Самым популярными видами физической рекреации старшеклассников являются спортивные игры и утренняя зарядка. Наименее популярны: среди 10-класников - велосипедные прогулки, среди 9-класников - велосипедные прогулки и легкая атлетика, среди 11-класников - катание на коньках, атлетическая гимнастика и занятия шейпингом.
Главный мотив занятий физической рекреацией для всех групп испытуемых - совершенствование.
Пол, образование, принадлежность к определенной социальной группе являются факторами физической рекреационной активности и потребности в занятиях физической рекреацией.
Психологические характеристики испытуемых связаны с показателями отношения к физической рекреации. Так, респонденты, в личности которых преобладает направленность на себя, проявляют физическую рекреационную активность посредством занятий зарядкой, легкой атлетикой и шейпингом.
Выявлено, что испытуемые, в жизни которых большое значение имеет ценность «власть и влияние», в основном активны в занятиях единоборствами; ценность «здоровье» связана с проявлением активности в сфере занятий лыжным спортом и спортивными играми; ценность «материальный успех» - с занятиями единоборствами, атлетической гимнастикой и нетрадиционными видами спорта; «межличностные контакты и общение» - с активностью в сфере лыжных прогулок и атлетической гимнастики; лица, стремящиеся получить «яркие впечатления от жизни», проявляют активность в занятиях спортивными играми, атлетической гимнастикой и нетрадиционными видами спорта.
Респонденты, имеющие высокую самооценку внешности, успешности в делах, жизненной активности и волевых качеств, более активны в сфере занятий физической рекреацией, а также более удовлетворены степенью своей активности.
Обнаружена связь между особенностями темперамента испытуемых и предпочтениями в занятиях различными видами физической рекреации. Экстраверты в основном проявляют физическую рекреационную активность в сфере пешеходных прогулок. Эмоциональная возбудимость связана с занятиями утренней зарядкой, спортивными играми, единоборствами, туризмом, занятиями шейпингом и катанием на коньках; темп реакции - с занятиями спортивными играми, единоборствами, туризмом и нетрадиционными видами спорта.
Технология по формированию и поддержанию мотивов занятий физической рекреацией эффективна, ее реализация привела к изменению мотивов в сторону их большей выраженности.
После проведения формирующего эксперимента отношение представителей экспериментальной группы к физической рекреации изменилось: физическая рекреационная активность и потребности в занятиях возросли, а удовлетворенность активностью снизилась.
Правильно организованные подвижные игры оказывают благоприятное влияние на развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую работу, различные крупные и мелкие мышечные группы, игры, увеличивающие подвижность в суставах.
Подвижные игры активизируют деятельность сердца и легких, повышают их работоспособность, содействуют улучшению кровообращения и обмена веществ в организме.
Игры с активными, энергичными, многократно повторяющимися двигательными действиями, но не связанные с длительным односторонним силовым напряжением (особенно статическим), способствуют совершенствованию важнейших систем и функций организма. Именно поэтому в играх не должно быть чрезмерных мышечных напряжений и продолжительных задержек дыхание (натуживание). Важно, чтобы игры оказывали благоприятное влияние на нервную систему занимающихся. Это достигается путем оптимальных нагрузок на память и внимание играющих, а также такой организацией игр, которая вызывает у занимающихся положительные эмоции.
8. Волков Л.В. Физическое воспитание учащихся: Пособие для учителей. - М., 1988. - 360 с.
9. Воячецкий Э. Развивая силу // Физическая культура в піколе, 2000. - №2. - С. 46-48.
10. Выдрин В.М., Джумаев А.Д. Физическая рекреация - вид физической культуры //Теор. и практ. физ. культ., 1989. № 3, с. 2-3.
11. Демчишин А.П. та ін. Рухливі та спортивні ігри в школі / Посібник для вчителів. - К.: Освіта, 1992. - 175 с.
12. Дубогай О.Д., Завацький В.І., Короп Ю.О. Методика фізичного виховання студентів, віднесених за станом здоров'я до спеціальної медичної групи. // Навч. посібник. Луцьк: Надстир'я, 1995. - 220 с.
13. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры. - Л.: ВИФК,1985. - 118 с.
14. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура / Учебное пособие для вузов. М.: Издат. дом «ГЭОТААМЕД», 2002. С. 560.
15. Завацький В.І. Фізіологічна характеристика розвитку організму школярів. - Луцьк: „Надстир'я". - 1994. - ст. 149.
16. Загальна фізіотерапія і курортологія /Є.М. Панасюк, Я.М. Федорів, В.М. Модилевський. - Львів: Світ, 1990. - 136 с
17. Зациорский В.М. Спортивная метрология. Проблемы надежности двигательных тестов. М. ГЦОЛИФК, 1978. - 19 с.
18. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена М. «Физкультура и спорт», 1965. - 199 с.
19. Іващенко Л.Я., Пирогова Е.А. Вплив фізичних вправ на працездатність і здоров'я людини. - К.: „Здоров'є", 1986.
20. Качесов В.А. Основы интенсивной реабилитации. - М, 1999. - 126 с.
21. Келлер В.С., Платонов В.М. Теоретико-методичні основи підготовки спортсменів. - Львів: Українська Спортивна Асоціація, 1993. - 270 с.
22. Клиническая физиотерапия /И.Н. Сосин, Л.Д. Тондий, Е.В. Сергиени и др /Под ред. И.Н. Сосина. - Киев: Здоров'я, 1996. - 624 с.
