Рефераты. Диагностика детей на феномен агрессии

Следующий метод, используемый нами в работе и относящийся к арттерапии, -- проективное рисование. Рисование, само по себе, несет множество развивающих функций:

- требует согласования большого количества психических функций, развивает чувственно-двигательную координацию;

- координирует конкретно-образное мышление;

- выступает способом постижения и преобразования своих возможностей и окружающего мира;

- является способом выражения различного рода эмоций.

Психологи-практики рассматривают детский рисунок, прежде всего как проекцию личностных особенностей ребенка, его символического отношения к миру. В связи с этим в процессе работы необходимо дифференцировать особенности рисунка, связанные со степенью овладения ребенком графическими умениями, и особенностями рисунка, обусловленными личностными характеристиками школьника. Имеет значение и анализ активности ребенка, а также способов использования художественных материалов.

И, наконец, еще один метод, используемый нами в программе, -- метод беседы и постановки проблемных ситуаций. Проблемные ситуации позволяют ребенку самостоятельно найти решение, услышать многообразие мнений других детей по тому или иному поводу.

При разработке содержания программы коррекции и развития мы ориентировались на положение о роли социальных эмоций в нравственном воспитании детей. Формирование представлений о нормах поведения связывается с осознанием моральной ценности доброжелательного отношения к окружающим, а эмоциональное предвосхищение позволяет спроектировать и прочувствовать свое поведение. Программа направлена на то, чтобы предметом внимания детей стали эмоциональные и физические состояния людей. Программа является коррекционно-развивающей, так как направлена не только на коррекцию уже имеющихся нарушений, но и на профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.

Необходимым условием эффективности программы, по нашему мнению, является активное участие в ней педагогов и родителей. В соответствии с этим требованием программа реализуется в трех направлениях:

I. Педагог-психолог -- родители.

II. Педагог-психолог -- педагоги класса.

Ш. Педагог-психолог -- дети.

О первом и втором направлениях работы речь пойдет в 5 главе, поэтому на них подробно не будем останавливаться.

Содержание работы в направлении «педагог-психолог - дети» заключалось в реализации коррекционно-развивающей работы в форме специально организованных занятий. Цели программы:

1. Коррекция негативных тенденций социально-эмоционального развития детей.

2. Развитие социально-эмоционального благополучия ребенка через формирование чувства внутренней устойчивости, автономности.

Задачи программы:

1. Развитие гибкости поведения, способности адекватного реагирования на различные жизненные ситуации.

2. Формирование установки «Я -- хороший, ты -- хороший».

3. Формирование способности эмоциональной саморегуляции.

4. Овладение ребенком «языком» эмоций как способом выражения собственного эмоционального состояния.

Принципы программы:

1. Ценностно-ориентированный принцип. Эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребенка и его психологическое здоровье. Принцип предполагает также ориентацию ребенка на другого человека.

2. Принцип активности и свободы самовыражения ребенка. Постановка ребенка в позицию самоконтроля и саморегуляции.

3. Принцип симпатии и участия. Ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности. Взрослый оказывает поддержку сам и, не навязывая, организует ее со стороны сверстников.

Программа была составлена для работы с детьми подросткового возраста и с учетом их психологических характеристик. Общее число занятий: 20, три раза в неделю. Продолжительность занятия: 35 минут. Количество детей в группе: 6--7 человек. Отбор детей производится на основе диагностического обследования. В занятиях принимали участие все дети. С детьми, нуждающимся в коррекции социально-эмоциональной сферы, дополнительно проводилась индивидуальная работа.

Система занятий представлена в таблице 4.

Таблица 4

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Обеспечение

1

2

3

4

5

1.

Каждый привлекателен по-своему

Осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности,

своим особенностям и способностям. Осознание собственной неповторимости, физических особенностей

1. Беседа о том, какие люди разные, чем мы отличаемся, чем похожи.

2. Рисование. Автопортрет.

3. Беседа по рисункам.

Краски, карандаши,

мелки на выбор.

Бумага разного формата

Развитие репертуара телесных ощущений, обучать использованию тактильного контакта как способа выражения симпатии друг к другу

1. Беседа о том, как можно показать другому, что он

хороший.

2. Игра «Комплимент». Цель: развитие умения выражать свое отношение к другому через слово, действие.

3. Игра «Газета».

Цель: развитие тактильного контакта детей группы,

преодоление барьеров общения.

Ход: на пол кладется газета, на ней должны поместиться 4 ребенка, затем газета сворачивается пополам, потом еще. Задача детей - как можно ближе стать друг к другу, чтобы поместиться на газете.

Газета

Бумага, карандаши, доска, мел

Тема

Программное содержание

Методические приемы

Обеспечение

2

3

4

5

2.

