Рефераты. Детско-родительские отношения

Гиперпротекция

Повышенная опека ребенка, лишение его самостоятель-ности, чрезмерный контроль за поведением -- все это ха-рактеризует воспитание по типу гиперпротекции. Когда ро-дители, боясь «дурного влияния», сами выбирают друзей сыну или дочери, организуют досуг своего ребенка, насильно навязывают свои взгляды, вкусы, интересы, нормы поведе-ния -- это доминирующая гиперпротекция. Часто такой тип воспитания встречается в авторитарных семьях, где детей приучают безоговорочно подчиняться родителям или одно-му из взрослых членов семьи, волю которого исполняют все остальные. Эмоциональные отношения здесь обычно сдер-жанные. У детей нет глубокого душевного контакта с отцом и матерью, поскольку постоянная строгость родителей, их контроль и подавление инициативы ребенка мешают есте-ственному развитию детской привязанности и формируют только уважение и страх.

Воспитание по типу доминирующей гиперпротекции у повзрослевшего ребенка вызывает либо гипертрофирован-ную реакцию эмансипации, и подросток вообще выходит из-под контроля родителей, становится неуправляемым (пер-вый вариант), либо формирует конформный (приспособ-ленческий, пассивный) тип личности. Во втором варианте ребенок вырастает безвольным, во всем зависит от влияния окружающей микросреды или от лидера, более активного, чем он сам. У него не развивается чувство ответственности за свои действия, самостоятельность в принятии решений, нет цели в жизни. Он часто оказывается беспомощным в новой ситуации, неприспособленным, склонным к невро-тическим или непродуктивным реакциям.

Асоциальные группы привлекают таких подростков чаще всего тем, что они чувствуют психологическую защищен-ность, отсутствие «давления» со стороны родителей. Они легко идентифицируют себя с другими подростками и охот-но подчиняются лидеру, как раньше подчинялись отцу или матери. Обычно такие метаморфозы происходят во время длительного срока пребывания вне дома, например, учеба в другом городе, в техникуме, училище; переезд из села в город; поступление на работу и т. п. Оставшись без «поводы-ря», они готовы следовать за первым попавшимся челове-ком, который захочет «вести» их за собой. Например, если такой подросток, поступив работать на завод, попадет в бригаду, где по любому поводу принято употреблять спир-тное, то он, не задумываясь, перенимает эту традицию, заставляет себя пить, выполняя требования традиций, под-ражая старшим членам бригады и безоговорочно подчиня-ясь им.

К доминирующей гиперпротекции относится и воспита-ние в условиях высокой моральной ответственности. Здесь повышенное внимание к ребенку сочетается с ожиданием от него успехов гораздо больших, чем он может достичь. Эмоциональные отношения более теплые, и ребенок изо всех сил искренне старается оправдать надежды родителей. В этом случае неудачи переживаются очень остро, вплоть до нервных срывов или формирования комплекса неполноцен-ности. В результате такого стиля воспитания возникает страх перед ситуацией напряженности, испытанием, что в даль-нейшем часто становится толчком к употреблению психо-тропных веществ.

Повышенное внимание к ребенку в сочетании с тесным эмоциональным контактом, полным приятием всех пове-денческих проявлений означает воспитание по типу потвор-ствующей гиперпротекции. В этом случае родители стремят-ся выполнить любую его прихоть, оградить от трудностей, неприятностей, огорчений. В такой семье ребенок всегда находится в центре внимания, он -- объект обожания, «ку-мир семьи». «Слепая» любовь побуждает родителей преуве-личивать его способности, не замечать отрицательные каче-ства, создавать вокруг ребенка атмосферу восхищения и похвалы. В результате, у детей формируется эгоцентризм, завышенная самооценка, непереносимость трудностей и пре-пятствий на пути к удовлетворению желаний. Такие подро-стки считают себя стоящими вне критики, осуждений и за-мечаний. Свои неудачи они объясняют несправедливостью окружающих либо случайными обстоятельствами. Эту позицию формирует и подкрепляет поведение родителей, кото-рые всегда активно отстаивают интересы своего сына или дочери, не желают слушать об их недостатках и обличают всех, кто «не понимает» их ребенка или «виновен» в его неудачах.

Естественно, что личность, сформированная в условиях воспитания по типу потворствующей гиперпротекции, очень часто испытывает отрицательные переживания при первых же столкновениях с реальностью. Лишение привычной атмосферы восхищения и незатрудненного удовлетворения желаний вызывает у подростка социальную дезадаптацию, поскольку воспринимается им как кризисная ситуация. Не-умение преодолевать трудности, отсутствие опыта пережи-вания отрицательных эмоций побуждают его к употребле-нию психотропных веществ, поскольку они дают возмож-ность быстро без всяких усилий (волевых, интеллектуальных, духовных) изменить свое психическое состояние.

Следует отметить, что подростки, воспитывающиеся в условиях потворствующей гиперпротекции, крайне редко попадают в поле зрения нарколога не потому, что среди них реже встречаются случаи употребления психотропных веществ. Просто родители всеми силами стараются скрыть факты употребления алкоголя или наркотиков. Сначала они пытаются оправдать своего ребенка, как бы «не замечая» того, что происходит, или, объясняя такое поведение под-ростка его тонким душевным складом, необходимостью сти-мулирования творческих способностей. Затем подростка на-чинают лечить частным образом, чтобы избежать постанов-ки на наркологический учет. И только когда подросток совершает преступление или все средства самостоятельного лечения исчерпаны, он поступает в наркодиспансер, чаще всего уже в очень запущенном состоянии.

