Рефераты. Диагностика детей на феномен агрессии

Таким образом, в процессе выявления уровня агрессии, были получены данные, которые показали, что более половины учеников класса имеют высокий уровень агрессии. Для преодоления агрессивности нами были разработаны занятия, которые должны снизить этот уровень.

3. Конспекты занятий с детьми

Агрессивность -- это свойство личности, выражающееся, по мнению А.А. Реан, в готовности к агрессии Реан А. А. Психология изучения личности. - СПб.: Питер, 1999.

.

Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:

- стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);

- повсеместная демонстрация сцен насилия;

- нестабильная социально-экономическая обстановка;

- индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т. д.);

- социально-культурный статус семьи и т. п.

Можно с большой уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия -- вот те параметры, которые необходимо выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком.. Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут постоянной чертой характера ребенка.

Агрессивность может быть физически и психически обусловленной:

1) агрессивные реакции характерны для детей из-за несформированности функций самоконтроля и произвольности, из-за незнания нравственных правил и норм;

2) агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет еще и защитную функцию: функцию самосохранения как физического, так и эмоционального.

Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные трудности, и он нуждается в помощи окружающих (табл. 3).

Таблица 3

Причины агрессивности детей и методы их коррекции

Причина

Методы коррекции

1. Недостаток двигательной активности, недостаток физической нагрузки

- подвижные игры

- «минутки радости» между занятиями

2. Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии

- беседа с родителями

- наблюдение за поведением ребенка

- налаживание эмоционального контакта с ребенком

3. Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье

- беседа с родителями

4. Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ)

- аретопсихотерапия

- ненавязчивые разъяснения поступков действующих лиц

- давать способы и образцы миролюбивых способов общения

- обсуждать книги, предусмотренные программой

Причина

Методы коррекции

5. Низкий уровень развития коммуникативных навыков

- психогимнастика, игры на мимическое и пантомимическое самовыражение

- обучение приемам саморасслабления

- разработка программ обучения коммуникативным навыкам

Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Для детей статус определяется целым рядом факторов:

- внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;

- организаторские способности;

- широта кругозора;

- позитивная оценка взрослого и т. д.

И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже -- отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т. п. со стороны взрослого.

Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина ее -- неудовлетворенная потребность в общении и любви. Агрессивность может выступать и формой протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельности.

Коррекционная работа с ребенком велась параллельно с работой со взрослыми, его окружающими, родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин в работе со взрослыми необходимо было делать несколько акцентов:

- изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;

- изменение стиля взаимодействия с детьми;

- расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений.

Независимо от причины агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия окружающих по отношению к нему.

1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.

2. Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.

3. Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.

4. Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.

5. Обучать консультативным способам выражения гнева как естественной присущей человеку эмоции.

Задачами психокоррекционной работы с агрессивными детьми были:

- развитие умения понимать состояние другого человека;

- развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;

- обучение ауторелаксации;

- обучение способам снятия напряжения;

- развитие навыков общения;

- формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

Детям важно давать выход своей агрессивности. Им было предложено:

- использовать физические силовые упражнения;

- рвать бумагу;

- нарисовать того, кого хочется побить, и что-нибудь сделать с этим рисунком;

- использовать «мешочек для криков»;

- поколотить стол надувным молотком и т. д.

В своей работе в целях коррекции агрессивного поведения детей были использованы:

- занятия психогимнастикой;

- этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе;

- этюды и игры релаксационной направленности;

- игры и упражнения на развитие осознания ими отрицательных черт характера;

- игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1996.

.

Анализ программ, предназначенных для коррекции и развития личности ребенка, свидетельствует о том, что большинство их них использует элементы игротерапии и арттерапии, а также психогимнастику. Представленная далее программа не стала исключением, в ней используются следующие методические приемы:

- словесные и подвижные игры;

- психогимнастические этюды;

- рисование (тематическое и свободное);

- беседы и проблемные ситуации.

Выбор данных методов и приемов не является спонтанным, он -- следствие теоретического анализа подходов к коррекции и развитию личности ребенка в рамках отечественной психологии.

Игровая терапия -- метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Данное понятие включает в себя много методик, но все они основываются на том, что в игре заложен большой потенциал влияния личность и взрослого, и ребенка. Главная особенность игры -- двуплановость -- способствует тому, что у человека снижается боязнь ошибиться, сделать что-то неправильно. Это, в свою очередь, обусловливает развивающий эффект игры. В практике детской психотерапии игра впервые использована 3. Фрейдом. С развитием психологической науки фактически все направления зарубежной психокоррекционной практики в рамках своих школ выработали подходы к игротерапии. В отечественной психологической практике применение игры как терапевтического средства основывается на теории игры Л. С. Выготского Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ре-бенка // Вопросы психологии.- 1996. - №6., А. Н. Леонтьева Леонтьев А.Л. Избранные психологические произведения. В 2-х т. - М.: Просвещение, 1983., Б. Д. Эльконина Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: ВЛАДОС, 2001. . В психокоррекционной работе мы опирались на труды Л. Абрамяна Абрамян Л. А. О возможностях игры для развития и кор-рекции социальных эмоций дошкольников // Игра и само-стоятельная деятельность в системе воспитания. - Таллин: Прима, 1984, А. Захарова Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - СПб.: Питер, 1999., А. Спиваковской Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. - М.: Просвещение, 1988..

Следующий метод, используемый в нашей программе, -- психогимнастика. Этот метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика родилась на стыке практической психологии и актерского искусства выразительных движений. Часто вербальные сигналы являются помехой в истинном понимании другого человека. Невербальные же сигналы (наклон головы, поза, движения рук и губ, выражение глаз, походка) позволяют умеющему «читать» их человеку получать гораздо более достоверную и полную информацию о других людях. Психогимнастика позволяет снимать эмоциональное напряжение и мышечные зажимы, корректировать настроение и отдельные черты характера, обучать ауторелаксации.

Сам термин «психогимнастика», по мнению А.А. Осиновой, имеет широкое и узкое значения. В широком смысле психогимнастика -- это курс специальных занятий, направленных на коррекцию и развитие различных сторон психики человека. В узком смысле под психогимнастикой понимают игры и этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М.: ВЛАДОС, 2000..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.