Подвижная игра как средство рекреации обладает целым рядом качеств, среди которых важнейшее место занимает высокая эмоциональность играющих. Эмоции в игре имеют сложный характер. Это и удовольствие от мышечной работы в игре, от чувства бодрости и энергии, от возможности дружеского общения в коллективной игре, от достижения поставленной в игре цели. Во время подвижной игры осуществляется комплексное воздействие на моторику и нервно-психическую сферу инвалида с детским церебральным параличом.
Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны творческие активные двигательные действия, мотивированные ее сюжетом (темой, идеей). Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими). Они направляются на преодоление различных трудностей по пути к достижению поставленной цели (выиграть, овладеть определенными приемами).
Преимущество подвижных игр перед строго дозированными упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме [Гребешева и др., 1990].
Подвижные игры, как правило, не требуют от участников специальной подготовленности. Одни и те же подвижные игры могут проводиться в разнообразных условиях, с большим или меньшим числом участников, по различным правилам.
Важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры, особенно с элементами соревнования, больше, чем другие формы физического воспитания, адекватны потребностям организма в движении.
В качестве основного использовался метод констатирующего, сравнительного и формирующего исследования. Применялись методы опроса, а также нестандартизированного наблюдения.
Использовались методики оценки степени физической активности (Харитонов А.В., 1998); потребности в занятиях физической рекреацией (Харитонов А.В., 1998), мотивации спортивной деятельности (Лозовая Г.В., 2002); факторов, препятствующих занятиям физической рекреацией (Харитонов А.В., 1998); общего состояния здоровья (Дознадзе Д.С., Сепиашвили Р.И., Ханин Ю.Л., 1987); успешности и удовлетворенности учебной деятельностью (Лозовая Г.В., 2003); ценностных ориентаций (Николаев А.Н., 2000); свойств темперамента (Бренгельман Л., Бренгельман Р., 1989); самооценки (Лозовая Г.В., 2003); направленности личности (Смейкал В., Кучер М., 2000); мотивации успеха (Реан А.А., 2001).
Определены особенности отношения старших школьников к занятиям физической рекреацией. Наиболее популярными видами физической рекреации учеников 9 классов (гр. А) и учеников 10 (гр. Б) являются спортивные игры (у гр. А индекс (И) = 97,5; у гр. Б (И) = 76) и утренняя зарядка (у гр. А (И) = 95; у гр. Б (И) = 71), учеников 11 классов (гр. В) - пешеходные прогулки ((И) = 86,5).
Ученики 11 классов более активны, ученики 9 классов, в отношении занятий атлетической гимнастикой (t = 3,005; Р = 0,004), нетрадиционными видами спорта - боулингом, бильярдом (t = 3,59; Р = 0,0006) и катанием на коньках (t = 2,8; Р = 0,007). Ученики 10 классов, по сравнению с учениками 9 классов, проявляют большую активность в занятиях утренней зарядкой (t = 2,74; Р = 0,008), спортивными играми (t = 2,88; Р = 0,005), атлетической гимнастикой (t = 3,3; Р = 0,002), нетрадиционными видами спорта (t = 3,44; Р = 0,001) и катанием на коньках (t = 4,56; Р = 3,000003).
Выявлено, что ученики 9 и 10 классов являются более активной группой испытуемых в отношении занятий физической рекреацией, ученики 11 классов - менее.
Самые высокие потребности в занятиях физической рекреацией - у учеников 9 классов, самые низкие - ученики 11 классов. Потребности в занятиях физической рекреацией старшеклассников превышают реальный уровень их активности.
В наибольшей степени потребности старшеклассников превышают реальную активность в таких видах физической рекреации, как утренняя зарядка (индекс потребности у гр. А (И) = 125; у гр. Б (И) = 85), пешие прогулки (у гр. А И = 95,5; у гр. Б (И) = 95,5), спортивные игры (у гр. А (И) = 110; у гр. Б (И) = 56), плавание (у гр. А (И) = 83; у гр. Б (И) = 74), туризм (у гр. А (И) = 75,5 у гр. Б (И) = 69), атлетическая гимнастика (у гр. А (И) = 77,5; у гр. Б (И) = 74), шейпинг (у гр. А (И) = 63; у гр. Б (И) = 66) и нетрадиционные виды спорта - боулинг, бильярд (у гр. А (И) = 95; у гр. Б (И) = 85,5).
Потребности в занятиях физической рекреацией рабочих превышают реальную активность лишь относительно занятий утренней зарядкой (И = 58) и нетрадиционными видами спорта - боулингом, бильярдом (И = 44).
Удовлетворенность степенью физической активности всех трех групп равна средним значениям удовлетворенности: 1 Гр. - 3,85 ± 0,77 балла (оценивание производилось по 7-балльной шкале, где 4 балла выражали среднюю удовлетворенность), 2 Гр. - 4 ± 0,83 балла; 3 Гр. -3,72 ± 0,72 балла. Если сравнить данные групп, то показатели удовлетворенности рабочих являются самыми низкими, однако, достоверных значимых различий между показателями удовлетворенности различных групп обнаружено не было.