Гипопротекция

Воспитание по типу гипопротекции, напротив, означает пониженное внимание к ребенку. В этом случае родители крайне мало интересуются делами, успехами, переживани-ями подростка. Формально запреты и правила в семье суще-ствуют, требования к ребенку предъявляются, но родители не контролируют их выполнение, забывая, что они вчера требовали от сына или дочери. Ситуация бесконтрольности, а то и безнадзорности ребенка обусловлена либо равноду-шием родителей, либо их чрезмерной занятостью, сосредо-точенностью на других жизненных проблемах. Недаром у подростков, ставших алкоголиками, родители либо нигде не работали и вели паразитический, асоциальный образ жизни, либо, наоборот, были очень добросовестными, от-ветственными административными или научными работни-ками.

Если гипопротекция сочетается с хорошим эмоциональ-ным контактом, т. е. родители любят ребенка, хотя и не за-нимаются его воспитанием, то такой ребенок растет в ситу-ации вседозволенности, у него не вырабатывается привыч-ка к организованности, планированию своего поведения. Преобладают импульсы, отсутствует представление о том, что «хочу» должно быть на втором месте после «надо». У таких детей к подростковому возрасту, по сути, не развива-ется саморегуляция, и их поведение аналогично поведению акцентуантов по неустойчивому типу.

К серьезным негативным последствиям ведет воспита-ние в условиях гипопротекции в сочетании с эмоциональ-ной холодностью родителей, отсутствием душевного кон-такта. В этом случае ребенок постоянно ощущает свою не-нужность, обделенность лаской и любовью. Он тяжело переживает равнодушное отношение, пренебрежение со сто-роны отца и матери, и эти переживания способствуют фор-мированию у него комплекса неполноценности. Дети, ли-шенные любви и внимания родителей, вырастают озлоб-ленными, агрессивными. Они привыкают рассчитывать только на самих себя, во всех видят врагов, а своей цели добиваются силой или обманом.

Наиболее часто сочетание гипопротекции с эмоциональ-ной холодностью (вплоть до эмоционального отвержения) встречается в социально неблагополучных семьях. Там, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут аморальный об-раз жизни, дети обычно заброшены, предоставлены самим себе, лишены элементарного ухода и заботы. Здесь часто применяют к детям физические наказания, побои и истяза-ния за малейшие проступки или просто так, чтобы «сорвать зло». Тяжелая домашняя обстановка побуждает подростка искать утешения в компании таких же обездоленных сверст-ников. Усвоенные от родителей представления о жизни и ее ценностях (асоциальное поведение, злоупотребление спирт-ными напитками, принципы типа «у кого сила, тот и прав» и др.) они переносят в эту уличную группу, образуя свою криминогенную среду.

Очевидно, что воспитание по типу гипопротекции, по сути, оставляет ребенка «один на один» с жизненными труд-ностями. Лишенный руководства взрослого, его защиты и поддержки, он испытывает отрицательные эмоциональные состояния гораздо чаще, чем может выдержать еще не сфор-мировавшаяся личность. Поэтому вместе умения преодоле-вать трудности, искать выход из фрустрирующей ситуации подросток ищет способ снять напряжение, изменить свое психическое состояние. В этом случае психотропные веще-ства выступают для него универсальным средством для ре-шения всех его жизненных проблем.

Помимо рассмотренных выше основных типов неправиль-ного воспитания, существует еще множество подтипов, где переплетаются различные элементы, входящие в основные. Собственно, в чистом виде указанные типы воспитания встречаются в реальной жизни гораздо реже, чем их сочета-ния. Это обусловлено прежде всего тем, что в настоящее время семья не представляет такого единства, как это было в прошлом веке. Зачастую сейчас члены семьи относятся к ребенку по-разному, создавая каждый свои условия воспи-тания. Например, отец может осуществлять воспитание сына по типу гипопротекции в сочетании с эмоциональной хо-лодностью, мать -- по типу доминирующей гиперпротек-ции в сочетании с повышенной моральной ответственнос-тью, а бабушка, с которой внук проводит основную часть своего времени, -- по типу потворствующей гиперпротек-ции. Что вырастет из такого ребенка? Трудно сказать. Но можно с уверенностью заявить, что условия для формиро-вания его личности крайне неблагоприятные.

1.2. Отношения в неполной, проблемной семье

Ситуация, в которой к ребенку предъявляются противо-речивые требования, когда устои и традиции в семье практически отсутствуют, а нормы поведения непостоянны, наи-более опасна для формирования личности ребенка, особен-но в раннем возрасте.

Неконгруэнтность, т. е. несоответствие слов родителей интонации и мимике, часто встречается в случае скрывае-мого эмоционального отвержения ребенка. Слушая настав-ления и поучения родителей, находясь под постоянным кон-тролем и вниманием взрослых, ребенок в то же время чув-ствует их неискренность, глубоко спрятанное равнодушие. Такое положение может сложиться в семьях с появлением мачехи или отчима, которые стараются играть роль хороших родителей. Ребенок глубоко переживает эту ситуацию, тон-ко чувствует фальшь отношений, понимает, что он «лиш-ний», что его не любят. Менее очевидно для взрослых, но не менее остро для ребенка проявляется аналогичная ситу-ация и в родной семье. Например, радостный, сияющий первоклассник, весь измазанный грязью, с восторгом рас-сказывает матери, как они сажали деревья в школьном дво-ре. Мать хвалит его за участие в полезном деле, но лицо ее выражает досаду и недовольство по поводу испачканной одежды. Если ребенок постоянно сталкивается с тем, что родители, вроде бы слушая и отвечая ему, думают совсем о другом и это отражается в их мимике и интонациях, его внимание раздваивается из-за противоречивого содержания общения. Это отражается и на его поведении, делая ребенка двигательно расторможенным, гиперактивным. Получая про-тиворечивую информацию от родителей, ребенок никогда не научится концентрировать свое внимание, вырабатывать формы целенаправленного поведения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.