23. Козіброда Л.В. Особливості застосування специфічних засобів фізичного виховання для дітей, що мають відхилення у стані здоров'я (на прикладі дошкільних закладів м. Львова) // Актуальні проблеми розвитку руху «Спорт для всіх» у контексті європейської інтеграції України: Матеріали міжнар. наук.-практ. конф. - Тернопіль, 2004. - 385 с.
24. Комарова Л.А., Терентьева Л.А., Егорова Г.И. Сочетанные методы физиотерапии. - Рига: Знание, 1986. - 173 с.
25. Короп Ю.О. Розвиток гнучкості в школярів // Фізичне виховання в школі. - 1997. - №3. - С. 40-45. - №4. - С.28-35.
26. Лечебная физическая культура. Справочник. / Под ред. проф. Епифанова В.А. М.: Медицина, 2001. С. 592.
27. Лечебная физическая культура. Учебник для студентов ин-тов физ. культ. / Под ред. проф. Попова С.Н. М.: ФиС, 1988. С. 270.
28. Лечебная физическая культура: Справочник./ Под ред. В.А. Епифанова. - М.: Медицина, 1987. - 528 с.
29. Линець М.М. Основи методики розвитку рухових якостей: Навчальний посібник для фізкультурних вузів. - Львів: "Штабор", 1997. - 204 с.
30. Липець М.М., Андрієнко Г.М. Витривалість, здоров'я, працездатність... -Львів, 1993. - 131 с.
31. Лікувальна фізкультура та спортивна медицина /В.В. Клапчук, Г.В. Дзяк, І.В. Муравов та ін /За ред. В.В. Клапчука, Г.В. Дзяка. - Киев: Здоров'я, 1995, - 312 с.
32. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теор. и практ. физ. культ. 2001, № 4, с. 11-13.
33. ЛФК в системе медицинской реабилитации / Под ред. проф. Каптелина А.Ф.и Лебедевой И.П. М.: Медицина, 1995. С. 98.
34. Лях В. Двигательные способности // Физическая культура в школе, 1996. - №2. - С. 2-8.
35. Лях В.И. Выносливость: основы измерения и методики развития // Физическая культура в школе, 1998. - №1. - С.7-14.
36. Лях В.И. Гибкость: основы измерения и методики развития // Физическая культура в школе, 1999. - №1. - С. 4-10.
37. Лях В.И. Координационные способности школьников // Физическая культура в школе, 2000. -- №4. - С.6-13; №5. - С.3-10
38. Лях В.И. Скоростные способности: основы тестирования и методики развития // Физическая культура в школе.1997. - №3. - С. 2-8.
39. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебн. для ин-тов физ. культуры. - М.: "ФиС", 1991, - 543 с.
40. Мошков В.Н. Общие основы лечебной физической культуры. М.: Медицина, 1954.
41. Мун Вон Бэ. Организационно-структурные закономерности и тенденции развития туризма в сфере досуга населения Республики Корея: Автореф. канд. дис. Спб., 1998. - 35 с.
42. Мурза В.П. Фізичні вправи і здоров'я. Київ „Здоров'я", 1991, 256 с.
43. Мухін В.М. Фізична реабілітація. - К.: Олімпійська література, 2000. - 423 с.
44. Определение физической подготовленности школьников / Под. ред. Б.В.Сермеева. - М.; Педагогика, 1973. - 104 с.
45. Орлов А.С. Социология рекреации. - М.: Наука, 1995. - 118 с.
46. Панін І.А. Рухова активність та здоров'я школярів в умовах пострадіаційного забруднення. // Початкова школа, 1999. - №5. С.62.
47. Панін І.А. Рухова активність школярів молодших класів у структурі уроку фізвиховання. Матеріали 1-ї міжнародної науково-практичної конференції. Луцьк., 1996.
48. Панін І.А., Панін А.І. Оцінка фізичної підготовленості учнів 1-11 класів, які мешкають в зоні посиленого екологічного ризику, на прикладі швидкісних та швидкісно-силових якостей: Методичні рекомендації - Чернігів, 1996. - 22 с.
49. Пархотик И.И. Лечебная физическая культура. - Киев, 1986. - 156 с.
50. Платонов В.М., Булатова М.М. Фізична підготовка спортсменів. -К.; Олімпійська література, 1995. - 319 с.
51. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: СПбГУ. 2000. - 504 с.
52. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях. СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. 1996. - 451 с.
53. Рыжкин Ю.Е. К вопросу о понятии феномена "физическая рекреация" //Теор. и практ. физ. культ. 2001, № 4, с. 55-57.
54. Рыжкин Ю.Е. Физическая рекреация в комплексе наук о человеке // Вестник Балтийской педагогической академии, 2001, № 40, с. 75-78.
55. Скурихина Л.А. Физические факторы в лечении и реабилитации больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. - М.: Медицина, 1979. - 208 с.
56. Справочник по детской лечебной физкультуре. / Под ред. М.И. Фонарева. - Л.: Медицина, 1983. - 360 с.
57. Стернина З.М. Теорія і методика виховання сліпих і слабозорих школярів. - Л., 1980. -148с.
58. Стриковская В.Л. Лечебная физкультура в реабилитации больных и детей группы риска первого года жизни. - Л.: Медицина, 1991. - 158 с.
59. Фарфель В.С. Управление движеиями в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1975,-208 с.
60. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Пособие для учителя. / Под ред. А.М. Шлемина. - М., 1988.
61. Холостова Е.И. Социальная реабилитация. - К., 2002.
62. Экологическая физиология человека. Адаптация человека к экстремальным условиям среды.- М.: Наука, 1979. - 70 с.
63. Экология, здоровье, спорт. Под ред. Агаджаняна Н.А., Полатайко Ю.А. - Ив.-Франковск -Москва: Пласт, 2002.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7