У всех групп испытуемых на первом месте по распространенности находится такой мотив занятий физической рекреацией, как самосовершенствование (в основном это касается здоровья и внешнего облика): 1 Гр. - 3,58 ± 0,92 балла; 2 Гр. - 3,67 ± 0,79 балла; 3 Гр. - 2,80 ± 1,16 балла. Последние места по степени значимости занимают мотивы достижения результата - ученики 9 классов - 1,69 ± 0,83 балла и ученики 11 классов - 1,49 ± 0,93 балла; и долженствования - ученики 10 классов - 2,35 ± 1,09 балла. Для учеников 9 классов в большей степени, нежели для 10-класников, значима направленность на результат деятельности и вознаграждение. Кроме этого, для 9-класников, в отличие от 11-класников, большее значение имеют мотивы совершенствования, общения, направленные на результат занятий физической рекреацией и на получение удовольствия от процесса занятий.
В качестве главных помех для занятий физической рекреацией у служащих выступают факторы нехватки времени (И = 140) и наличия домашних дел (И = 112,5). Для 9-класников, помимо указанных факторов (соответственно, И = 176; И = 105), характерна усталость во время учебы (И = 105), а для 11-класников кроме всего перечисленного (соответственно, И = 169; И = 123; И = 115), характерны психологические трудности (И = 108) и отсутствие привычки заниматься физической рекреацией (И = 105).
Наиболее тесные связи выявлены между показателями отношения к физической рекреации (активностью, потребностью в занятиях и удовлетворенностью степенью физической активности) и мотивами, направленными на самосовершенствование, получение удовольствия от процесса занятий и общение.
В меньшей степени показатели отношения к физической рекреационной деятельности связаны с мотивами, направленными на достижение результата деятельности, а также мотивами долженствования и вознаграждения.
Определены показатели самореализации испытуемых в сфере учебной деятельности. Все группы испытуемых оценивают успешность своей учебной деятельности как среднюю: у 9-класников - 5,37 ± 0,68 балла; у 10-класников - 5,39 ± 0,73 балла; у 11-класников - 5,24 ± 0,59 (оценивание производилось по 10-балльной шкале). Достоверных значимых различий между показателями успешности деятельности служащих, студентов и рабочих не выявлено.
Выявлено, что у 11-класников в наименьшей степени (по сравнению с другими группами испытуемых) реализованы жизненные ценности. Среди 10 и 11-класников в наибольшей степени реализованы ценности «общение», «любовь» и «увлечения». У 9-класников - привлекательности, общения и ярких впечатлений от жизни. Выявлено, что у 9-класников эти ценности реализованы в большей степени, нежели у 11-класников (относительно «привлекательности» t = 3,59; Р = 0,0005; «ярких впечатлений» - t = 2,28; Р = 0,0025). У 10-класников, в отличие от 11-класников, в большей степени реализованы ценности общения (t = 2,46; Р = 0,016), привлекательности (t = 2,72; Р = 0,008) и любви (t = 2,42; Р = 0,02).
Наибольшую удовлетворенность жизнью в целом испытывают 10-класники - 4,0 ± 0,82 балла; 11-класники - 3,87 ± 0,73 балла; 9-класники - 3,83 ± 0,79 балла. Тем не менее, достоверные значимые различия между средними значениями удовлетворенности жизнью различных групп отсутствуют.
Демографические, социальные и психологические факторы отношения к физической рекреации и самореализации. Пол и возраст для старших школьников являются факторами физической рекреационной активности и потребности в занятиях физической рекреацией. Так, мальчики проявляют большую физическую активность, нежели девочки.
Психологические характеристики испытуемых связаны с показателями отношения к физической рекреации.
Так, направленность на себя связана с занятиями зарядкой (r = 0,43; р ? 0,001), легкой атлетикой (r = 0,36; р ? 0,001) и шейпингом (r = 0,35; р ? 0,01). Респонденты с преобладающей направленностью на себя выше оценивают значимость такого мотива занятий физической рекреационной деятельностью как совершенствование (r = 0,44; р ? 0,001).
Выявлена связь между ценностными ориентациями и активностью в различных видах физической рекреации. Высокая значимость ценности «власть и влияние» связана с занятиями единоборствами - боксом, борьбой (r = 0,39; р ? 0,001); ценность «здоровье» - лыжными прогулками (r = 0,35; р ? 0,01) и спортивными играми (r = 0,34; р ? 0,01); ценность «материальный успех» - с занятиями единоборствами (r = 0,48; р ? 0,001), атлетической гимнастикой (r = 0,48; р ? 0,001) и нетрадиционными видами спорта - боулингом, бильярдом (r = 0,40; р ? 0,001). «Межличностные контакты и общение» - с лыжными прогулками (r = 0,38; р ? 0,001) и занятиями атлетической гимнастикой (r = 0,37; р ? 0,001). «Яркие впечатления от жизни» связаны с активностью средствами спортивных игр (r = 0,32; р ? 0,01), атлетической гимнастики (r = 0,32; р ? 0,01) и нетрадиционных видов спорта - бильярда, боулинга (r = 0,35; р ? 0,01).
Обнаружены связи между самооценкой и занятиями различными видами физической рекреации. Респонденты с высокими показателями самооценки внешней привлекательности предпочитают занятия спортивными играми (r = 0,39; р ? 0,001), шейпингом (r = 0,38; р ?0,001), единоборствами - боксом, борьбой (r = 0,46; р ? 0,001), катанием на коньках (r = 0,32; р ? 0,01). Высокая самооценка жизненной активности связана с физической рекреационной активностью в сфере спортивных игр (r = 0,59; р ? 0,001), единоборств - бокса, борьбы (r = 0,45; р ? 0,001) и шейпинга (r = 0,35; р ? 0,01). Высокие значения самооценки волевых качеств связаны с активностью в области шейпинга (r = 0,41; р ? 0,001) и атлетической гимнастики (r = 0,40; р ? 0,001).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7