Я + Ты = Мы

Развивать чувство принадлежности к группе. Получение опыта позитивного взаимодействия

1 . Схематическое рисование правил «хорошего» общения:

помогай друзьям;

делись с ними;

умей остановить друга, если он делает что-то нехорошее;

не срывай злость на других;

не ссорься по пустякам.

2. Беседа по рисункам.

3. Игра «Прикосновения»

Бумага, карандаши, доска, мел

1. Игра «Комплимент».

2. Игра «Колокольчик». Ход: дети стоят в плотном кругу, один ребенок посередине. Он раскачивается из стороны в сторону, остальные его поддерживают.

3. Игра «Ток». Ход: дети стоят в кругу, держатся за руки и пожимают их - передают ток.

Создание коллажа «Наш класс».

Рисование карандашами

3.

Волшебные средства понимания

Знакомство с интонированием речи, мимикой и пантомимикой. Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. Развитие отрицательного отношения к безучастному отношению к проблемам других. Развитие умения принимать настроение других людей

1. Игра «Я чувствую...» Ход: детям раздаются карточки с изображением различных эмоций. Ребенок называет нарисованное чувство и говорит, когда он его испытывает.

2. Игра «Молекула».

3. Интонационные этюды.

Карточки с изображением эмоций по количеству детей

1. Беседа о средствах понимания: интонации, мимики, пантомимики.

2. Изготовление масок.

3. Игра «Маски». Ход: ребенок, надев маску, передает настроение этой маски.

Бумага, краски, карандаши, мелки

1. Игра «Руки». Ход: дети работают в парах. Ведущий предлагает: - познакомиться руками, - поссориться руками, - помириться руками.

2. Игра «Ниточка с иголочкой». 3. Игра «Я чувствую...»

4.

Настроение

Описание своего настроения, обогащение опыта, обогащение опыта самоконтроля. Осознание настроения другого. Обогащение способами выражения своего настроения. Влияние настроения на взаимоотношения людей

1 . Игра «Лото настроение». 2. Рисование «Мое настроение». 3. Беседа по изображениям эмоций.

Краски, бумага; карточки-лото; карточки с изображением эмоций

1. Упражнение «Возьми себя в руки!»

2. Упражнение «Лев».

3. Игра «Создай марионетку».

.

Волшебная линия

Обогащение опыта эмоционального реагирования. Упражнение в регулировании эмоций

1. Рисование «Волшебная линия». С помощью линейки и цвета передать настроение: спокойная линия, радостная, хитрая, злая, больная, волнующаяся.

2. Создание картины с помощью линий.

Бумага, краски

1. Беседа по рисункам.

2. Игра «Нехочуха».

3. Игра-релаксация «Волшебный сон».

6.

Я - хороший, я - плохой

Осознание и принятие себя, своих черт. Развитие адекватной самооценки. Нахождение способов преодоления отрицательных черт характера

1.Игра «Наоборот».

2. Игра «Собаки бывают». Ход: дети изображают собак. Педагог спрашивает о том, какие это собаки.

Мяч

1. Игра «Я умею». Ход: дети сидят в кругу. Ведущий кидает каждому мяч. Ребенок называет как можно больше того, что он умеет (и хорошее, и плохое).

2. Игра-релаксация «Цветочная поляна». Детям предлагается представить себе цветочную поляну, найти свой цветок и хорошо его рассмотреть.

3. Рисование цветка.

Мяч, воск, бумага, краски

7.

Любимые сказки

Развитие понимания себя и других Преодоление барьеров в общении. Реагирование собственных чувств.

1. Игра «Назови героя».

Ход: ведущий называет черту характера, дети подбирают к ней героя сказки.

2. Игра «Сказка наоборот». Ход: поменять героев местами, придумать, что они теперь будут делать.

3. Рисование.

Мяч, воск, бумага, краски

8.

Вместе веселее

Расширение опыта позитивного взаимодействия. Развитие умения соотносить свои желания с желаниями и действиями других.

1. Игра «Бумажные развалы». Ход: дети стоят в кругу, у каждого запас бумаги. Разорванные кусочки складывают в одну кучу. Когда она станет достаточно большой, детям предлагается всем вместе подбрасывать бумагу вверх.

Старые газеты, бумага

1. Игра «Клубок».

2. Игра «Найди пару».

3. Игра «Зеркало».

9.

Хорошо и плохо

Развитие доверия к окружающим детям и взрослым. Развитие потребности в общении, взаимодействии.

1. Сценка «Вместе и порознь».

2. Обсуждение сценки.

1. Игра «Вежливые слова».

2. Игра «Гамак».

3. Игра «Гусеница».

1.Коллективное сочинение сказки.

2. Игра «Колокольчик».

3. Игра-релаксация,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.