Рефераты. Детско-родительские отношения

Еще более негативные последствия дает альтернирую-щее, т. е. неустойчивое эмоциональное, отношение со сто-роны родителей, особенно матери. Имеется в виду непосле-довательность, немотивированность эмоциональных прояв-лений, когда похвала или упрек зависят от настроения, а не от объективного (хорошего или плохого) поведения ребен-ка. Особенно отрицательно сказывается такой тип отноше-ний, если он начинается с раннего детства. Например, ког-да мать в хорошем настроении, она обнимает, целует ре-бенка, увлеченно играет с ним, т. е. создает ему ситуацию удовлетворения, одобрения, счастья. Потом она отводит его в ясли или детский сад, уходит и надолго оставляет с чужи-ми людьми, заставляя испытывать страх, тяжело страдать без ласки, утешения и, главное, ни за что, без всякой вины со стороны ребенка. Когда мать опять возвращается и заби-рает его домой, ей некогда играть с ребенком, она устала на работе, раздражена, сын или дочь кажутся ей надоедли-выми, невыносимыми, капризными. Поэтому мать отталки-вает ребенка: «Отстань, мне некогда!», «Не мешай, я заня-та!», «Иди отсюда, играй сам, мне не до тебя тут!» Ребенок обижается, плачет, снова идет к матери. Мать наказывает его за капризы, а ребенок не может понять, за что: «Что случилось?», «Что плохого я сделал?» Утром он вел себя также, и все было хорошо, мать была довольна им, а вече-ром почему-то все плохо. Потом, когда мать опять в хоро-шем настроении, жизнь для ребенка снова прекрасна, хотя ведет он себя точно так же, как всегда.

В результате малыш усваивает тот факт, что все происхо-дящее с ним (нежность и ласка матери или ее раздражи-тельность и строгость) зависит не от его поведения, а от внешних причин, обстоятельств, времени. Вчера было пло-хо, сегодня хорошо, потом опять будет плохо, непонятно почему...

Ребенок не может понять, что происходит с матерью, почему она меняет одну «личину» на другую, относится к нему так по-разному. В конечном счете, он вообще отказы-вается от попыток понять причинно-следственные связи ок-ружающего социума, не анализирует соответствие своих поступков социальным нормам, не вникает в причины из-менения настроения у самого себя, не ищет источник своих радостей и огорчений, поскольку они непредсказуемы, как непредсказуемо настроение его матери. Такое непонимание причинно-следственных связей между поступками, действи-ями, настроением и эмоциональным состоянием, по мере взросления ребенка, делает все более прочным представление о неконтролируемости изменении своего психического состояния. Став взрослым, такой человек, желая поднять свое настроение (если оно не «хочет» повышаться само со-бой), прибегает к искусственному способу регулирования психического состояния, например, к употреблению пси-хотропных веществ.

Помимо негативных последствий неправильного воспи-тания, особо следует отметить пагубное влияние на разви-тие ребенка неблагоприятной обстановки в семье, вызван-ной конфликтными отношениями между родителями. Ребе-нок (особенно маленький) не может определить, кто из родителей прав. Он не знает, на чью сторону становиться, и тяжело страдает, буквально «разрываясь на части» между родителями, сопереживая им обоим, потому что он любит обоих и нуждается в любви отца и матери в равной степени. Позже он научится ограждать себя от таких переживаний, начнет избегать семейных сцен, уходя из дому или не обра-щая на них внимания, иногда даже посмеиваясь над «при-чудами» родителей. Однако эта защита будет достигнута до-рогой ценой -- ценой отчуждения от родителей, высокоме-рия по отношению к ним, эгоизма, циничного отношения к чувствам других людей.

Влияние супружеских конфликтов не только на разви-тие личности, но и на возникновение отклонений в пси-хике детей (неврозы, психотические реакции и др.) давно известно детским психиатрам. Если родители используют ребенка как орудие в семейных баталиях, то конфликт меж-ду взрослыми перекладывается на плечи детей, глубоко раня их неокрепшую психику. Например, мать, убеждая сына или дочь «не любить папу», вынуждает ребенка лгать, делать вид, что он действительно больше не любит папу в угоду маме, воспитывая в нем лживость, притворство, скрыт-ность.

