Рефераты. Анализ результатов эксперимента в области дистанционного образования

6. В целом доказана необходимость и государственная важность развития дистанционного образования в России (полностью соответствующего главной тенденции общемирового образовательного процесса) при непременном обеспечении его высокого качества, соответствующего национальным и международным стандартам.

Вместе с тем эксперимент позволил выявить следующие важные проблемы, от решения которых зависит дальнейшее развитие дистанционного образования в России:

1. Достаточно влиятельные слои академического сообщества еще остаются на позициях предубежденности и консервативности по отношению к реалиям общемирового образовательного процесса и роли дистанционного образования, позиционируясь по отношению к нему в диапазоне от «то, что дистанционно - фикция, или это нечто заведомо некачественное» до «дистанционная технология - это технический вопрос, частное дело занимающихся этим вузов». Проблемы дистанционного образования в прямой постановке и с достаточной полнотой не представлены в Программе информатизации российской системы образования и других плановых документах государственного уровня. Сам Всероссийский эксперимент проводился по инициативе и на средства вузов-участников. Важнейшая проблема стандартизации и создания интегрирующих основ в области дистанционного образования в России не отражена в планах НИР до 2005 года и часто становится предметом узковедомственного рассмотрения отдельными вузами без надлежащего обсуждения, экспертизы и учета особенностей, применяемых вузами дистанционных технологий. Это позволяет сделать вывод о недостаточности государственной поддержки процесса развития дистанционного образования в России.

2. Исторически вузы, осуществляющие дистанционный образовательный процесс, действовали автономно и к настоящему времени создали достаточно эффективные системы дистанционного образования, сильно отличающиеся по используемым моделям, технологиям и формам организации и использования образовательных контентов. Это значительно затрудняет (а часто и делает невозможным) обмен положительными результатами и достижениями и эффективный информационный обмен вообще. По причине отсутствия интерфейса на основе единых стандартов возникают трудности интегрирования в общемировой дистанционный процесс, уже организованный на основе международных стандартов. Практически полное отсутствие этой проблемы в перспективных программах исследований до 2005 года означает, что дистанционное образование в России будет развиваться спонтанно по принципу «кристаллизации» вокруг вузов-разработчиков эффективных, но не комплиментарных (не совместимых) дистанционных технологий и интеграция возможна лишь на уровне этих образовательных сетей вузов.

3. Совокупность трех основных факторов: бурного развития глобальных электронно-сетевых технологий (Интернет, спутниковые коммуникации (и особенно спутниковое телевидение), глобализация образовательного рынка и значительное превосходство зарубежных дистанционных образовательных продуктов и технологий, в отличие от российских, приведенных к единым стандартам качества (IMS и другие стандарты семейства ISO), является источником возникновения качественно новой и сложной проблемы - международной конкуренции образовательных организаций. То есть «не за горами» та неприятная ситуация, когда российский потенциальный студент выбирает дистанционное образование, предлагаемое ему по глобальным сетям, зарубежными вузами.

4. Начав исследования в рамках эксперимента, вузы- участники фактически действовали в условиях «правового вакуума» - то есть при полном отсутствии соответствующей законодательной и нормативной базы. Принятые в ходе эксперимента правовые и нормативные акты легализовали некоторые специфические реалии дистанционного образовательного процесса. Вместе с тем еще остаются нерешенными ряд принципиальных юридических и других проблем, подробнее освещенных в отдельном подразделе Б, требующих разработки соответствующих законов (внесения изменений в существующие законы) и нормативных актов. При этом следует подчеркнуть, что все развитие нормативно-правовой базы дистанционного образования должно быть направлено на две цели: широкое и многовариантное развитие дистанционного образования и непременного обеспечения требуемого качества этого образования. Разработка законопроектов и нормативных актов требует широкого обсуждения и экспертизы с участием вузов, представляющих существенно различные образовательные модели и технологии, а сами нормативные акты должны содержать процедуры классификации технологий конкретных вузов, предваряющей собственно проверку на соответствие нормам.

Для решения этих и ряда других проблем вузами-участниками эксперимента подготовлены следующие предложения:

1. Продолжить эксперимент в области дистанционного образования с целью исследования факторов, определяющих интенсификацию многовариантного развития дистанционного образования в России при обеспечении его высокого качества, а также его интеграцию в рамках как национального, так и общемирового образовательного процесса в условиях глобализации рынка и международной конкуренции в этой области.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:

· проведение дальнейших исследований образовательных моделей, научно-методических и дидактических наработок вузов в области дистанционного образования с целью выявления его принципиальных и качественных отличий от традиционных форм обучения,

· формирование необходимой нормативно-правовой базы, обеспечивающей полную легитимность использования технологий дистанционного образования, осуществляемого в различных организационных формах,

· стандартизация качественных параметров образовательного процесса, соответствующую международным стандартам в этой области, а также позволяющей развивать различные подходы и технологии дистанционного образования,

· формирование основ унификации средств коммуникаций и формирования образовательного пространства, позволяющей осуществлять взаимовыгодный обмен передовыми достижениями в области дистанционного образования,

· исследования и апробация различных видов дистанционных технологиий, отработки новых форм взаимодействия вузов, осуществляющих широкомасштабное развитие дистанционных технологий, и отработка вопросов управления исследованиями и соответствующих технологий информационного обмена,

· продолжение изучения характеристик информационного и технического обеспечения дистанционного образовательного процесса,

· исследование параметров и проблем развития дистанционного образования в России в контексте общемирового образовательного процесса.

