Рефераты. Анализ и планирование урока иностранного языка в общеобразовательной школе

Однако для того, чтобы процесс обучения был качественным, следует определять цель и результативность каждого этапа урока. Одним из недостатков данной формы записи плана урока является то, что в ней не просматривается деятельность учащихся. В этом отношении гораздо удобнее вертикальная форма планирования урока (Приложение 2).

Во-первых, эта форма помогает рационально использовать время урока.

Во-вторых, способствует прогнозированию деятельности учащихся. Умение планировать - есть умение подготавливать успех в работе, создавать базу для воплощения задуманного. Так в приложении даны несколько примеров для ознакомления.

Таким образом, при планировании урока учитель всегда должен помнить о том, что основными действующими лицами на уроке английского языка являются дети: они слушают иноязычную речь не только из уст учителя, но и в звукозаписи, они говорят, читают вслух и про себя, они пишут. Именно деятельность детей, их активная работа с усваиваемым материалом на уроке должна быть в центре внимания учителя при планировании. Она и определяет эффективность урока, его обучающий характер. В планировании современного урока предусматривается также его оснащение средствами обучения. Авторы УМК дают свои рекомендации по

оснащению. Однако, учителю следует конкретизировать, какие средства он должен и может использовать на предстоящем уроке и заранее проверить их «рабочее состояние».

2.3 Опытно-экспериментальная работа

В реализации опытно-экспериментальной работы с целью обоснования и разработки методических рекомендаций по анализу и планированию уроков нами использовались:

ѕ наблюдение за одним из учителей английского языка на уроке;

ѕ анкетирование учителей «Выявление затруднений учителей при планировании уроков».

Исследование проводилось среди педагогов МОУ Комсомольской средней общеобразовательной школы Тисульского района Кемеровской области.

В исследовании принимал и участие 57 учителей школы. По педагогическому стажу:

ѕ до 3 лет - 3 человека;

ѕ от 3 до 1О лет - 3 человека;

ѕ от 1О до 20 лет - 20 человек;

ѕ от 20 и выше - 31 человек.

По образованию:

ѕ высшее - 55 человек;

ѕ средне специальное - 1 человек;

ѕ продолжают обучаться в данное время - 1.

По квалификационным категориям:

ѕ высшая - 35 человек;

ѕ первая - 16 человек;

ѕ вторая - 5;

ѕ без категории - 1 человек.

На первом этапе нами проведено педагогическое наблюдение за ходом педагогического процесса на уроке английского языка, с целью оценки анализа учебного занятия.

Критерии оценок:

Высокий уровень:

ѕ полностью соответствуют требованиям учебной программы

познавательные, воспитательные задачи урока, формируются (контролируются, закрепляются, совершенствуются):

знания основных понятий, теоретических положений, законов, закономерностей, важнейших фактов, хода явлений и событий:

специальные, предметные умения и навыки;

общеучебные умения и навыки.

ѕ полностью соответствует материал программным требованиям и задачам урока;

ѕ рациональна логика изучения материала;

ѕ использование внутрипредметных (внутрикурсовых) и межпредметных связей;

ѕ рационально избранны учителем сочетания словесных, наглядных и

практических методов обучения,

ѕ рационально избранно учителем сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы;

ѕ сделано все необходимое для рациональной организации труда учащихся (четкая постановка учителем задач работы, качественно проведен инструктаж о порядке выполнения работы, сроках и видах контроля, учащиеся обеспечены необходимыми для выполнения работы инструментами, материалами и т. п.);

ѕ созданы благоприятные условия для обучения;

ѕ рациональна избранная учителем структура урока;

ѕ удалось решить поставленные задачи урока на необходимом уровне.

Средний уровень:

ѕ познавательные, воспитательные задачи урока соответствуют

требованиям учебной программы;

ѕ неполно используются образовательные возможности урока;

ѕ отобранное содержание учебного материала соответствует принципам научности, доступности, последовательности, связи с жизнью, практической и профориентационной направленности обучения;

ѕ не рационально ли использован дополнительный (к учебнику) материал;

ѕ не рационально используются учителем сочетания словесных. наглядных и практических методов обучения;

ѕ не полная рациональная организация труда учащихся (не проведен инструктаж о порядке выполнения работы, сроках и видах контроля, зато учащиеся обеспечены необходимыми для выполнения работы инструментами, материалами и т. п.);

Низкий уровень:

ѕ познавательные, воспитательные задачи урока не соответствуют требованиям учебной программы;

ѕ не используются образовательные возможности урока.

ѕ отобранное содержание учебного материала не соответствует принципам научности, доступности, последовательности, связи с жизнью, практической и профориентационной направленности обучения;

ѕ не использован дополнительный (к учебнику) материал;

ѕ не используются учителем сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения;

ѕ не рациональная организация труда учащихся (не проведен инструктаж о порядке выполнения работы, сроках и видах контроля, учащиеся не обеспечены необходимыми для выполнения работы инструментами, материалами и т. п.).

Для оценки деятельности учителя на уроке английского языка нами были выбраны следующие критерии:

Вид деятельности

Результаты оценивания

Результаты оценивания

Контроль посещения

Самооценка

1

Организация занятия, предъявление информации

2

2

2

Активизация познавательной деятельности

0

0

3

Знание предмета, научность, новизна

2

2

4

Психологический настрой, педагогический такт, сотрудничество

1

1

5

Полнота, качество ТСО, наглядности

0

0

6

Соответствие структуры, методики, технологии занятия целям обучения

2

1

7

Степень достижения учебной цели (достигнута: полностью, в основном, не полностью)

1

1

8

Занятие проведено по новой технологии, творчески, с элементами МАО

0

0

9

Активность учащихся (работали все, работало большинство, работало меньшинство)

1

1

10

Общая сумма

9

8

Критерии оценок:

Наличие признака оценивается по следующей шкале:

2 присутствует в полной мере;

1 присутствует частично;

0 - не присутствует.

Сумма баллов

Оценка занятия

18-11

Занятие проведено на высоком профессиональном, методическом уровне, учебные цели достигнуты

11-6

Занятие проведено методически целесообразно, учебные цели в основном достигнуты

Менее 6

Занятие проведено слабо, учебные цели достигнуты не полностью

В ходе наблюдения за учителем английского языка с целью оценки анализа учебного материала мы отметили, что учитель находится на среднем уровне реализации обучающей деятельности.

Нами было отмечено, что учитель осознает систему своей работы, свои достижения, а также затруднения и недостатки, он активно использует на уроке методики выбора оптимальных методов, форм и средств обучения, ответственно подходит к отбору учебного материала, выносимого на урок.

Учителю удалось избежать перегрузки школьников и обеспечить высокую продуктивность мотивации учения, рабочее самочувствие и настроение школьников на уроке, качество «проживания» урока.

Но нами так же было отмечено, что на уроке учителем не использован дополнительный (к учебнику) материал, не рационально использовались учителем сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения.

Так же нами было отмечено, что учитель нацелен на улучшение планирования урока и системы уроков, руководствуясь при этом не формальными, а сущностными основаниями.

Таким образом, урок английского языка проведен учителем методически целесообразно, учебные цели в основном достигнуты.

На втором этапе нами использовалось анкета для учителей на выявление затруднений учителей при планировании уроков.

В целях выявления трудностей, которые испытывают учителя, мы

предлагали им заполнить анкету (Приложение 3), в которой нужно было оценить свой уровень владения перечисленными действиями.

Условные обозначения:

В высокая оценка,

С средняя оценка,

Н низкая оценка.

Критерии выявления степени затруднения педагогов осуществлялись по 4 основным показателям:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.