Иной раз отклонения в развитии психики ребенка или его плохое поведение, возникшее как следствие конфликт-ных отношений между родителем и ребенком, становятся стабилиза-торами отношений в семье. Пока ребенок, на котором вы-мещается конфликт, болеет или его поведе-ние вызывает опасение. Когда же ребенок выздоравливает или его поведение нормализу-ется, конфликт вспыхивает с новой си-лой. Получается, что выздоровление ребенка дестабилизи-рует такую семью, и, наоборот, эта семья сохраняется за счет здоровья ребенка. Поэтому лечение невротических или поведенческих расстройств у детей -- это, прежде всего ле-чение семьи, в которой они живут. Иногда удается вылечить некоторые расстройства (ночные страхи, внезапно возни-кающее заикание и другие отклонения), воздействуя толь-ко на родителей (в основном, на мать), даже без непосред-ственного контакта тс ребенком.

Таким образом, семья, не сумевшая дать ребенку роди-тельской любви, заботы, душевного контакта, ощущения защищенности, устойчивости и гармоничности отношений, приводит к самой разнообразной психической и личност-ной патологии в будущем, которая, в свою очередь, явля-ется предпосылкой употребления психотропных веществ Кондрашенко В. Г. Основы психотерапии. М., 2004. .

Отчужденность детей от родителей, их безнадзорность, неумение почувствовать радость от хорошо выполненной работы приводят к невосприимчивости мира духовных цен-ностей, нравственных идеалов, признанных обществом.

В семье, отягощенной алкогольной зависимостью, ребе-нок постоянно ощущает недостаток внимания к себе. Дей-ствительно, мать, поглощенная мыслями о пьянстве мужа, отдающая всю свою энергию на сокрытие секрета семьи, на решение финансовых проблем, на хозяйственные домаш-ние дела, редко имеет время и силы заняться ребенком. В лучшем случае, она следит за тем, чтобы сын или дочь были сыты, одеты, учили уроки, но ей некогда вникать в их проблемы, заняться вместе с детьми чем-то интересным, пойти с ними на прогулку, поиграть, повеселиться, просто посидеть и поговорить. В худшем случае, отсутствие заботы и внимания к ребенку становится стилем воспита-ния. Тогда вместо поддержки и доброжелательного интере-са к себе со стороны родителей дети встречают либо раз-дражение, гнев («Ты все делаешь не так!»), либо равно-душное, незаинтересованное отношение («Хватит, иди отсюда, ты мне надоел»). Всё это порождает у ребенка ощу-щение своей ненужности, он чувствует себя отвергаемым, нежеланным. У многих детей появляется навязчивый страх быть брошенным.

Страстное желание чувствовать заботу о себе, любовь родителей, оставаясь неудовлетворенным, порождает душев-ную ущербность ребенка. Маленькие дети часто начинают думать, что это они явились причиной всех бед в семье. Ста-новясь старше, ребенок рассуждает примерно так: «Если бы не я, маме не пришлось бы столько работать, она не была бы такой усталой и измученной. Она вообще могла бы ра-зойтись с отцом и жить себе сама, хорошо и спокойно, ведь сколько раз она говорила папе, что терпит все это ради се-мьи, чтобы у ребенка был отец». Так появляется чувство вины, неловкости за свое существование вообще. Дети мо-гут испытывать вину как за пьянство отца, так и за двой-ственность своих чувств к нему -- за смешанность любви и ненависти.

