3 мин.

Оценивание: Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по 2 показателям:

1) Беглость - суммарное число ответов - n. 1 ответ - 1 балл.

Б=n

2) Оригинальность - число оригинальных, редких ответов - k. В данном случае оригинальным будет считаться ответ, данный один раз на выборке 30-40 человек. 1 оригинальный ответ - 5 баллов

Ор=5*k

Где Ор - оригинальность.

Т6=n+5*k

Где Т6 - суммарный показатель шестого субтеста.

Приложение В

Результаты математической обработки

Методика П. Торренса

Методика Е.Туник

Экспертная оценка учителя

Данила Б.

241

351,91

5

Игорь Д.

88

167,21

3,5

Олег З.

64

162,01

4

Дима И.

83

105,76

2,2

Настя Н.

137

332,7

3,4

Мария П.

185

256,3

3,9

Софья П.

166

231,51

4,9

Слава Р.

160

244,03

3,46

Петр Р.

116

155,72

3,8

Андрей С.

149

199,95

3,6

Кирилл С.

165

247,2

4

Ефим С.

106

167,25

3,4

Дима С.

139

167,56

4,4

Костя С.

93

140,45

4,2

Юния Ч.

98

133,3

2,75

Михаил В.

373

395,6

4,8

Алиса А.

157

180,28

4,8

Антон А.

64

213,68

3,9

Никита Д.

145

236,69

4,7

Алишер Ж.

183

361,24

4,8

Игорь В.

145

207,9

3,64

Роман И.

117

248,83

3,76

Даша К.

248

324,17

4,9

Аркадий Л.

146

243,5

3,78

Ева Н.

176

295,62

3,96

Алексей Н.

142

213,02

4,7

Настя П.

177

314,88

4,2

Андрей Р.

182

286,6

3,16

Евгения С.

126

179,01

4,1

Павел С.

193

276,58

4,1

Юрий С.

248

245,7

5

Анна Ф.

113

241,64

3,06

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.