Для решения этих задач вузы- участники эксперимента считают необходимым:

а). В рамках Программы информатизации российской системы образования создать отдельное направление по проблематике «Образовательные технологии, управление качеством и нормативно-правовое обеспечение дистанционного образования».

б). Усилить в планах НИР и обеспечить соответствующую поддержку этих и других исследований в области дистанционного образования.

в). В целях обеспечения управляемости исследованиями, проводимыми в различных вузах, образовать консорциум вузов - активных участников эксперимента, основанный на принципах приоритета указанной выше общесистемной цели эксперимента, открытости и равноправия участников, толерантности к различным подходам в области дистанционного образования, необходимости активного и конструктивного участия в работе консорциума.

В рамках эксперимента его участниками было осознана недостаточность нормативно-правового обеспечения отношений в системе дистанционного образования. Таким образом, участникам эксперимента приходилось действовать в «правовом вакууме». Вместе с тем положения образовательного законодательства, определяющие правовой статус образовательных учреждений, пределы свободы образовательного учреждения в определении своей структуры, процедуры регистрации, лицензирования, аккредитации и аттестации образовательных учреждений и их обособленных структурных подразделений, препятствует развитию системы дистанционного образования.

Юридический анализ хода проведения и результатов эксперимента обнаруживает недостатки в существующем образовательном законодательстве, создающие проблемы развития отношений в системе дистанционного образования:

Проблемы, связанные с разделением системы образования на формы, уровни и ступени образования, противоречащие принципу непрерывности образования.

В рамках разработки образовательных программ, реализуемых в системе дистанционного образования, было обнаружено, что вследствие несогласованности государственных образовательных стандартов различных уровней образовательные программы разных уровней образования зачастую содержат одни и те же курсы образовательных дисциплин (дублирование учебного материала). Таким образом, традиционная система образования не всегда может обеспечить преемственность и непрерывность образовательного процесса. В законе нет механизма согласования образовательных программ разных уровней разных образовательных учреждений.

Проблемы координации деятельности образовательного учреждения вне места его нахождения.

Следствием свойства экстерриториальности дистанционного обучения является возможность образовательного учреждения реализовать образовательную программу учащимся в независимости от места нахождения образовательного учреждения и учащегося. Однако, действующие нормы образовательного законодательства не предполагают возможности действий образовательного учреждения вне места своего нахождения, за исключением филиалов (представительства не могут осуществлять обучение, но могут проводить консультационную деятельность, текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и оказывать помощь студентам-заочникам в освоении образовательных программ за счет привлечения штатных научно-педагогических работников вуза, например, преподавателей экстерриториальных кафедр вуза, проживающих в местах компактного сосредоточения дистанционных студентов. Поэтому, логичным было бы распространение «статуса экстерриториальности» на лицензии образовательных учреждений, реализующих учебные программы с использованием дистанционного обучения.

Проблема несоответствия существующих лицензионных нормативов, разработанных для традиционных технологий получения образования особенностям обучения с использованием дистанционных технологий.

Это несоответствие проявляется в части:

а) требований к наличию и оснащенности арендуемых площадей (при дистанционном обучении аудиторные занятия проводятся в значительно меньшем объеме);

б) количеству штатных преподавателей, имеющих ученую степень (при дистанционном обучении значительная часть нагрузки выполняется преподавателями, имеющими специальную методическую подготовку, а также опыт практической работы по профилю обучения, но не имеющими ученую степень);

с) требований к обеспечению литературой в традиционной библиотеке (при дистанционном обучении обучаемые получают индивидуальный комплект учебно-методических материалов, который часто не может быть отражен на балансе базового вуза, а также имеют доступ в электронные библиотеки вузов) и др.

Проблемы отдельных процедур лицензирования, аттестации и аккредитации филиалов ВУЗов.

Согласно Закону «Об образовании» филиалы образовательных учреждений проходят лицензирование и аттестацию отдельно от головного ВУЗа. И только аккредитацию - в составе головного вуза. Это противоречит положениям Гражданского Кодекса, согласно которым филиал (также как и представительство) не является юридическим лицом, а лишь обособленным подразделением юридического лица.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.