Пытаясь как-то найти выход из ситуации, ребенок дума-ет: «Если бы я лучше учился, хорошо себя вел, то мама с папой меньше ругались бы между собой, тогда папа, навер-но, перестал бы пить и, все было бы хорошо». Некоторые дети, действительно, начинают изо всех сил стараться за-служить похвалу родителей. Они хорошо учатся, выполняют работу по хозяйству, заботятся о себе и о младших братьях и сестрах. По сути, такой ребенок берет на себя не свойствен-ные его возрасту функции взрослого человека. Однако, видя, что все это никак не влияет на алкоголизм отца и даже не вызывает искренней признательности со стороны матери, ребенок испытывает горькое чувство крушения надежд. На самом деле, мать очень рада, что ребенок растет хорошим, она благодарна ему, но не умеет прямо и открыто выразить свои чувства -- похвалить, обнять, поцеловать, -- ведь ее чувства «заморожены». Наоборот, свыкшись с тем, что в ее жизни все плохо, она начинает указывать на недостатки в работе сына или дочери. Ребенок же чувствует себя раздав-ленным, опустошенным и ничтожным. Дети, с которыми обращаются так, будто они «ничто», начинают и сами себя воспринимать также. Ведь ребенок относится к себе так, как относятся к нему его близкие ему люди. Укоренившее-ся в сознании чувство вины, хроническая неудовлетворен-ность психологических (а то и материальных) потребнос-тей, ощущение заброшенности, стыд за своего отца, кото-рый ребенок переносит на себя, -- все это создает условия для формирования заниженной самооценки, неприятия образа «Я».

Сходство социальной ситуации развития ребенка в се-мье, отягощенной алкогольной зависимостью, еще не оп-ределяет единообразие личностных особенностей таких де-тей. Несмотря на то, что все дети подвергаются влиянию указанных выше воздействий со стороны родителей, они реагируют на это по-разному. В зависимости от типа не-рвной системы, от индивидуальных особенностей, харак-тера, способностей у детей формируется различный стиль поведения.

В основе различных типов реагирования ребенка на об-становку в алкогольной семье лежит единая мощная потреб-ность: обратить внимание родителей на себя, добиться их любви. Интуитивно ребенок чувствует, что препятствием на пути удовлетворения этого страстного желания является пьянство отца. Ведь чаще всего именно из-за этого мама с папой ссорятся, а тогда им уже не до ребенка. Поэтому дети всеми силами стараются сделать так, чтобы пьянство ушло из их дома, а родители жили дружно, и используют для этого различные способы. Потерпев крах, осознав тщет-ность своих надежд и усилий, они реагируют тоже по-раз-ному.

В отечественной научной литературе, к сожалению, прак-тически нет работ, посвященных процессу формирования личности детей в алкогольных семьях. Поэтому, излагая ин-формацию об этом, мы в основном используем типологию, разработанную американскими учеными. Исследования В.Д. Москаленко Москаленко В. Д. Ребенок в алкогольной семье// Вопросы психологии. 1991. №4. С. 65- 74.

, а также наш опыт работы с детьми из семей алкоголиков показывают, что представленные ниже типы реагирования наблюдаются и у детей, выросших в ус-ловиях нашей культуры.

1.3. Сравнительный анализ детско- родительских отношений

Как в полной, так и в неполной семье возникают трудности в общении между детьми и родителями. В полной семье, где оба родителя любят своих детей, уделяют достаточно внимания: читают вместе, обсуждают прочитанное, проводят много времени на природе, занимаются спортом могут существовать проблемы. Дети замыкаются, живут в своем собственном мире, ведут себя агрессивно, не принимают родителей как таковых. В неполной семье, где, по сути, имеется недостаток одного из родителей, может творить полная идиллия. Причинами этого великолепия отношений могут служить: взаимопонимание между родителем и ребенком, равные отношения обеих сторон, достаток внимания, схожесть и разделение интересов друг друга. Родитель принимает сторону ребенка, они меняются местами, общение протекает легко и без казусов.

В семье, где родители игнорируют детей, не уделяют внимания, постоянно кричат на них, заняты только своими проблемами, дети вырастают эгоистами, агрессивными, обиженными на все и вся. Но есть и второй вариант такого сценария - дети могут уйти в себя, стать замкнутыми, трудно идти на контакт со взрослыми, детьми. Из- за этого в дальнейшем возникают проблемы а детском саду, школе, во взрослой жизни.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.