Однако для того, чтобы процесс обучения был качественным, следует определять цель и результативность каждого этапа урока. Одним из недостатков данной формы записи плана урока является то, что в ней не просматривается деятельность учащихся. В этом отношении гораздо удобнее вертикальная форма планирования урока (Приложение 2).
Во-первых, эта форма помогает рационально использовать время урока.
Во-вторых, способствует прогнозированию деятельности учащихся. Умение планировать - есть умение подготавливать успех в работе, создавать базу для воплощения задуманного. Так в приложении даны несколько примеров для ознакомления.
Таким образом, при планировании урока учитель всегда должен помнить о том, что основными действующими лицами на уроке английского языка являются дети: они слушают иноязычную речь не только из уст учителя, но и в звукозаписи, они говорят, читают вслух и про себя, они пишут. Именно деятельность детей, их активная работа с усваиваемым материалом на уроке должна быть в центре внимания учителя при планировании. Она и определяет эффективность урока, его обучающий характер. В планировании современного урока предусматривается также его оснащение средствами обучения. Авторы УМК дают свои рекомендации по
оснащению. Однако, учителю следует конкретизировать, какие средства он должен и может использовать на предстоящем уроке и заранее проверить их «рабочее состояние».
2.3 Опытно-экспериментальная работа
В реализации опытно-экспериментальной работы с целью обоснования и разработки методических рекомендаций по анализу и планированию уроков нами использовались:
ѕ наблюдение за одним из учителей английского языка на уроке;
ѕ анкетирование учителей «Выявление затруднений учителей при планировании уроков».
Исследование проводилось среди педагогов МОУ Комсомольской средней общеобразовательной школы Тисульского района Кемеровской области.
В исследовании принимал и участие 57 учителей школы. По педагогическому стажу:
ѕ до 3 лет - 3 человека;
ѕ от 3 до 1О лет - 3 человека;
ѕ от 1О до 20 лет - 20 человек;
ѕ от 20 и выше - 31 человек.
По образованию:
ѕ высшее - 55 человек;
ѕ средне специальное - 1 человек;
ѕ продолжают обучаться в данное время - 1.
По квалификационным категориям:
ѕ высшая - 35 человек;
ѕ первая - 16 человек;
ѕ вторая - 5;
ѕ без категории - 1 человек.
На первом этапе нами проведено педагогическое наблюдение за ходом педагогического процесса на уроке английского языка, с целью оценки анализа учебного занятия.
Критерии оценок:
Высокий уровень:
ѕ полностью соответствуют требованиям учебной программы
познавательные, воспитательные задачи урока, формируются (контролируются, закрепляются, совершенствуются):
знания основных понятий, теоретических положений, законов, закономерностей, важнейших фактов, хода явлений и событий:
специальные, предметные умения и навыки;
общеучебные умения и навыки.
ѕ полностью соответствует материал программным требованиям и задачам урока;
ѕ рациональна логика изучения материала;
ѕ использование внутрипредметных (внутрикурсовых) и межпредметных связей;
ѕ рационально избранны учителем сочетания словесных, наглядных и
практических методов обучения,
ѕ рационально избранно учителем сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы;
ѕ сделано все необходимое для рациональной организации труда учащихся (четкая постановка учителем задач работы, качественно проведен инструктаж о порядке выполнения работы, сроках и видах контроля, учащиеся обеспечены необходимыми для выполнения работы инструментами, материалами и т. п.);
ѕ созданы благоприятные условия для обучения;
ѕ рациональна избранная учителем структура урока;
ѕ удалось решить поставленные задачи урока на необходимом уровне.
Средний уровень:
ѕ познавательные, воспитательные задачи урока соответствуют
требованиям учебной программы;
ѕ неполно используются образовательные возможности урока;
ѕ отобранное содержание учебного материала соответствует принципам научности, доступности, последовательности, связи с жизнью, практической и профориентационной направленности обучения;
ѕ не рационально ли использован дополнительный (к учебнику) материал;
ѕ не рационально используются учителем сочетания словесных. наглядных и практических методов обучения;
ѕ не полная рациональная организация труда учащихся (не проведен инструктаж о порядке выполнения работы, сроках и видах контроля, зато учащиеся обеспечены необходимыми для выполнения работы инструментами, материалами и т. п.);
Низкий уровень:
ѕ познавательные, воспитательные задачи урока не соответствуют требованиям учебной программы;
ѕ не используются образовательные возможности урока.
ѕ отобранное содержание учебного материала не соответствует принципам научности, доступности, последовательности, связи с жизнью, практической и профориентационной направленности обучения;
ѕ не использован дополнительный (к учебнику) материал;
ѕ не используются учителем сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения;
ѕ не рациональная организация труда учащихся (не проведен инструктаж о порядке выполнения работы, сроках и видах контроля, учащиеся не обеспечены необходимыми для выполнения работы инструментами, материалами и т. п.).
Для оценки деятельности учителя на уроке английского языка нами были выбраны следующие критерии:
№
Вид деятельности
Результаты оценивания
Контроль посещения
Самооценка
1
Организация занятия, предъявление информации
2
Активизация познавательной деятельности
0
3
Знание предмета, научность, новизна
4
Психологический настрой, педагогический такт, сотрудничество
5
Полнота, качество ТСО, наглядности
6
Соответствие структуры, методики, технологии занятия целям обучения
7
Степень достижения учебной цели (достигнута: полностью, в основном, не полностью)
8
Занятие проведено по новой технологии, творчески, с элементами МАО
9
Активность учащихся (работали все, работало большинство, работало меньшинство)
10
Общая сумма
Наличие признака оценивается по следующей шкале:
2 присутствует в полной мере;
1 присутствует частично;
0 - не присутствует.
Сумма баллов
Оценка занятия
18-11
Занятие проведено на высоком профессиональном, методическом уровне, учебные цели достигнуты
11-6
Занятие проведено методически целесообразно, учебные цели в основном достигнуты
Менее 6
Занятие проведено слабо, учебные цели достигнуты не полностью
В ходе наблюдения за учителем английского языка с целью оценки анализа учебного материала мы отметили, что учитель находится на среднем уровне реализации обучающей деятельности.
Нами было отмечено, что учитель осознает систему своей работы, свои достижения, а также затруднения и недостатки, он активно использует на уроке методики выбора оптимальных методов, форм и средств обучения, ответственно подходит к отбору учебного материала, выносимого на урок.
Учителю удалось избежать перегрузки школьников и обеспечить высокую продуктивность мотивации учения, рабочее самочувствие и настроение школьников на уроке, качество «проживания» урока.
Но нами так же было отмечено, что на уроке учителем не использован дополнительный (к учебнику) материал, не рационально использовались учителем сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения.
Так же нами было отмечено, что учитель нацелен на улучшение планирования урока и системы уроков, руководствуясь при этом не формальными, а сущностными основаниями.
Таким образом, урок английского языка проведен учителем методически целесообразно, учебные цели в основном достигнуты.
На втором этапе нами использовалось анкета для учителей на выявление затруднений учителей при планировании уроков.
В целях выявления трудностей, которые испытывают учителя, мы
предлагали им заполнить анкету (Приложение 3), в которой нужно было оценить свой уровень владения перечисленными действиями.
Условные обозначения:
В высокая оценка,
С средняя оценка,
Н низкая оценка.
Критерии выявления степени затруднения педагогов осуществлялись по 4 основным показателям:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9